СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной (русский ) язык. Методика преподавания современного русского литературного языка. Понятие языковой нормы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родной (русский ) язык. Методика преподавания современного русского литературного языка. Понятие языковой нормы.»



Приступая к изучению раздела «Культура речи» необходимо остановиться на двух моментах: 1) отличие русского национального языка от русского литературного языка; 2) понятие литературной нормы.

Понятие «русский национальный язык» широкое и включает в себя как понятие «русский литературный язык», так и понятия, стоящие к нему в оппозиции: диалектизмы, профессиональная лексика, жаргонизмы, просторечие. Учебник 5 класса представляет данную оппозицию в следующей схеме:

Литературный язык опирается на понятие литературной нормы – правила произношения, словоупотребления, формоупотребления и т.п., а также правильного интонирования, свойственного именно русской речи, уместной интонационной окраски. Итак, важнейшей особенностью русского литературного языка является соблюдение требований хорошей и правильной речи.

Основоположником русского литературного языка считается А.С. Пушкин. Именно творчество А.С. Пушкина подвело итог многолетней работе над русским языком М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова. Именно с творчеством Пушкина связан процесс опрощения, демократизации языка, приобретение им народного характера. В его произведениях произошло гармоническое слияние аристократического языка с элементами живой разговорной народной речи. Как справедливо утверждал И. С. Тургенев, именно «он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым…».

Упражнение 89 в учебнике «Русский родной язык. 5 класс» Александровой, привлекая учащихся к анализу высказываний русских писателей и языковедов о роли А.С. Пушкина в развитии русского литературного языка, предлагает дать свои варианты ответа на вопрос «Почему А.С. Пушкина считают основоположником русского литературного языка?». Рубрика «Круг чтения» рекомендует ознакомиться с книгой М.А. Улыбышевой «Как Пушкин русский язык изменил», в которой в облегченной для детей форме рассказывается о различиях в русском книжном и разговорном во времена Пушкина, о проблеме заимствований в русском языке времен Пушкина, о «Теории трех штилей» М.В. Ломоносова и об открытии Пушкина, который «понял самое главное: не надо разделять слова по разным стилям, ведь это один и тот же наш русский язык, которым просто следует правильно пользоваться». Опираясь на материал данной книги, учащимся 5 класса будет легче ответить на поставленный перед ними проблемный вопрос.

Кроме того, к литературному языку предъявляется требование чистоты речи – отсутствия в ней нелитературных, просторечных, разговорных слов, слов-паразитов, наличие которых характеризует лексикон говорящего как бедный.

Программа курса «Родной русский язык» предполагает работу над тремя видами норм - орфоэпической, лексической и грамматической, которая ведется с 5 по 9 класс с постепенным углублением уже изученного материала от класса к классу. Ключевые понятия раздела «Культура речи» представлены в облаке слов в упражнении 152 учебника «Русский родной язык. 5 класс».

Завершается работа над данным разделом в каждом классе обращением к правилам и нормам речевого этикета.

Работа над совершенствованием речи с точки зрения норм родного языка должна вестись регулярно. Можно выделить следующие приемы работы в данном направлении.


Методы повышения речевой культуры


1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение словарного запаса. Вслушивайтесь в незнакомые слова, пытайтесь узнать их смысл, употребляйте правильно.

4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т.е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы. Особенно хороши для данной цели телевизионные и радиопередачи.

5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.). Чем чаще вы общаетесь с культурными людьми, тем лучше говорите.

6. Овладение техникой речи. Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.

7.Одним из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями.


Работа над понятием «языковая норма» требует обращения к разному виду словарей. Причем следует понимать, что с течением времени норма может изменяться, поэтому для работы над нормами современного русского литературного языка надо использовать современные словари. Однако, чтобы увидеть изменение нормы, будет интересно обратиться к словарям разных лет. Кроме того, надо понимать и донести до обучающихся, что доверять при определении нормы следует только академическим словарям. Сложности при определении современной нормы связаны с глубиной ее закрепленности в русском языке: в словарях современного русского языка мы можем увидеть спорные вопросы в определении места ударения, формоупотреблении и т.п. Думается, что подобные случаи должны быть представлены учащимся, так как они отражают процесс развития русского языка и изменения в нем, но ни в коем случае не могут становиться опорными при изучении русского языка.



