СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Родной край - частица Родины" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родной край - частица Родины

Просмотр содержимого документа
«" Родной край - частица Родины" 4 класс»







Окружающий мир

Урок № 20

Тема «Родной края – частица Родины»



4 класс





Ворфоломеева Галина Николаевна

Учитель начальных классов



2020









Пояснительная записка

Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Перед учителями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Разработанный урок направлен на формирование важнейших духовных качеств личности, а оно начинается с ознакомления с историей родного города, Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся, использовала методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные

  • наглядные и практические методы

  • репродуктивные и поисковые методы

  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится: использовать карты для получения информации;

называть и показывать на карте свою страну, её столицу, свой муниципальный район;

различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, республики, населенных пунктов;

различать флаг, герб страны, района и называть характерные особенности.

Личностные: ученик научится проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: ученик научится: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение

Предмет

Окружающий мир

Издательство, автор учебника

Просвещение, А.А. Пешаков

Тема урока

Родной края – частица Родины

Класс

4

Цель

Формировать представления о Родине, ее природе, народе, о своей области, районе как части большой страны.


Задачи урока

Образовательные.1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

2. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Родной край».

3. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

Развивающие.1. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

2. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

3. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

Воспитательные.1. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.


Оборудование

Физическая карта России , символы России ,Рязани , Касимовского района , компьютер, проектор, презентация, рисунки « Милый сердцу уголок», книжная выставка « О моей Родине».





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.учителя Ворфоломеева Галина Николаевна

Класс: 4 класс

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Родной край – частица Родины»

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок по «Окружающему миру» (автор А.А. Плешаков, 4 класс, УМК «Школа России») разработан в соответствии с требованиями ФГОС, нацелен на новые образовательные результаты, на формирование УУД.

Тип урока: открытие новых знаний. Данный урок входит в раздел «Родной край – часть большой страны».

Цель урока:

Формировать представления о Родине, ее природе, народе, о своей области, районе как части большой страны.

Задачи урока:

Образовательные.1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

2. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Родной край».

3. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

Развивающие.1. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

2. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

3. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

Воспитательные.1. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.

Планируемые результаты

Предметные: ученик научится: использовать карты для получения информации; называть и показывать на карте свою страну, область, главный город области, свой муниципальный район;

различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своего района,

различать флаг, герб страны, области, района и называть характерные особенности.

Личностные: ученик научится проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: ученик научится: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Формируемые УУД:познавательные,регулятивные,коммуникативные

Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
















Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет
готовность обучающихся к уроку.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.


Подготовка класса к работе.

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы хорошо учиться.


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.


Беседа.

Учитель: Ребята, к нам в гости хотели бы приехать ваши ровесники из другой страны. Им хочется рассказать вам о своей стране, городе, достопримечательностях. А так же им очень хочется узнать о вас и вашей стране как можно больше. Что бы представить им свою Родину, давайте повторим знания о Родине с прошлого урока

-Что значит для вас слово «Родина»?

- Как называется наше государство?(ответы детей)

-Какой город является столицей нашей большой Родины – России? (Москва)

- Кто назовет государственные символы Российской Федерации? (Слайд №2)

- Где мы живем?

- Назовите главные города области и района?

- Назовите государственные символы Касимовского района?

- Какие природные условия, и что выращивают в нашей области?

- Какие народы населяют нашу страну, нашу район?

– Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить?

- Можем мы представить друзьям из заграницы нашу Родину?

- Поэтому сегодня на уроке я предлагаю вам пополнить свои знания. Вы готовы? Тогда начнем.










Отвечают на вопросы учителя

(Вывешивается табличка: Родина, ответ детей)

Отвечают на вопросы учителя.






Слушают заранее подготовленные учащимися стихотворения о Родине, отвечают на вопросы.

Нет, мы не все знаем

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).

Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания презентации, формирование чувства гордости за свою родную страну.


III. Постановка учебной задачи.


Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

Проблемная ситуация:

В руках у учителя узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает:

-Как вы думаете, что это такое?

-Откуда эта земля?

- Некоторые люди, уезжая навсегда из родных мест, берут с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего?

- Из поколения в поколение передавалась любовь русского народа к своей земле. Отношение к Родине народ выражал в пословицах и поговорках.

- Вы творчески поработали самостоятельно и подобрали материал о Родине.

- Какие сведения вы нашли?

- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?

- А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее?

- Какие чувства вы испытываете к маме? А как вы думаете как мы должны относиться к своей Родине?

