Учитель Огаркова Ирина Дмитриевна
Дата проведения 20.09.2022 г.
Урок № 3 родной язык(русский) 2 класс
Тема. Ржаной хлебушко- калачу дедушка. Русские пословицы о хлебе.
Тип урока. Изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять вид хлеба, узнают блюда традиционной русской кухни; объяснять смысл пословиц; принимать и сохранять учебную задачу; извлекать необходимую информацию из текста; сотрудничать при решении поставленной учебной задачи, оценивать результат деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы.
Регулятивные: оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, развивать потребность в общении.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: тетрадь, доска, мел, учебник в электронном виде.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Беседа
— Послушайте стихотворение.
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть.
Г. Стеценко
— Какое чувство у вас вызвали слова мальчика о черном хлебе?
— Как вы объясните малышу, почему хлеб черный?
Самоопределение к деятельности
Беседа учебник на с. 14.
— Прочитайте тему урока.
— Что мы сегодня узнаем? (Мы узнаем, какой бывает хлеб.)
Работа по теме урока
Интересный вопрос (с. 14)
— Прочитайте текст задания. Какие значения имеет слово «блюдо»? (Это предмет посуды и одно из кушаний.)
— С каким из этих слов мы будем работать? (Кушанье.)
— Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл первой пословицы? (Хлеб — это главное блюдо. Без хлеба раньше не садились за стол.)
— Прочитайте вторую пословицу. Как вы поняли, какие блюда в прошлом на Руси были основными? (Каша и щи.)
— Прочитайте третью пословицу. Почему гречневую кашу на Руси называли матушкой? (Гречневая каша - полезное блюдо. Гречневую кашу часто готовили. Гречневая каша — сытная.)
- Сделайте вывод: какие блюда в русской кухне были традиционными? (Каша, щи, хлеб.)
Упр. 1 (с. 14). (Чтение текста цепочкой. Анализ по вопросам.)
— Что символизировал хлеб на Руси?
— Какие сорта хлеба известны издавна?
— Какой хлеб делали из пшеничной муки? из ржаной муки? (Учитель показывает образцы пшеничной и ржаной муки).
— Чем различается мука в этих стаканчиках?
— Как называется мука белого цвета?
- Как называется мука, имеющая более темный, серый оттенок?
— Какой хлеб предпочитаете вы дома? (Учитель показывает ржаной хлеб.)
— Из какой муки пекут этот хлеб? Из какого зерна делают эту муку? (Учитель показывает пшеничный хлеб.)
— А из какой муки пекут этот хлеб? Из какого зерна делают эту муку?
— Прочитайте пары слов. Как называется белый хлеб? черный хлеб?
Работа в тетради
— Запишите пары слов в тетрадь.
— Сделайте вывод: что мы узнали о хлебе, выполняя это упражнение? (Хлеб бывает ржаной и пшеничный. Хлеб, каша ищи — основная пища на Руси.)
Упр. 2 (с. 15). (Коллективная работа.)
— Прочитайте задание.
— Чему мы сейчас будем учиться?
(Выборочное чтение, соотнесение предложений с пословицами.)
— Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете?
— Выберите из текста упражнения 1 предложение, которое объясняет смысл этой пословицы. (На Руси в старину хлеб был одним из основных продуктов питания.)
(Аналогичная работа с остальными пословицами.)
Работа в тетради
(Учащиеся списывают любые три пословицы, проводится взаимопроверка.)
— Какая пословица вам понравилась больше всего?
— Прочитайте последнюю пословицу. Встречали ли вы такие ситуации в жизни?
— Что бы вы посоветовали ребятам, которые бросают хлеб?
(Работа в группах. Учитель раздает ребятам карточки с изображением труда людей, изготавливающих хлеб.)
Трактор пашет землю.
Комбайнер убирает хлеб.
Шофер везет зерно.
На элеваторе зерно перемалывают в муку.
Пекарь печет хлеб.
Машина с надписью «Хлеб» везет хлеб в магазин.
— Давайте посмотрим, как хлеб попадает к нам в столовую, магазин. Сложите карточки по порядку. Подготовьте по ним рассказ о том, как делают хлеб. Но сначала вспомните правила работы в группах.
(Коллективная проверка. Класс оценивает работу групп с помощью ленты «Светофор».)
Физкультминутка
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто —
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Закрепление изученного материала
— Отгадайте загадки.
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб.)
Комовато, ноздревато,
И губовато, и горбовато,
И тяскло, и кисло,
И пресно, и вкусно,
И красно, и кругло,
И легко, и мягко,
И твердо, и ломко,
И черно, и бело,
И всем людям мило. (Каравай.)
Черная гора,
А всем мила. (Черный хлеб.)
