СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Родные россыпи жемчужин. Великий лексикограф В.И. Даль"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве В.И.Даля, показать его вклад в развитие и становление русского национального языка. Показать мудрость, сметливость, красоту, потешность живой русской речи через пословицы, сказки, скороговорки. Дать представление об уникальности личности лексикографа и его трудов (“Толкового словаря живого великорусского языка”).

Просмотр содержимого документа
«"Родные россыпи жемчужин. Великий лексикограф В.И. Даль"»

МОУ «Рождественская СОШ»











Словарный урок

для 5-10 классов

«Родные россыпи жемчужин.

Великий лексикограф В.И.Даль»









Разработано учителем русского языка и литературы:

Новиковой К.Е.















Московская обл., 2015



Содержание:

  1. Теоретическая часть………………………………………………………3

  2. Практическая часть………………………………………………………..9

  3. Заключение……………………………………………………………….13













































Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве В.И.Даля, показать его вклад в развитие и становление русского национального языка. Показать мудрость, сметливость, красоту, потешность живой русской речи через пословицы, сказки, скороговорки. Дать представление об уникальности личности лексикографа и его трудов (“Толкового словаря живого великорусского языка”).

Задачи урока:

Образовательные: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие: актуализировать знания учащихся о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение детей через художественное слово.


Оборудование: выставка книг, Толковый словарь живого великорусского языка, презентация, карточки-задания для учащихся































Ход занятия:

Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живёт. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть.

Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через 100 , и через 200 лет.

цитаты из “Писем о добром и прекрасном ” Д.С.Лихачева

Ребята! Сегодняшний классный час посвящен удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку. О ком идет речь? (демонстрируется портрет на слайде).

I часть – теоретическая.

Все мы знаем Владимира Ивановича как составителя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако об остальных его талантах почти никто не слышал, а ведь их великое множество.

В любой русской библиотеке среди множества других книг можно увидеть четыре толстых тома с одинаковой надписью на корешках: «Даль». Стоят они на самом почетном месте и выглядят очень торжественно. Это — знаменитый на весь мир «Толковый словарь живого великорусского языка», который составил Владимир Иванович Даль.

Кто-то может сказать: «Подумаешь! Ведь разных словарей на свете великое множество. Почему же именно словарю Даля на книжных полках такой почет и уважение? Чем он лучше всех остальных?»

Ответ на такой вопрос будет простым: именно в этом словаре собрана вся сокровищница русской живой речи, все ее слова, в общем — весь русский язык. А поэтому и уважение, которым окружены эти четыре красивые книги, относится не только к ним самим, но и к великому нашему языку.

Словарь Даля огромен. Он содержит более 200 тысяч слов. Даже если их просто выписать столбиком, понадобится 450 школьных тетрадей в линейку. Но ведь Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни.

Посмотрите на заметки к словам в словаре Даля — это же настоящие маленькие рассказы о быте народа и его труде, о ремеслах, о народных обычаях и поверьях. Они объясняют, в каких избах жили русские люди в старину, какие печи топили, на каких телегах ездили, чем поле пахали, как рыбу удили и как эту рыбу называли, какие щи хлебали, из чего кашу варили, чему учили детишек… Вся жизнь русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале.

Но вот об его авторе известно куда как меньше. Нет, конечно же, образованный человек наверняка знает, что Владимир Даль является составителем знаменитого словаря. Также многие знают, что этот огромный труд занял у него почти пятьдесят лет. Может даже показаться, будто всю свою жизнь Даль так и провел в тишине кабинета, склонившись над грудой рукописей с пером в руке. Однако на самом деле Владимир Даль вовсе не был похож на тихого кабинетного работника.


Биография его настолько богата событиями, приключениями и встречами со знаменитыми людьми, что он сам мог бы стать героем увлекательного приключенческого романа.

Впрочем, судите сами: Даль был моряком и плавал на одном судне со знаменитым российским флотоводцем Павлом Нахимовым. Даль был замечательным хирургом и учился в университете вместе с основоположником военно-полевой хирургии Николаем Пироговым, который очень высоко ценил врачебное мастерство своего однокашника. Как врач Даль участвовал в двух войнах и спас жизнь великому множеству раненых. Даль был отважным солдатом, а однажды совершил и вовсе невероятный подвиг: сумел задержать наступление целой вражеской армии и уберечь свой пехотный корпус от неминуемой гибели… одним ударом топора.