- Мы должны гордиться, что живём в России.




Отвечают: земля

Высказывания обучающихся.

Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.




Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.



Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.


Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнений отношения человека к матери и Родине.

Регулятивные: умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: осознание своей этнической принадлежности

IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.


Постановка задач и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю.

- Ребята, как вы понимаете слово край?

Где мы можем узнать толкование слова край?

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название.

- Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. (слайд №3)

Побуждение к высказыванию своего мнения.

– На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить?

- Что бы вы как путешественник хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать? (Чем в нашем крае можно гордиться? Чем богат наш край?)

- Постараемся найти ответы в ходе нашего путешествия.

- Итак, отправляемся в путешествие, а что нам для этого понадобится? (В путь мы, как истинные путешественники, возьмем карту и наши знания, и постараемся все рассмотреть повнимательнее и запомнить).


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете, в толковом словаре

-Край есть у стола, у леса,

-Край–место, где мы живём,

- Страна или часть страны, область, район


Вывешивается табличка: Родной край



Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание.


Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия.


Организует обучающихся на исследование.

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, родной край. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Проводит беседу по вопросам:

- Как называется район, в котором мы с вами живём, наш родной край?

- Кто попробует показать на карте. где расположен наш родной край? (Слайд 4)

- Может кто-то знает его историю?

Касимовский район расположен на северо-востоке Рязанской области в 165 км от Рязани и 285 км от Москвы, в центре Восточно-европейской равнины.

Территория, на которой располагается Касимовский район, издавна известна своими непроходимыми болотами, озерами, лесам и называется Мещерой. 

Интересна история главного города района — Касимова. Сначала он назывался Городец Мещерский. Городец был заложен в 1152г. как опорный пункт на юго-восточной границе владений суздальского князя Юрия Долгорукого. 

В 1452 г. Князь Василий пожаловал Городец Мещерский в удел царевичу Касиму, положив тем самым начало «удельному татарскому ханству.  После смерти Касима в 1471г. Городец был переименован в Касимов. 

В царствование Петра I Касимов был отнесен к категории дворцовых волостей. В 1708 году Касимов передается в Казанскую губернию. А в 1719 году последовало распоряжение: Касимов переходит в Шацкую провинцию Азовской, или, как ее еще называли, Воронежской губернии. 

В 1796 году, после административного деления России на губернии, Касимов стал уездным городом Рязанской губернии. 

Физминутка


Рассматривают карту Рязанской области, отвечают на вопросы








Отвечают на вопросы.




































Выполняют физминутку.


Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о Родине, Родном крае;

Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край.


.


VI. Включение в систему знаний и повторения нового действия.


Обеспечивает формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей.

1. Беседа по вопросам.

- Вначале урока мы говорили о символах нашего государства, а какие государственные символы, по вашему мнению, есть у нашего района?

Герб. (Слайд 5)

В лазоревом (синем, голубом) поле – серебряная волнистая перевязь, сопровождаемая вверху золотым корабельным основанием, косвенно обращенным к сердцу щита, а внизу – серебряным, раскинутым на такой же мачте, имеющей вверху серебряный о двух косицах флажок, парусом с золотыми веревками; в золотой вольной части со скругленным углом – старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение («городок») с лазоревым самоцветным камнем. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца. 
В лазоревом геральдическом щите помещена волнистая серебряная перевязь (диагональная полоса), указывающая на реку Оку. 
Вверху перевязь сопровождена золотым корабельным основанием (историческая эмблема г. Касимова), символизирующим, что в старину из этих мест доставлялись леса «к строению корабельному», внизу – серебряным парусом на такой же мачте, имеющей вверху серебряный флажок о двух косицах, с золотыми веревками (историческая эмблема г. Елатьмы, означающей, что жители этого города в старину зарабатывали «славными своими парусными полотнами»). 
Лазурь (синий, голубой) – цвет, символизирующий красоту, мягкость, величие, честность, верность и безупречность.
Серебро – символ благородства, откровенности, надежды, правдивости, чистоты, невинности.

Флаг. (Слайд 6)

Геральдическое описание герба гласит: «В лазоревом поле серебряная перевязь влево, сопровождаемая вверху золотым корабельным основанием, положенным в косвенный слева пояс и обращённым вправо; внизу— серебряным парусом с золотыми верёвками, обращённым вправо и укреплённым на серебряной мачте серебряным флажком о двух косицах, обращённым вправо». В 1779 году Указом императрицы Екатерины II город Касимов получил свою эмблему, изображавшую «в голубом поле корабельное основание, означающее, что из сего места доставляются к строению корабельному принадлежащие леса».

