СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная природа в произведениях А. А. Блока и С.А.Есенина, А.А.Ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка включает в себя презентацию, сценарий урока "Родная природа в произведениях А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой". Кроме того, имеются аудиофайлы стихотворений данных поэтов к уроку. Цели и задачи урока: проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века; познакомить с творчеством выдающихся поэтов 20 века А. А. Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой; выработать навыки выразительного чтения лирического произведения, анализа стихотворения; закрепить знания литературоведческих терминов; приобщить к миру прекрасного. К сожалению, не вместились технически видеофайлы кратких биографий поэтов, надеюсь прикрепить их отдельно.

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в произведениях»

Родная природа в произведениях

А. А. Блока и С.А.Есенина, А.А.Ахматовой



Цели и задачи урока: проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века; познакомить с творчеством выдающихся поэтов 20 века А. А. Блока и С.А.Есенина; выработать навыки выразительного чтения лирического произведения, анализа стихотворения; закрепить знания литературоведческих терминов; приобщить к миру прекрасного.


Форма урока: исследование.


Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока.


Вступительное слово учителя: «Ф. И. ТЮТЧЕВ в 1836 году написал: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.» Сегодня, ребята, нам предстоит возможность увидеть, но не только глазами, услышать, но не только ушами, а сердцем, душой увидеть и услышать те чувства и тот глубинный смысл, которые скрыты от невнимательного читателя в стихотворениях поэта 20 века Александра Александровича Блока. Мы возвращаемся к теме: « Родная природа в русской литературе».


  1. А. А. Блок (1880 – 1921) – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века.


Видео «Жизнь и творчество А.А. Блока»


Выразительное чтение стихотворений А. Блока (стихи учащиеся учили на выбор: «Летний вечер» и «О, как безумно за окном»)


Работа с лирическими произведениями по вопросам:


- К какому жанру можно отнести данные произведения? (пейзажная лирика).


1. Я хотела бы остановиться на стихотворении « Летний вечер».


-Какую картину рисует Блок в этом произведении? (лето).


-Лето в разгаре или подходит к концу ? ( Это позднее лето. Об этом говорят « сжатая рожь», « некошеная межа», « песня жницы», «луговые дали, освещённые закатным солнцем»).


-Укажите, пожалуйста, приметы летнего вечера. (закат, розовая дремота, красный диск луны, ночь, луна).


-Ребята, посмотрите внимательно и скажите: « Какими красками нарисована картина природы?» (красный, розовый, жёлтый).


А какой цвет преобладает? (красный).


-Какое чувство вызывает у вас этот цвет? (тревоги).


-В каких строфах звучит она? Почему? (кончается день, скоро осень, очевидны тревожные настроения, душевный непокой, тоска, неясность цели и будущего. Об этом говорят строки « Умчись без цели на коне, забудь тревоги и печали»).


-Давайте обратимся к следующему четверостишию. Меняется ли настроение героя в нем? (Да.)


-Как называется такой прием в литературе? (антитеза). Приведите примеры из текста.

Какие средства выразительности мы знаем? (сравнение, метафора, эпитет, гипербола….).


-Для того, чтобы подвести итог нашим знаниям анализа стихотворения, укажем размер стихотворения и рифму. Д ля этого мы заполним таблицу.



-Ребята, вы, когда читали стихотворение, не встретили ли слова, смысл которых вам неясен? ( межа - граница земельных владений в виде полосы необработанной земли; песня жницы – тот, кто жнет( убирает) в поле рожь).


2. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ: «О, КАК БЕЗУМНО ЗА ОКНОМ».


- Как соотносится это стихотворение с произведением « ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»? (они контрастны по изображённому в них пейзажу, покой летнего вечера противопоставлен реву бушующей злой осенней бури; по настроению; неясная тревога и тоска сменяется вихрем, безумием бури)


-Какие образы мы встречаем в этом стихотворении? (буря злая, тучи несутся, ветер воет, ужасна ночь, холод сырой, мрак, дождь).


-Какое настроение может быть в такой момент? (эти образы создают дисгармонию, хаос).


-Скажите, пожалуйста, какую окраску несут эти слова? (отрицательную окраску, негативную).


-Какие предложения мы встречаем в этом произведении? (все предложения имеют восклицательную интонацию, которая создаёт ощущение крика, отчаяния).


  1. С.Есенин. Видео-биография поэта

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» (5-7 мин)

- А теперь мы познакомимся со стихотворением Есенина «Мелколесье. Степь и дали …»

-Послушайте его.