Словари, позволяющие организовать работу учащихся


Надо понимать сложности при обращении к словарям на современном этапе развития русского языка. Они связаны со следующими объективными факторами: 1) с трудностью составления словарей и длительным периодом их подготовки к печати в авторитетных изданиях в сравнении с быстро изменяющимся современным русским языком; 2) с появлением большого количества словарей, выпущенных свободными издательствами, что ведет к отражению в словарях ошибочного, разговорного, ненормированного варианта, с которым работать нельзя; 3) с доступностью большого количества онлайн-словарей, авторитетность которых вызывает сомнение, но которые зачастую являются источником получения информации дляучащихся. «Язык постоянно меняется, каждый день появляются новые слова и выражения. Успевают ли это фиксировать словари? И должны ли академические издания поспевать за языковой модой? Являются ли современные словари тем, что фиксирует и устанавливает языковые нормы, или теперь их удел лишь следовать за стихией современного «словотворчества»?» - эти вопросы волнуют филологов, которые называют современный период развития языка «периодом языковой анархии» (программа телеканала «Культура» «Что делать?» (академические словари русского языка в период языковой анархии) – эфир 27.03.2016, выпуск 427. Автор и ведущий: Виталий Третьяков. Участники: специалисты Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург)).

Необходимы словари, отражающие орфоэпическую, лексическую и грамматическую нормы. Это орфоэпические, толковые словари, словарипаронимов,словари трудностей русского языка.


Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: АСТ, Мир и образование, 2015.

Толковый словарь Ожегова онлайн (раннее издание)

https://slovarozhegova.ru/ozhegov.php


Настоящий словарь является исправленным и дополненным изданием классического «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. В новое издание Словаря вошло около 100 000 слов, научных терминов, диалектизмов и архаизмов, устойчивых фразеологических сочетаний; при этом сохранены общая структура и характер подачи материала. Новые слова и выражения отражают не только изменения в общественно-политической, научной и культурной жизни России за последние 40 - 50 лет, но и актуальные языковые процессы нашего времени.

Словарь содержит лексику, активно используемую в различных сферах русского языка. Словарная статья включает толкование слова, примеры его употребления в речи, некоторые грамматические формы, раскрывает его фразеологические и словообразовательные возможности; указывается ударение и в трудных случаях произношение, приводится стилистическая характеристика. Словарные статьи, которые в предыдущем издании были даны в специальном приложении, и новые дополнения распределены в общем тексте и выделены специальным полиграфическим знаком.


Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова, Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Издательский центр «Азбуковник», 2011.


Предлагаемая книга представляет собою новое произведение и новый жанр словаря: кроме того, что этот словарь последовательно отражает состояние современного русского языка в его общем употреблении и движения в его лексическом составе, его богатую фразеологию и идиоматику, он содержит сведения о происхождении слов и об их соответствиях в других языках, в очень многих случаях дополняющие основной состав словарной статьи. Таким образом, этот словарь, построенный на общеупотребительной русской лексике последних трёх столетий, по своему жанру является толково-этимологическим. Словарь адресован широкому кругу читателей — как специалистам-филологам, так и неспециалистам.

Орфоэпический словарь русского языка, произношение, ударение, грамматические формы, около 65000 слов/ Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А., Аванесов Р.И., 1989.

Орфоэпический словарь русского языка Аванесова Р. И. онлайн

http://slovarina.ru/russkie/slovari/orfoepicheskij-avanesov-1988/orfoepicheskij-avanesov-1988_0213.htm


Словарь создан в результате коренной переработки словаря-справочника «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова, вышедшего в 1959 г. За прошедшие десятилетия произошли определенные изменения в русском литературном языке. Значительно продвинулось вперед за это время изучение русской грамматической системы, исследование фонетики и морфологии, изучение литературной нормы. Появился ряд работ, имеющих большую теоретическую и практическую ценность, в том числе такие фундаментальные труды, как «Грамматика современного русского литературного языка» (М., 1970) и «Русская грамматика» (М., 1980). Это дает возможность решать проблемы, встающие перед лексикографами, на существенно более высоком уровне, чем в конце 50-х годов. Отметим, что на теоретическую концепцию, легшую в основу настоящего словаря, наибольшее влияние оказали грамматические исследования А. А. Зализняка.


Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические нормы. Современная классика/ Еськова Н.А., Борунова С.Н., Воронцова В.Л., М.: АСТ, 2015.


Словарь содержит свыше 70 тыс. слов современного русского языка со сведениями о произношении, ударении и образовании грамматических форм. В нем широко разработана система нормативных рекомендаций и даются запретительные пометы.

В этом издании значительно пополнен словник, уточнены нормативные рекомендации, более детально разработана подача некоторых категорий слов. В ряде случаев указываются нормы 18-19 веков, что оказывает помощь при чтении классической литературы.

Словарь рассчитан на специалистов-филологов, преподавателей русского языка и литературы, дикторов радио и телевидения и др. Для всех остальных читателей словарь послужит надежным нормативным справочным изданием.


Климчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и ее варианты. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2017.


Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и ее варианты.

