Планируемые результаты Предметные: ученик научится: использовать карты для получения информации; называть и показывать на карте свою страну, область, главный город области, свой муниципальный район; различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своего района, различать флаг, герб страны, области, района и называть характерные особенности. Личностные: ученик научится проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: ученик научится: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Формируемые УУД:познавательные,регулятивные,коммуникативные Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение. Структура и содержание урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | I. Организационный момент. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача. | Подготовка класса к работе. Дети читают хором: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы хорошо учиться. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Беседа. Учитель: Ребята, к нам в гости хотели бы приехать ваши ровесники из другой страны. Им хочется рассказать вам о своей стране, городе, достопримечательностях. А так же им очень хочется узнать о вас и вашей стране как можно больше. Что бы представить им свою Родину, давайте повторим знания о Родине с прошлого урока -Что значит для вас слово «Родина»? - Как называется наше государство?(ответы детей) -Какой город является столицей нашей большой Родины – России? (Москва) - Кто назовет государственные символы Российской Федерации? (Слайд №2) - Где мы живем? - Назовите главные города области и района? - Назовите государственные символы Касимовского района? - Какие природные условия, и что выращивают в нашей области? - Какие народы населяют нашу страну, нашу район? – Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить? - Можем мы представить друзьям из заграницы нашу Родину? - Поэтому сегодня на уроке я предлагаю вам пополнить свои знания. Вы готовы? Тогда начнем. | Отвечают на вопросы учителя (Вывешивается табличка: Родина, ответ детей) Отвечают на вопросы учителя. Слушают заранее подготовленные учащимися стихотворения о Родине, отвечают на вопросы. Нет, мы не все знаем | Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания презентации, формирование чувства гордости за свою родную страну. | III. Постановка учебной задачи. | Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока. Проблемная ситуация: В руках у учителя узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: -Как вы думаете, что это такое? -Откуда эта земля? - Некоторые люди, уезжая навсегда из родных мест, берут с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? - Из поколения в поколение передавалась любовь русского народа к своей земле. Отношение к Родине народ выражал в пословицах и поговорках. - Вы творчески поработали самостоятельно и подобрали материал о Родине. - Какие сведения вы нашли? - А как вы думаете, почему Родину называют матерью? - А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее? - Какие чувства вы испытываете к маме? А как вы думаете как мы должны относиться к своей Родине? - Мы должны гордиться, что живём в России. | Отвечают: земля Высказывания обучающихся. Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям. Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение. Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. | Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнений отношения человека к матери и Родине. Регулятивные: умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: осознание своей этнической принадлежности | IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | Постановка задач и целей урока. - Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю. - Ребята, как вы понимаете слово край? Где мы можем узнать толкование слова край? - Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название. - Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. (слайд №3) Побуждение к высказыванию своего мнения. – На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить? - Что бы вы как путешественник хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать? (Чем в нашем крае можно гордиться? Чем богат наш край?) - Постараемся найти ответы в ходе нашего путешествия. - Итак, отправляемся в путешествие, а что нам для этого понадобится? (В путь мы, как истинные путешественники, возьмем карту и наши знания, и постараемся все рассмотреть повнимательнее и запомнить). | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете, в толковом словаре -Край есть у стола, у леса, -Край–место, где мы живём, - Страна или часть страны, область, район Вывешивается табличка: Родной край Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия. | Организует обучающихся на исследование. В большой стране у каждого человека есть свой уголок — город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, родной край. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Проводит беседу по вопросам: - Как называется район, в котором мы с вами живём, наш родной край? - Кто попробует показать на карте. где расположен наш родной край? (Слайд 4) - Может кто-то знает его историю? Касимовский район расположен на северо-востоке Рязанской области в 165 км от Рязани и 285 км от Москвы, в центре Восточно-европейской равнины. Территория, на которой располагается Касимовский район, издавна известна своими непроходимыми болотами, озерами, лесам и называется Мещерой. Интересна история главного города района — Касимова. Сначала он назывался Городец Мещерский. Городец был заложен в 1152г. как опорный пункт на юго-восточной границе владений суздальского князя Юрия Долгорукого. В 1452 г. Князь Василий пожаловал Городец Мещерский в удел царевичу Касиму, положив тем самым начало «удельному татарскому ханству. После смерти Касима в 1471г. Городец был переименован в Касимов. В царствование Петра I Касимов был отнесен к категории дворцовых волостей. В 1708 году Касимов передается в Казанскую губернию. А в 1719 году последовало распоряжение: Касимов переходит в Шацкую провинцию Азовской, или, как ее еще называли, Воронежской губернии. В 1796 году, после административного деления России на губернии, Касимов стал уездным городом Рязанской губернии. Физминутка | Рассматривают карту Рязанской области, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку. | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о Родине, Родном крае; Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край. . | VI. Включение в систему знаний и повторения нового действия. | Обеспечивает формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей. 1. Беседа по вопросам. - Вначале урока мы говорили о символах нашего государства, а какие государственные символы, по вашему мнению, есть у нашего района? Герб. (Слайд 5) В лазоревом (синем, голубом) поле – серебряная волнистая перевязь, сопровождаемая вверху золотым корабельным основанием, косвенно обращенным к сердцу щита, а внизу – серебряным, раскинутым на такой же мачте, имеющей вверху серебряный о двух косицах флажок, парусом с золотыми веревками; в золотой вольной части со скругленным углом – старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение («городок») с лазоревым самоцветным камнем. