СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной язык. Диктанты с заданиями для 9 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родной язык. Диктанты с заданиями для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Родной язык. Диктанты с заданиями для 9 класса.»

9 класс родной (русский) язык.


Входной контрольный диктант

Лес  поздней  осенью 

       И  как  этот  же  самый  лес  хорош  поздней осенью!  Ветра  нет,  и  нет  ни  солнца,  ни  света,  ни  тени,   ни  движения,  ни  шума;  в  мягком  воздухе  разлит  осенний  запах,  подобный  запаху  вина;  тонкий  туман  стоит  вдали  над  жёлтыми  полями.  Сквозь  обнажённые,  бурые  сучья  деревьев  мирно  белеет  неподвижное  небо;  кое-где  на  липах  висят последние  золотые  листья. Сырая  земля  упруга  под  ногами;  высокие  сухие  былинки  не  шевелятся;  длинные нити  блестят  на  побледневшей  траве.  Спокойно  дышит  грудь,  а  на  душу  находит  странная  тревога.  Идёшь  вдоль  опушки,  глядишь  за  собакой,  а  между  тем  любимые образы,  любимые  лица,  живые  и  мёртвые,  приходят  на  память,  давно-давно  заснувшие  впечатления  неожиданно  просыпаются;  воображение  реет  и  носится,  как  птица,  и   всё  так  ясно  движется и  стоит  перед  глазами.  Сердце  то  вдруг  задрожит и  забьётся, страстно бросится  вперёд,  то  безвозвратно  потонет  в  воспоминаниях.  Вся  жизнь  развёртывается  легко  и  быстро,  как  свиток;  всем  своим  прошедшим,  всеми  чувствами, силами,  всею  своею  душой  владеет  человек.  И  ничего  кругом  ему  не  мешает  -  ни  солнца  нет,  ни  ветра,  ни  шуму.

                 (168  слов)                                                                      (По  И. Тургеневу)

 

Грамматическое  задание

 

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Поздней  -  1-й  вариант                                                                 движения  -  2-й  вариант

2. Выписать  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их.

 3. Разобрать  слова  по  составу:

Движения,  обнажёнными,  заснувшие  -  1-й  вариант

Неподвижное,  просыпаются,  побледневшей  -  2-й  вариант

 4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: 

Спокойно  дышит  грудь,  а  на  душу  находит  странная  тревога.  -  1-й  вариант

Сердце  то  вдруг  задрожит и  забьётся, страстно бросится  вперёд,  то  безвозвратно  потонет  в  воспоминаниях.  -  2-й  вариант





Контрольный диктант

В  городе

         Я  снял  комнату  на  окраине,  на  верху  старого  дома.  Хозяин  мой  был  вечно  занятый,  молчаливый  человек.  Внизу  у  него  было  три  комнаты,  но  он   редко  заходил  туда,  обедал  и  спал  на  террасе,  а  в  комнатах  было  сумрачно,  пахло  пылью  и  старыми  обоями.

       Окно  моей  комнаты  выходило  в  одичавший  сад,  заросший  смородиной,  малиной,  лопухом  и  крапивой.  По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  На  забор  взлетали  соседские  куры  с  петухом.  Петух  громко,  гласно  пел,  вытягивая  кверху  шею,  и  с  любопытством  смотрел  в  сад.

        Я  жил  в  городе  уже две  недели,  но  всё  никак  не мог  привыкнуть  к  тихим  улицам  с  деревянными  тротуарами,  к  редким  гудкам  пароходов  по  ночам.

        Это  был  небольшой  город.  Почти  всё  лето  в  нём  стояли  белые  ночи.  Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  Возле  домов  раздавался  отчётливый  дробный  стук  -  это  шли  рабочие  со  смены.  Казалось,  что  у  домов чуткие  стены  и город,  притаившись,  вслушивается  в  шаги  своих  обитателей. (163  слова. По  Ю. Казакову)

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Пылью  -  1-й  вариант                                                        обоями  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Одичавший,  пел,  взлетали,  пароходов  -  1-й  вариант

Заросший,  соседские,  смотрел,  деревянными  -  2-й  вариант

3. Сделать  морфологический  разбор  слова: Смородиной  -  1-й  вариант   (на)  реке  -  2-й  вариант

 4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  -  1-й  вариант Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  -  2-й  вариант



Контрольный диктант


Утро  в  тайге

        Тайга  дышала,  просыпалась,  росла.