«Большой орфоэпический словарь русского языка» - результат многолетней работы крупнейших специалистов в области русской фонетики докторов филологических наук М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина и Р. Ф. Касаткиной. Словарь представляет современное русское литературное произношение, фиксируя норму и ее варианты. Впервые предлагается описание произношения и ударения более 80 000 слов, в том числе недавно появившихся. Даются произносительные пометы, относящиеся к каждому слову и его грамматическим формам. В словаре зафиксированы особенности звучащей речи разных поколений начала XXI века. Он рассчитан на всех, кто по роду деятельности связан с произносительной стороной русской речи, а также на самые разные широкие круги читателей.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические нормы. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005.


Предлагаемый вниманию читателя словарь включает в основном слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки. В нем содержатся сведения об ударении, произношении, грамматических формах включенных в словарь слов. В отличие от других словарей, здесь формы слов приводятся полностью, за исключением некоторых регулярных образований. Словарь отражает литературную произносительную норму, а также варианты произношения в пределах этой нормы. В словаре нет запретительных и нерекомендуемых форм, но читателю предлагается новая система рекомендательных помет.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, заинтересованных в повышении уровня своей речевой культуры; будет полезен специалистам в области лингвистики, а также всем, чья профессиональная деятельность связана с устной речью, кто желает овладеть нормами русского литературного языка.


Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. – М.: Рус. Яз., 1999.


Словарь содержит около 12 тысяч слов современного русского языка, представляющих какую-либо трудность для читателя при образовании грамматических форм или при постановке ударения. В словаре используется детально разработанная система нормативных рекомендаций, включающая запретительные пометы. Словарь содержит иллюстрации из художественной литературы. В качестве приложения к словарю даются статьи «О грамматических формах» и «Об ударении».

Словарь, входящий в серию «Библиотека словарей русского языка», адресован самому широкому кругу читателей.


Словарь трудностей русского языка, ударение, грамматические формы, Еськова Н.А., 2014.



Это расширенный вариант словаря, впервые вышедшего под названием «Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы, Ударение». Расширение произведено за счет иллюстративной части словарных статей. Впервые в русской лексикографической практике цитаты из литературы (преимущественно художественной) служат не для пояснения значений слова, а для подтверждения нормативных рекомендаций в области ударения и грамматических форм.


Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.


В словаре представлено более 200 рядов паронимов — слов, похожих по звучанию и близких, но не тождественных, по значению. Статья включает толкование слова, его грамматическую характеристику, образец употребления в литературе, подробно разъясняются смысловые различия каждого паронима одного паронимического ряда. Кроме того, даны примеры возможных ошибок, возникающих из-за неправильного употребления паронимов. Словарь предназначен для школьников, студентов, переводчиков, журналистов, филологов, всех, интересующихся проблемами русского языка.

Обоснованным представляется и обращение к электронным словарям портала «Грамота.Ру». Например, словарь трудностей русского языка (http://www.gramota.tv/spravka/trudnosti) подготовлен профессором Ю. А. Бельчиковым и доцентом О. И. Ражевой и позволяет получить наиболее полную информацию о слове, его произношении, значении и употреблении.


Источники:


  1. Улыбышева М.А. Как Пушкин русский язык изменил [Электронный ресурс]. – М: Издательство «Настя и Никита», 2015. URL: https://www.nastyainikita.ru/assets/files/2016/105-3_KakPushkin_.pdf(дата обращения: 03.05.2020).

  2. «Что делать?» Академические словари русского языка в период языковой анархии [Культура. Эфир: 27.03.2016. Выпуск 427]// YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=qYHPH4ntF70)

  3. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр./Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999.URL: https://www.pomogala.ru/russky/enciklopedia_yazykoznanie.html

  4. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: АСТ, Мир и образование, 2015.URL:https://slovarozhegova.ru/ozhegov.php

  5. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова, Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Издательский центр «Азбуковник», 2011.URL:http://www.ruslang.ru/book_shvedova07

  6. Орфоэпический словарь русского языка, произношение, ударение, грамматические формы, около 65000 слов/ Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А., Аванесов Р.И., 1989.URL:https://obuchalka.org/20190829113483/orfoepicheskii-slovar-russkogo-yazika-proiznoshenie-udarenie-grammaticheskie-formi-okolo-65000-slov-borunova-s-n-voroncova-v-l-eskova-n-a-avanesov-r-i-1989.html

  7. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические нормы. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005.URL:https://obuchalka.org/2011052655231/novii-orfoepicheskii-slovar-russkogo-yazika-proiznoshenie-udarenie-grammaticheskie-formi-ivanova-t-f.html

  8. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. – М.: Рус. Яз., 1999.URL:https://obuchalka.org/2015101186919/kratkii-slovar-trudnostei-russkogo-yazika-grammaticheskie-formi-udarenie-eskova-n-a-1999.html

  9. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.URL:https://obuchalka.org/2017031693584/slovar-paronimov-sovremennogo-russkogo-yazika-belchikov-u-a-panusheva-m-s-2002.html

  10. Словари портала Грамота.Ру - http://www.gramota.tv/spravka/library



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!