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца. В лазоревом геральдическом щите помещена волнистая серебряная перевязь (диагональная полоса), указывающая на реку Оку. Вверху перевязь сопровождена золотым корабельным основанием (историческая эмблема г. Касимова), символизирующим, что в старину из этих мест доставлялись леса «к строению корабельному», внизу – серебряным парусом на такой же мачте, имеющей вверху серебряный флажок о двух косицах, с золотыми веревками (историческая эмблема г. Елатьмы, означающей, что жители этого города в старину зарабатывали «славными своими парусными полотнами»). Лазурь (синий, голубой) – цвет, символизирующий красоту, мягкость, величие, честность, верность и безупречность. Серебро – символ благородства, откровенности, надежды, правдивости, чистоты, невинности. Флаг. (Слайд 6) Геральдическое описание герба гласит: «В лазоревом поле серебряная перевязь влево, сопровождаемая вверху золотым корабельным основанием, положенным в косвенный слева пояс и обращённым вправо; внизу— серебряным парусом с золотыми верёвками, обращённым вправо и укреплённым на серебряной мачте серебряным флажком о двух косицах, обращённым вправо». В 1779 году Указом императрицы Екатерины II город Касимов получил свою эмблему, изображавшую «в голубом поле корабельное основание, означающее, что из сего места доставляются к строению корабельному принадлежащие леса». Изображение корабля у египтян и финикийцев символизировало торговое предприятие, жизненный успех; в христианстве — церковь, помогающую человеку преодолеть жизненное море. В российской геральдике корабль— символ доброй надежды и счастья. Но корабельное основание есть только в гербе и флаге муниципального образования— города Касимов и Касимовского муниципального района. Жёлтая полоса свидетельствует о принадлежности района к Рязанской области 3. Обеспечивает усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Подводит к формированию понятия «Родной край». - Можно ли сказать, что край, в котором мы живём, это наша родина? - Что можно назвать Родиной? Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. И мы все любим свой Родной край. Назовите известных людей и достопримечательности Касимовского района, какие знаете. (Учитель дополняет ответы детей: (Слайд 7) Владимир Федорович Уткин . Выдающийся ученый в области механики и машиностроения, ракетно – космической техники. Почетный гражданин г.Рязани и г.Касимова. его именем названа школа №2 г. Касимова Владимир Викторович Аксенов – уроженец с. Гиблицы Касимовского уезда. Дважды Герой Советского Союза, летчик – космонавт, в качестве борт-инженера несколько раз побывал в космосе. Почетный гражданин Касимовского района. Евгений Федорович Маркин – житель д. Клетино Касимовского района. Автор 8 поэтических сборников, из которых наиболее известны: «Личное дело», «Звёздный камень», «Лесной ручей», «Самородок», «Моя провинция». Член Союз писателей России. Борис Михайлович Шишаев родился в п.Cынтул Касимовского района. Поэт и прозаик. Автор 11 книг прозы и поэзии, лауреат литературных премий журналов «Молодая гвардия», «Нева», «Наш современник», лауреат премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства, Почётный гражданин Касимовского района, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. - Наш район по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история… - Поднимите руку, кому захотелось больше узнать о родном крае? Мы будем продолжать наши исследования, красота родного края может быть запечатлена на фотографиях. Предлагаю вам дома просмотреть фотографии, на которых запечатлён ваш любимый уголок района или место отдыха и на следующем уроке нам рассказать об этом. | Высказывания обучающихся, участие в обсуждении. Оперирование изученными понятиями. Ответы детей: знаменитые люди Касимовского района: -
В.Ф. Уткин -
В.В. Аксенов -
Б.М. Шишаев -
Е.Ф. Маркин Достопримечательности: -
Музей «Русский самовар» -
Касимовский краеведческий музей -
На улице Советская в центре с одной стороны памятник воинам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах, напротив, через дорогу, мемориал героям-касимовцам -
мемориал Славы на пл. Победы открыт к 40-летию Победы -
татаская мечеть (Слайд 8) | Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, осознание своей этнической принадлежности, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | VII. Итоги урока. Рефлексия | Инициирование рефлексии учащихся. Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Учитель(обобщая ответы детей) У каждого есть место, где дышится легко, Живется очень просто, и все с ним заодно. То место, где родился и сделал первый вдох. И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток. Проводит беседу по вопросам с целью обобщить полученные на уроке сведения - Что мы называем Родным краем? - Какое чувство вы испытываете, когда говорите о своём родном крае? (Гордость) -А какое желание? (Путешествовать по красивым местам, покататься на транспорте, изучить ближе свой край) - Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей. Мы все обязаны хранить свой край, преумножать его славу и богатства! Самооценка. (Незаконченные предложения) Кружочки Зелёная – мне было легко отвечать на вопросы, вступать в беседу. Жёлтая – я испытывал затруднения, не всегда знал или не мог ответить. Красная – мне было очень трудно, не смог ответить. - Наш родной край – Касимовский район. Очень красивый край, хочется, чтобы мы все им гордились. Продолжите четверостишие: Наш край родной, Мы__________тобой! Я думаю, что теперь вы сможете представить нашу малую Родину во всей ее красе. Урок окончен. | Отвечают на вопросы. Высказывания предположений учащимися. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, формирование личностного смысла учения, понимание значения знаний для человека и принятие его. Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. | |