        Сердце  моё  трепыхнулось  и  замерло  от  радости:  на  каждом  листике,  на  каждой  хвоинке,  травке,  в венцах  соцветий  и  на  живых  стволах  деревьев  -  повсюду  мерцали,  светясь  и  играя,  капли  росы.

        И  каждая  роняла  крошечную  блёстку  света,  но,  слившись  вместе,  эти  блёстки  заливали  сиянием  торжествующей  жизни  всё  вокруг.

  Ещё  ни  единый  луч  солнца  не  прошил  острой  иглой  овчину  тайги,  но  по  небу  во  всю  ширь  расплылась  размоина,  и  белёсая  глубь  небес  всё  таяла,  таяла,  обнажая  блёклую,  прозрачно-льдистую  голубизну,  в  которой  всё  ощутимей  глазу  виднелась  несмелая,  силы  пока  не  набравшая  теплота.

       Живым  духом  пополнились  леса,  кусты,  травы,  листья.  Снова  защёлкали  о  стволы  деревьев  и  о  камни  железнолобые  жуки  и  божьи  коровки;  бурундук  умывался  лапками  на  коряге  и  беззаботно  удрал  куда-то;  костёр  наш,  едва  тлевший,  воспрял,  щёлкнул  раз-другой,  разбрасывая   угли,  и  сам  собой  занялся  огнём.

       Солнце  во  всём  сиянии  поднялось над  лесом,  пробив  его  из  края  в  край  пучками  ломких  спиц,  раскрошившихся  в  быстро  текущих  водах  речонки. (160  слов. По  В. Астафьеву)

 

Грамматические  задания

1.Разобрать  слова  по  составу:

Хвоинке,  крошечную,  железнолобые  -  1-й  вариант             

размоина,  раскрошившихся,  речонки  -  2-й  вариант

 2. Выписать  из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать   их:

Из  1,2,3-го  абзацев  -  1-й  вариант                           из  остального  текста  -  2-й  вариант

 3. Сделать  морфологический  разбор  прилагательного:

Ломких  -  1-й  вариант                                                 текущих  -  2-й  вариант

 4. Произвести  синтаксический  разбор  предложения:

 Солнце  во  всём  сиянии  поднялось над  лесом,  пробив  его  из  края  в  край  пучками  ломких  спиц,  раскрошившихся  в  быстро  текущих  водах  речонки.





Контрольный диктант

Летние  дни

          Хороши  летние  туманные  дни,  хотя  охотники их  не  любят.  В  такие  дни  нельзя  стрелять:  птица,  вспорхнув  у  вас  из-под  ног,  тотчас  же  исчезает  в  беловатой  мгле  неподвижного  тумана.  Но  тихо,  как  невыразительно  тихо  кругом!  Всё  проснулось,   и всё  молчит.  Вы  проходите  мимо  дерева  -  оно  не шелохнётся:   оно  нежится  сквозь  тонкий  пар,  ровно  разлитый  в  воздухе,  чернеется  перед  вами  длинная  полоса.  Вы  принимаете  её  за  близкий  лес;  вы  подходите  -  лес  превращается  в  высокую  гряду  полыни  на  меже.  Над  вами,  кругом вас  -  всюду  туман…   Но  вот  ветер  слегка  шевельнётся  -  клочок  бледно-голубого  неба  смутно  выступит  сквозь  редеющий,  словно  задымившийся  пар,  золотисто-жёлтый  луч  ворвётся  вдруг,  заструится  длинным потоком,  ударит  по  полям,  упрётся  в  рощу,  -  и  вот  опять  всё  заволоклось.  Долго  продолжается борьба;  но  как  нескладно  великолепен  и  ясен  становится  день,  когда  свет  наконец восторжествует   и  последние  волны  согретого  тумана  то  скатываются  и  расстилаются  скатертями,  то  извиваются  и  исчезают  в  голубой,  нежно  сияющей  тишине…   (144  слова)       (По   И.С. Тургеневу)

 

Грамматические  задания

1. Выписать  СБП,  произвести  синтаксический  разбор.