Изображение корабля у египтян и финикийцев символизировало торговое предприятие, жизненный успех; в христианстве — церковь, помогающую человеку преодолеть жизненное море. В российской геральдике корабль— символ доброй надежды и счастья. Но корабельное основание есть только в гербе и флаге муниципального образования— города Касимов и Касимовского муниципального района. Жёлтая полоса свидетельствует о принадлежности района к Рязанской области

3. Обеспечивает усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Подводит к формированию понятия «Родной край».

- Можно ли сказать, что край, в котором мы живём, это наша родина?

- Что можно назвать Родиной?

Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

И мы все любим свой Родной край. Назовите известных людей и достопримечательности Касимовского района, какие знаете. (Учитель дополняет ответы детей: (Слайд 7)

Владимир Федорович Уткин . Выдающийся ученый в области механики и машиностроения, ракетно – космической техники. Почетный гражданин г.Рязани и г.Касимова. его именем названа школа №2 г. Касимова

Владимир Викторович Аксенов  – уроженец с. Гиблицы Касимовского уезда. Дважды Герой Советского Союза, летчик – космонавт, в качестве борт-инженера несколько раз побывал в космосе. Почетный гражданин Касимовского района.

Евгений Федорович Маркин – житель д. Клетино Касимовского района. Автор 8 поэтических сборников, из которых наиболее известны: «Личное дело», «Звёздный камень», «Лесной ручей», «Самородок», «Моя провинция». Член Союз писателей России.

Борис Михайлович Шишаев  родился в п.Cынтул Касимовского района. Поэт и прозаик. Автор 11 книг прозы и поэзии, лауреат литературных премий журналов «Молодая гвардия», «Нева», «Наш современник», лауреат премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства, Почётный гражданин Касимовского района, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

- Наш район по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история…

- Поднимите руку, кому захотелось больше узнать о родном крае? Мы будем продолжать наши исследования, красота родного края может быть запечатлена на фотографиях. Предлагаю вам дома просмотреть фотографии, на которых запечатлён ваш любимый уголок района или место отдыха и на следующем уроке нам рассказать об этом.





Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.




























Оперирование изученными понятиями.



























































Ответы детей: знаменитые люди Касимовского района:

  • В.Ф. Уткин

  • В.В. Аксенов

  • Б.М. Шишаев

  • Е.Ф. Маркин

Достопримечательности:

  • Музей «Русский самовар»

  • Касимовский краеведческий музей

  • На улице Советская в центре с одной стороны памятник воинам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах, напротив, через дорогу, мемориал героям-касимовцам

  • мемориал Славы на пл. Победы открыт к 40-летию Победы

  • татаская мечеть

(Слайд 8)





Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край,

осознание своей этнической принадлежности, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения


VII. Итоги урока. Рефлексия

Инициирование рефлексии учащихся.

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Учитель(обобщая ответы детей)

У каждого есть место, где дышится легко,
Живется очень просто, и все с ним заодно.
То место, где родился и сделал первый вдох.
И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Проводит беседу по вопросам с целью обобщить полученные на уроке сведения

- Что мы называем Родным краем?

- Какое чувство вы испытываете, когда говорите о своём родном крае? (Гордость)

-А какое желание? (Путешествовать по красивым местам, покататься на транспорте, изучить ближе свой край)

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.

Мы все обязаны хранить свой край, преумножать его славу и богатства!

Самооценка. (Незаконченные предложения)

Кружочки

Зелёная – мне было легко отвечать на вопросы, вступать в беседу.

Жёлтая – я испытывал затруднения, не всегда знал или не мог ответить.

Красная – мне было очень трудно, не смог ответить.

- Наш родной край – Касимовский район. Очень красивый край, хочется, чтобы мы все им гордились.

Продолжите четверостишие:

Наш край родной,

Мы__________тобой!

Я думаю, что теперь вы сможете представить нашу малую Родину во всей ее красе. Урок окончен.


Отвечают

на вопросы.






Высказывания предположений учащимися.

















Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, формирование личностного смысла учения, понимание значения знаний для человека и принятие его.

Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
























Список литературы

Окружающий мир. 4 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А. А. Плешаков (УМК «Школа России)

Родной край. Учебное пособие для начальной школы.

Ссылки на используемые интернет-ресурсы

geraldika.ru

nsportal.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя