СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной язык (русский) "Ржаной хлебушко- калачу дедушка. Русские пословицы о хлебе. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родной язык (русский) "Ржаной хлебушко- калачу дедушка. Русские пословицы о хлебе. "»

Учитель Огаркова Ирина Дмитриевна

Дата проведения 20.09.2022 г.

Урок № 3 родной язык(русский) 2 класс

Тема. Ржаной хлебушко- калачу дедушка. Русские пословицы о хлебе. 

Тип урока. Изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять вид хлеба, узнают блюда традиционной русской кухни; объяснять смысл пословиц; принимать и сохранять учебную задачу; извлекать необходимую информацию из текста; сотрудничать при решении поставленной учебной задачи, оценивать результат деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы.

Регулятивные: оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, развивать потребность в общении.

Личностные: нрав­ственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обес­печивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: тетрадь, доска, мел, учебник в электронном виде.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  1. Проверка домашнего задания

  2. Беседа

— Послушайте стихотворение.

С белым хлебом положили

Черный хлеб мне на обед.

Удивить меня решили?

Черный? В чем его секрет?

Видно, пекарь с неохотой

Пек и хлеб в печи забыл?

Или же перед работой

Чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила,

Что мука ржаная есть:

«Черный хлеб прибавит силы».

Съел. И завтра буду есть.

Г. Стеценко

— Какое чувство у вас вызвали слова мальчика о черном хлебе?

— Как вы объясните малышу, почему хлеб черный?

  1. Самоопределение к деятельности

Беседа учебник на с. 14.

— Прочитайте тему урока.

— Что мы сегодня узнаем? (Мы узнаем, какой бывает хлеб.)

  1. Работа по теме урока

Интересный вопрос (с. 14)

— Прочитайте текст задания. Какие значения имеет слово «блюдо»? (Это предмет посуды и одно из кушаний.)

— С каким из этих слов мы будем работать? (Кушанье.)

— Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл первой пословицы? (Хлеб — это главное блюдо. Без хлеба раньше не садились за стол.)

— Прочитайте вторую пословицу. Как вы поняли, какие блю­да в прошлом на Руси были основными? (Каша и щи.)

— Прочитайте третью пословицу. Почему гречневую кашу на Руси называли матушкой? (Гречневая каша - полезное блюдо. Гречневую кашу часто готовили. Гречневая каша — сытная.)

- Сделайте вывод: какие блюда в русской кухне были тради­ционными? (Каша, щи, хлеб.)

Упр. 1 (с. 14). (Чтение текста цепочкой. Анализ по вопросам.)

— Что символизировал хлеб на Руси?

— Какие сорта хлеба известны издавна?

— Какой хлеб делали из пшеничной муки? из ржаной муки? (Учитель показывает образцы пшеничной и ржаной муки).

— Чем различается мука в этих стаканчиках?

— Как называется мука белого цвета?

- Как называется мука, имеющая более темный, серый оттенок?

— Какой хлеб предпочитаете вы дома? (Учитель показывает ржаной хлеб.)

— Из какой муки пекут этот хлеб? Из какого зерна делают эту муку? (Учитель показывает пшеничный хлеб.)

— А из какой муки пекут этот хлеб? Из какого зерна делают эту муку?

— Прочитайте пары слов. Как называется белый хлеб? чер­ный хлеб?

Работа в тетради

— Запишите пары слов в тетрадь.

— Сделайте вывод: что мы узнали о хлебе, выполняя это упражнение? (Хлеб бывает ржаной и пшеничный. Хлеб, каша ищи — основная пища на Руси.)

Упр. 2 (с. 15). (Коллективная работа.)

— Прочитайте задание.

— Чему мы сейчас будем учиться?

(Выборочное чтение, соотнесение предложений с послови­цами.)

— Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете?

— Выберите из текста упражнения 1 предложение, которое объясняет смысл этой пословицы. (На Руси в старину хлеб был одним из основных продуктов питания.)

(Аналогичная работа с остальными пословицами.)

Работа в тетради

(Учащиеся списывают любые три пословицы, проводится взаимопроверка.)

— Какая пословица вам понравилась больше всего?

— Прочитайте последнюю пословицу. Встречали ли вы такие ситуации в жизни?

— Что бы вы посоветовали ребятам, которые бросают хлеб?

(Работа в группах. Учитель раздает ребятам карточки с изо­бражением труда людей, изготавливающих хлеб.)

  1. Трактор пашет землю.

  2. Комбайнер убирает хлеб.

  3. Шофер везет зерно.

  4. На элеваторе зерно перемалывают в муку.

  5. Пекарь печет хлеб.

  6. Машина с надписью «Хлеб» везет хлеб в магазин.

— Давайте посмотрим, как хлеб попадает к нам в столовую, магазин. Сложите карточки по порядку. Подготовьте по ним рассказ о том, как делают хлеб. Но сначала вспо­мните правила работы в группах.

(Коллективная проверка. Класс оценивает работу групп с по­мощью ленты «Светофор».)

  1. Физкультминутка

Золотистую пшеницу

Жернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто —

В формочках в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб.

  1. Закрепление изученного материала

— Отгадайте загадки.

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (Хлеб.)

