СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок литературы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов» для учащихся 6 классов проходит в нестандартной обстановке: в читальном зале сельской библиотеки  п. Степного.

  Ведут урок библиотекари:  Коневецкая JI. C. и Ишутина А.А. и учитель русского языка и литературы Л.Бреус.

  Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов».

  Цель урока:

1) углубить знания учащихся по теме урока;

2) научить выразительному чтению стихотворений о природе, считая за образец чтение стихотворений взрослыми;

3) развитие творческих способностей учащихся. 

Просмотр содержимого документа
««Родная природа в стихотворениях русских поэтов».»



Урок литературы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов».

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов» для учащихся 6 классов проходит в нестандартной обстановке: в читальном зале сельской библиотеки п. Степного.

Ведут урок библиотекари: Коневецкая JI. C. и Ишутина А.А. и учитель русского языка и литературы Л.Бреус.

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов».

Цель урока:

1) углубить знания учащихся по теме урока;

2) научить выразительному чтению стихотворений о природе, считая за образец чтение стихотворений взрослыми;

3) развитие творческих способностей учащихся.

Учитель литературы: Ребята, мы только что услышали прекрасное чтение стихотворений о родной природе таких известных поэтов, как А.С.Пушкина А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. Изображать красоту Родины можно не только красками, но и с помощью поэзии. Я предлагаю вашему вниманию репродукции картин известных русских художников, на которых изображен прекрасные пейзажи. Рассматривать мы их будем, слушая прекрасные пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

(Через проектор демонстрируются репродукции картин: В.В.Мешков «Золотая осень в Карелии», Б.В.Щербаков «Русь подмосковная», К.Ф.Юон «Мартовское солнце», Ф.А.Васильев «Мокрый луг», И.И.Шишкин «Корабельная роща» и др.)

Учитель литературы: А теперь я предлагаю вам выразительно прочитать стихи Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого, которые вы учили» наизусть дома. Прочитав стихотворение, вам необходимо его проанализировать с трёх позиций: 1) определить тему стихотворения; 2) опознать эмоциональный настрой стихотворения; 3) проанализировать три художественных средства, создающих эмоциональный настрой стихотворения.

Учащиеся читают стихотворения и анализируют их.

Библиотекарь 1: Здравствуйте, ребята, мы рады видеть вас в стенах нашей библиотеке. Мы хотим предложить вам посещать занятия литературного объединения «Вдохновение». Девиз объединения звучит так: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями человека - есть наука самая занимательная». А.С. Пушкин. В программу мы включили различные мероприятия, которые планируем проводить для вас 1 раз в месяц.

Библиотекарь 2: Ваш класс мы выбрали не случайно. Вы были у нас самыми активными читателями. Многие из вас лично и класс в целом не раз отмечались грамотами библиотеки. И надеемся, что теперь мы вернем и продолжим наши дружеские отношения. Сегодня наш урок мы назвали «Родная природа в стихотворениях русских поэтов». Вечные источники вдохновения - природа, любовь, мечты - неотразимо привлекают к себе сердца почитателей поэзии во все времена. Наверное, нет поэта, который не воспевал родную природу.

Библиотекарь 1:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Такие строки посвятил природе замечательный поэт Федор Иванович Тютчев.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет от каждой ветки и листа!

Родился Федор Тютчев 5 декабря 1803г. в селе Овстуг, Орловской губернии. И именно на родине Тютчев создал много стихотворений, которые посвятил красоте родных просторов.

Библиотекарь 2: Лирика Тютчева - одно из вершинных явлений философской романтической поэзии и русской поэзии вообще. Читатель имя Тютчева связывает больше всего с представлением о поэте, создавшем незабываемо - совершенные стихи о природе. Это совсем не ложное, хотя и далеко не полное представление. Ни у одного из русских поэтов образы природы и стихи о природе не занимают столь исключительного места, как у Тютчева.

В том, что стихи Тютчева отличаются «пластически верным изображением природы», нетрудно убедится, вспомним стихотворение, хорошо известное, давно ставшее хрестоматийным - «Весенние воды»:

Библиотекарь 1:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Стихотворение оставляет сильное художественное впечатление. Заключенные в нем чувства, картины, образы представляются нам живыми и подлинными. Они воздействуют на нас так непосредственно и глубоко, что становятся как бы собственными нашими чувствами и представлениями.

Библиотекарь 2: Тютчев был романтиком. В частности, в своих стихах о природе, не потому, что его природа лишена призраков реального и правдивого (сказать так - значило бы быть по отношению к Тютчеву глубоко не справедливым), но потому, что природа интересовала его не конкретно, не в деталях, а как некий универсум, как единая живая сущность. Она интересовала его главным образом в своих стихийных и космических проявлениях - в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цветении, в грозных порывах ветра, при ярком свете солнца или - еще чаще - при лунном сиянии. Тютчев любит в природе не предметы и частности, а ее стихии и ее тайны - он любит природу в ее самом возвышенном и загадочном лике. Символом чистоты и истины является в стихах Тютчева небо. Без этого одновременно реального и очень символического неба, без этой атмосферы высоты и вечности, в сущности, нет тютчевской поэзии.

Библиотекарь 1:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Как вы думаете, кто написал эти строки? Правильно, А.С. Пушкин. Великий русский поэт, который родился 26 мая (т.е. 6 июня по новому стилю) 1799г. в Москве.

Библиотекарь 2: Очень много стихов посвященных природе написал А.С. Пушкин. В них великий поэт открывает нам прелесть родной природы в разное время года, учит видеть ее красоту, слышать ее чарующие звуки. Излюбленным временем года Пушкина осень, «и с каждой осенью я расцветаю вновь...» - однажды написал поэт. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень»: находясь в изгнании в своем имении Болдино, он за короткое время написал около сорока произведений:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(Отрывок из стихотворения «Осень»)

Библиотекарь 1:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за трелью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Ребята, а кто автор этих строк? Правильно, автор этих строк русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родился поэт в ЕЕ 1820 году в селе Новоселки Орловской области. В 20 лет Й поэт уже держал в руках книжку своих стихов.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветет.

Библиотекарь 2: Стихи Фета казались современникам непривычными. Слово в них как будто передавало звук, запах, свет, даже музыку. Поэт А.К. Толстой писал о произведениях Фета: «Я наконец познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук...». Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все, р что живет на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от ее созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть...

Учитель: На уроках вы много учили стихотворений о природе. Кто из вас желает прочитать стихи.

(Ребята читают стихи)

Итог урока. Собственные стихи читают Г. Шишкалова и Т.Фурник


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!