 2. Определить  смысловые отношения  между  частями  СБП.

 3. Найти  в  тексте  СПП,  построить  схемы,  определить  вид  придаточных  предложений.



Итоговая контрольная работа


Мир природы

 

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на всё живое и неживое, не наделённое его, человеческим, разумом.4 Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, — всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит ещё о ней узнать.4

Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц — диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (По И. Акимушкину.)

(169 слов.) 

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.


Критерии оценивания:

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6



В контрольной работе, состоящей из диктанта и грамматического  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за грамматическое задание).

При оценке выполнения грамматических заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

«5»  —    ученик выполнил все задания верно;

«4»  —    ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий;

«3»  —    выполнено не менее половины заданий.































Контрольный диктант

В  городе

         Я  снял  комнату  на  окраине,  на  верху  старого  дома.  Хозяин  мой  был  вечно  занятый,  молчаливый  человек.  Внизу  у  него  было  три  комнаты,  но  он   редко  заходил  туда,  обедал  и  спал  на  террасе,  а  в  комнатах  было  сумрачно,  пахло  пылью  и  старыми  обоями.

       Окно  моей  комнаты  выходило  в  одичавший  сад,  заросший  смородиной,  малиной,  лопухом  и  крапивой.  По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  На  забор  взлетали  соседские  куры  с  петухом.  Петух  громко,  гласно  пел,  вытягивая  кверху  шею,  и  с  любопытством  смотрел  в  сад.

        Я  жил  в  городе  уже две  недели,  но  всё  никак  не мог  привыкнуть  к  тихим  улицам  с  деревянными  тротуарами,  к  редким  гудкам  пароходов  по  ночам.

        Это  был  небольшой  город.  Почти  всё  лето  в  нём  стояли  белые  ночи.  Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  Возле  домов  раздавался  отчётливый  дробный  стук  -  это  шли  рабочие  со  смены.  Казалось,  что  у  домов чуткие  стены  и город,  притаившись,  вслушивается  в  шаги  своих  обитателей. (163  слова. По  Ю. Казакову)

Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Пылью  -  1-й  вариант                                                        обоями  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Одичавший,  пел,  взлетали,  пароходов  -  1-й  вариант

Заросший,  соседские,  смотрел,  деревянными  -  2-й  вариант

 3. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  -  1-й  вариант Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  -  2-й  вариант






























Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Пылью  -  1-й  вариант                                                        обоями  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Одичавший,  пел,  взлетали,  пароходов  -  1-й  вариант

Заросший,  соседские,  смотрел,  деревянными  -  2-й  вариант

 3. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  -  1-й  вариант Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  -  2-й  вариант


Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Пылью  -  1-й  вариант                                                        обоями  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Одичавший,  пел,  взлетали,  пароходов  -  1-й  вариант

Заросший,  соседские,  смотрел,  деревянными  -  2-й  вариант

 3. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  -  1-й  вариант Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  -  2-й  вариант


Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Пылью  -  1-й  вариант                                                        обоями  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Одичавший,  пел,  взлетали,  пароходов  -  1-й  вариант

Заросший,  соседские,  смотрел,  деревянными  -  2-й  вариант

 3. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  -  1-й  вариант Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  -  2-й  вариант


Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Пылью  -  1-й  вариант                                                        обоями  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Одичавший,  пел,  взлетали,  пароходов  -  1-й  вариант

Заросший,  соседские,  смотрел,  деревянными  -  2-й  вариант

 3. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  -  1-й  вариант Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  -  2-й  вариант


Грамматические  задания

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Пылью  -  1-й  вариант                                                        обоями  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Одичавший,  пел,  взлетали,  пароходов  -  1-й  вариант

Заросший,  соседские,  смотрел,  деревянными  -  2-й  вариант

 3. Сделать  синтаксический  разбор  предложения: По  утрам  за  окном  возились  воробьи,  тучами  налетали  дрозды  клевать  смородину.  -  1-й  вариант Ночью  наш  сад  пах  смородиной  и  росой,  а  на  берегу  бубнил  мотором  катер.  -  2-й  вариант




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!