Мелколесье. Степь и дали,

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога ,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец- крестьянин,

Ну, а я - крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет…

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень…


-Итак, давайте поработаем над прочитанным текстом.

* Чему посвящено это стихотворение?

(зимней дороге)

*Словарная работа

-Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные?

*Мелколесье –редкие насаждения кустарников

*Разливные бубенцы- раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать далеко.

*Чахленькую- неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, т к он родился здесь.

*Венка – двухрядная гармонь

* Стынь- в морозную погоду всё застывает

*Звень –от мороза всё звенит


- В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Мы чувствуем мотив русской пляски:

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.


- В последней строфе появляется образ русской гармошки- «венки», под которую «Будет рядом веселиться/ Юность русских деревень…»


- Есенин в своем стихотворении «Мелколесье. Степь и дали …» использует такие выразительные средства языка как эпитет, метафора, олицетворение. Вспомните определения выразительных средств языка?

Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью?( разливные бубенцы; Неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность) для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха.


-А где же здесь метафора? (юность русских деревень)


-Олицетворение. (бубенцы зарыдали; ножка у березки)


- Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (зримую, живописную картину)отворению.


3. А.А.Ахматова.


Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?


Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.


В автобиографии "Коротко о себе" А. Ахматова пишет:


"Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я "не сообразив", что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом". Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Перед весной бывают дни такие..." А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.


(Учитель читает или рассказывает стихотворение).


Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.


И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.


- Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)


- Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.


Вопросы Возможные варианты ответов

1. Определи вид лирики. Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя)

2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Приподнятым настроением,

верой в обновление.

3. Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны

4. Какие картины рисует поэт? "Луг отдыхает под снегом" (мы видим), "деревья шумят" (слышим), "веет ветерок" (осязаем, т.е. чувствуем).


Вывод: первая особенность лирики - поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать

5. а) Какая строка "подсказывает" нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя? а) "И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь". (Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя)

б) Нет.


Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации.

6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних строках? 6 строка "И дома своего не узнаешь" – в значении "все обыденное (привычное) воспринимается как новое".

7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками. Да. В последних трёх строках.


Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора.

7. Назовите художественные средства, используемые поэтом. Олицетворение: луг "отдыхает", "шумят деревья", "дивится тело".


Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер".


Анафора: 3 строчки начинаются с союза "и" (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.)


Аллитерация: "Шумят деревья весело – сухие". Вывод: использование средств художественной выразительности - еще одна особенность лирики Ахматовой.


Вывод: четвёртая особенность лирики - использование средств художественной выразительности.

8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга.

9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части. 1-я - описание природы (настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация.);


2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя

10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения? Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.

11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение? Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом - своеобразие её восприятия и самобытность мира.)

12. В чём заключается главная мысль стихотворения? Каждый видит за этими строчками что-то своё: строки вызывают ассоциации - напоминают о былых переживаниях человека.

Через картины природы открывается внутренний мир человека.

Главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем.

Вывод: пятая особенность лирики - наполнение картин природы философским смыслом (о прошлом и будущем.)

Чтение наизусть учащимися стихотворения А.А.Ахматовой.

Домашнее задание: конспект о К. Кулиеве (1 вариант) и Г.Тукае (2 вариант), выразительное чтение стихотворений.

Просмотр содержимого презентации
«стихи поэтов 20 века»

РОДНАЯ ПРИРОДА  В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ  XX ВЕКА

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

«Ф. И. ТЮТЧЕВ в 1836 году написал: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.»
  • «Ф. И. ТЮТЧЕВ в 1836 году написал: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.»
А.А. Блок

А.А. Блок

Умер поэт в 10 часов 30 минут 7 августа 1921

Умер поэт в 10 часов 30 минут 7 августа 1921

Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, где Блок похоронил отчима, 10 августа на руках принесли самого поэта. По залитым августовским солнцем пустынным улицам города гроб с телом поэта провожало около полутора тысяч человек - огромная толпа в обезлюдевшем Петрограде 1921 года. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, где Блок похоронил отчима, 10 августа на руках принесли самого поэта. По залитым августовским солнцем пустынным улицам города гроб с телом поэта провожало около полутора тысяч человек - огромная толпа в обезлюдевшем Петрограде 1921 года. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.

Природа в стихах А.А.Блока

Природа в стихах А.А.Блока

А.Блок «Летний вечер»

А.Блок «Летний вечер»

С.А.Есенин

С.А.Есенин

А.А.Ахматова

А.А.Ахматова

Домашнее задание

Домашнее задание

  • конспект о К. Кулиеве (1 вариант) и Г.Тукае (2 вариант), выразительное чтение стихотворений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!