Комовато, ноздревато,

И губовато, и горбовато,

И тяскло, и кисло,

И пресно, и вкусно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо, и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило. (Каравай.)

Черная гора,

А всем мила. (Черный хлеб.)

Рыжая косичка,

Хлебушка сестричка,

Кушают с чаем,

Скажите, как ее называем? (Булка.)

Кольцо не простое.

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Маленькая, тонкая, сухая...

Саша, в кулачке ее сжимая,

По шоссе идет.

Сережки в ушках,

В кулачке — ... (сушка).

Озерко молочное,

Берега калачные. (Ватрушка.)

Сдобная булочка и завитая,

Формой восьмерочку напоминает.

Пышут румянцем верхушка, бочок —

Это же русский витой... (Кренделек.)

  • Как одним словом назвать все эти изделия? (Хлебобулочные (изделия).)

Упр. 3 (с. 17—18). (Работа в группах.)

— Что обозначает условный знак?

— Вспомните правила работы в группах.

— Прочитайте план работы.

(Далее учитель организует работу в группах: помогает распре­делять тексты (объемные тексты дает хорошо читающим детям), обмениваться информацией. После этого представители каждой группы отчитываются о выполнении задания, класс оценивает их работу.)

— Подведем итоги. Объясните значение выражений.

Дойти до ручки.

Дырка от бублика.

— Какое хлебное изделие берут с собой в поход моряки, путе­шественники?

— Что обозначает слово «ватра»?

— О каких версиях происхождения слова «ватрушка» вы узнали?

Упр. 4 (с. 19). (Выполняется самостоятельно. Самопроверка.)

Упр. 5 (с. 19). (Выполняется самостоятельно. Коллективная проверка

Обсуждаются варианты выполнения задания: выпекают, пекут в печке и т. п.)

— О каких видах выпечки вы сегодня узнали на уроке?

— Значение каких устойчивых выражений научились объяснять?!

— Как вы можете объяснить происхождение слов «ватрушка^ «калач», «сушка»?

Упр. 6 (с. 19—20).

(Коллективная работа. Учащиеся читают текст цепочкой. Со­обща определяется главная мысль, подбирается заголовок.)

Работа в тетради

(Самостоятельное выполнение письменных заданий упраж­нения. Взаимопроверка. Учащиеся оценивают свою работу с по­мощью ленты «Светофор».)

Интересный вопрос (с. 20)

— Прочитайте вопросы рядом с условным значком.

— Выскажите предположение, как можно объяснить значение каждого выражения.

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 20)

— Проверим наши предположения. Прочитайте значение и происхождение слова «коврижка».

— Легко ли отказаться от такого лакомства?

— Что же может обозначать выражение «Ни за какие ковриж­ки»? (Низа что, никогда).

— Прочитаем значение этого выражения во фразеологическом словаре.

Ни за какие коврижки. Ни за что на свете. Ни при каких условиях (не согласен).

— Узнаем также, что может обозначать выражение «Калачом не заманишь».

Калачом не заманишь. Никакими уговорами, никакими средствами, никакими посулами не заставить кого-либо зайти или заехать куда-либо

Упр. 7 (с. 20—21).

— Прочитайте задание.

— Что такое скороговорка? Для чего придумывают и говорят скороговорки?

— Какие слова, изученные на уроках, вы будете использовать?

(Булка, бублик.)

— Кто такие могут быть Булька и Пулька? (Собаки, кошки.)

— Как вы догадались? (Эти слова написаны с заглавных букв.)

— На что надо обратить внимание? Прочитайте.

— Придумайте каждый свою скороговорку. Какие звуки будут чередоваться в ваших скороговорках?

(Выполняется самостоятельно. Учащиеся конструируют предложения. Затем заслушиваются варианты составленных скороговорок у доски. Ученики читают скороговорку, которую придумали. Учитель просит учащихся попробовать повторить их три раза в быстром темпе.

Варианты скороговорок. Булька ела булку. Пулька ела бублик. Булька и Пулька ели булку и бублик. Булька и Пулька делили булку.)

- Как мы сейчас применяли знания о видах хлебобулочных изделий? (Мы учились составлять с этими словами скорого­ворки.)

  1. Рефлексия

Диктант «Верно — неверно»

- Послушайте предложения. Если вы согласны с утвержде­нием, поставьте в тетради знак «+», если не согласны — знак «—».

  1. В России дорогих гостей встречали хлебом и маслом. (—.)

  2. Черный хлеб пекут из ржаной муки. (+.)

  3. Раньше ржаной хлеб был намного дороже белого. (-.)

  4. Белый хлеб делают из пшеничной муки. (+.)

  5. Традиционным блюдом русской кухни является борщ. (—.)

  6. Муку получают из зерен. (+.)

(Самопроверка по образцу: —, +, —, +, —, +.)

— Оцените себя с помощью ленты «Светофор».

  1. Подведение итогов урока

— Что вы узнали об истории употребления хлеба?

— Какие блюда были традиционными в старину на Руси?

— Какие чувства вы испытали на уроке?

— Что вы расскажете дома?

Домашнее задание

Придумать плакат о бережном отношении к хлебу, нарисо­вать на листе формата АЗ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!