Рыжая косичка,
Хлебушка сестричка,
Кушают с чаем,
Скажите, как ее называем? (Булка.)
Кольцо не простое.
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Маленькая, тонкая, сухая...
Саша, в кулачке ее сжимая,
По шоссе идет.
Сережки в ушках,
В кулачке — ... (сушка).
Озерко молочное,
Берега калачные. (Ватрушка.)
Сдобная булочка и завитая,
Формой восьмерочку напоминает.
Пышут румянцем верхушка, бочок —
Это же русский витой... (Кренделек.)
Упр. 3 (с. 17—18). (Работа в группах.)
— Что обозначает условный знак?
— Вспомните правила работы в группах.
— Прочитайте план работы.
(Далее учитель организует работу в группах: помогает распределять тексты (объемные тексты дает хорошо читающим детям), обмениваться информацией. После этого представители каждой группы отчитываются о выполнении задания, класс оценивает их работу.)
— Подведем итоги. Объясните значение выражений.
Дойти до ручки.
Дырка от бублика.
— Какое хлебное изделие берут с собой в поход моряки, путешественники?
— Что обозначает слово «ватра»?
— О каких версиях происхождения слова «ватрушка» вы узнали?
Упр. 4 (с. 19). (Выполняется самостоятельно. Самопроверка.)
Упр. 5 (с. 19). (Выполняется самостоятельно. Коллективная проверка
Обсуждаются варианты выполнения задания: выпекают, пекут в печке и т. п.)
— О каких видах выпечки вы сегодня узнали на уроке?
— Значение каких устойчивых выражений научились объяснять?!
— Как вы можете объяснить происхождение слов «ватрушка^ «калач», «сушка»?
Упр. 6 (с. 19—20).
(Коллективная работа. Учащиеся читают текст цепочкой. Сообща определяется главная мысль, подбирается заголовок.)
Работа в тетради
(Самостоятельное выполнение письменных заданий упражнения. Взаимопроверка. Учащиеся оценивают свою работу с помощью ленты «Светофор».)
Интересный вопрос (с. 20)
— Прочитайте вопросы рядом с условным значком.
— Выскажите предположение, как можно объяснить значение каждого выражения.
Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 20)
— Проверим наши предположения. Прочитайте значение и происхождение слова «коврижка».
— Легко ли отказаться от такого лакомства?
— Что же может обозначать выражение «Ни за какие коврижки»? (Низа что, никогда).
— Прочитаем значение этого выражения во фразеологическом словаре.
Ни за какие коврижки. Ни за что на свете. Ни при каких условиях (не согласен).
— Узнаем также, что может обозначать выражение «Калачом не заманишь».
Калачом не заманишь. Никакими уговорами, никакими средствами, никакими посулами не заставить кого-либо зайти или заехать куда-либо
Упр. 7 (с. 20—21).
— Прочитайте задание.
— Что такое скороговорка? Для чего придумывают и говорят скороговорки?
— Какие слова, изученные на уроках, вы будете использовать?
(Булка, бублик.)
— Кто такие могут быть Булька и Пулька? (Собаки, кошки.)
— Как вы догадались? (Эти слова написаны с заглавных букв.)
— На что надо обратить внимание? Прочитайте.
— Придумайте каждый свою скороговорку. Какие звуки будут чередоваться в ваших скороговорках?
(Выполняется самостоятельно. Учащиеся конструируют предложения. Затем заслушиваются варианты составленных скороговорок у доски. Ученики читают скороговорку, которую придумали. Учитель просит учащихся попробовать повторить их три раза в быстром темпе.
Варианты скороговорок. Булька ела булку. Пулька ела бублик. Булька и Пулька ели булку и бублик. Булька и Пулька делили булку.)
- Как мы сейчас применяли знания о видах хлебобулочных изделий? (Мы учились составлять с этими словами скороговорки.)
Рефлексия
Диктант «Верно — неверно»
- Послушайте предложения. Если вы согласны с утверждением, поставьте в тетради знак «+», если не согласны — знак «—».
В России дорогих гостей встречали хлебом и маслом. (—.)
Черный хлеб пекут из ржаной муки. (+.)
Раньше ржаной хлеб был намного дороже белого. (-.)
Белый хлеб делают из пшеничной муки. (+.)
Традиционным блюдом русской кухни является борщ. (—.)
Муку получают из зерен. (+.)
(Самопроверка по образцу: —, +, —, +, —, +.)
— Оцените себя с помощью ленты «Светофор».
Подведение итогов урока
— Что вы узнали об истории употребления хлеба?
— Какие блюда были традиционными в старину на Руси?
— Какие чувства вы испытали на уроке?
— Что вы расскажете дома?
Домашнее задание
Придумать плакат о бережном отношении к хлебу, нарисовать на листе формата АЗ.