Или вот, например: все знают, что великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был ранен на дуэли. Но совсем немногим известно, что умер он на руках у Владимира Даля, который неотлучно провел у постели раненого Пушкина трое суток и как мог старался облегчить страдания своего умирающего друга…

А ведь еще была многолетняя служба в министерстве внутренних дел, где талантливый и исполнительный Даль очень быстро стал незаменимым помощником самого министра. Был и опаснейший бухарский поход, из которого половина его участников не вернулись. Много чего было в его долгой и такой интересной жизни. Даже простое перечисление самых важных ее событий заняло бы несколько страниц.

Но тут возникает закономерный вопрос: если всю свою жизнь Владимир Даль был настолько занят делами военной и гражданской службы, то когда же он успел составить свой знаменитый словарь? Чтобы понять это, давайте мысленно перенесемся в девятнадцатый век и попробуем выяснить все по порядку.

Морозным вечером в марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего несколько дней назад он закончил обучение в морском корпусе и получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский флот. Путь предстоял неблизкий, а только что полученная казенная шинель грела плохо. Молодой мичман зябко жался в санях. Ямщик в утешение продрогшему до костей моряку указал на пасмурневшее небо — верный признак перемены к теплу.

— Замолаживает, барин!

И хотя сказано это было по-русски, мичман не понял, о чем идет речь.

— Как «замолаживает»? — спросил он.

Ямщик охотно объяснил значение этого слова. И тут происходит нечто странное: трясущийся от холода мичман выхватывает из кармана записную книжку и окоченевшими от мороза руками пишет: «Замолаживать — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, говоря о небе, клониться к ненастью…»

Как вы, наверное, уже догадались, этим мичманом был совсем еще молодой Владимир Даль. А несколько написанных на стылом ветру строчек в записной книжке положили начало «Толковому словарю живого великорусского языка». Далю было тогда всего семнадцать лет. С тех пор при каждом удобном случае книжка пополнялась новыми заметками. Даль записывал туда областные слова, особенные обороты народной речи, пословицы, поговорки, прибаутки. Через несколько лет записная книжка выросла в несколько толстых тетрадей, исписанных мелким красивым почерком.

На флоте он прослужил недолго. Выйдя в отставку и сняв с себя флотский мундир, Владимир Даль поступил на медицинский факультет в университет (города Дерпта – сейчас территория Эстонии). Учился он очень старательно. Сам себе назначил задание: каждый день выучивать сто новых латинских слов, подолгу просиживал в библиотеке, сутками не уходил из клиники. Вскоре о Дале заговорили и профессора, и студенты. Знаменитый хирург Николай Пирогов, обучавшийся в том же университете, вспоминал позже: «Это был человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось освоить». Многие современники объясняли его успехи в хирургии не только усиленными занятиями, но и склонностью к тонкой ручной работе. Даль был еще и умелым резчиком по дереву, а также делал миниатюрные изделия из стекла, а кроме того, он одинаково хорошо владел правой и левой руками.

Перед талантливым студентом открывалось блестящее будущее ученого и преподавателя. Однако этим его планам не суждено было сбыться: в 1828 году вспыхнула русско-турецкая война. На фронте не хватало врачей, поэтому всех студентов-медиков срочно призвали на военную службу. И Владимир Даль отправился воевать.

Через месяц Даль был уже на Дунае. Здесь он проявил себя неутомимым, смелым и находчивым военным хирургом, отличился во многих боях. И все же, несмотря на кровавые ужасы войны, именно тогда Владимир Даль собрал огромное количество материала для будущего словаря. Дело в том, что в воинских частях, где ему довелось служить, находились солдаты со всей России, из самых разных краев и губерний. Если бы война не свела их вместе, не хватило бы даже целой жизни, чтобы объездить все эти земли и услышать тамошние говоры.

Даль понимал, что судьба дает ему удивительную возможность познакомиться с русским языком во всей его полноте. По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к кострам и подолгу беседовал с солдатами. Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в любимые им толстые тетради из плотной бумаги.


Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями.

Однажды случилось так, что верблюда, груженного записками, во время боя захватили турки. Горю Владимира Ивановича не было предела. Позднее он писал: «Я осиротел с утратой моих записок... Беседа с солдатами всех местностей широкой Руси доставила мне обильные запасы для изучения языка, и все это погибло».

Казалось бы, все кончено и словарю уже никогда не появиться на свет. Но на поиски верблюда в турецкий тыл отправился отряд казаков, и через несколько дней пропавшее животное было возвращено Далю вместе с драгоценной поклажей. К счастью, все записки оказались целыми и невредимыми. Так будущий «Толковый словарь живого великорусского языка» сначала побывал в плену у турок, а потом был освобожден русскими воинами.

За эту войну Даль был награжден орденом святой Анны третьей степени и Георгиевской медалью на ленте. Только вернулся Даль из турецкого похода, как в 1831 году его снова призвали на войну. На этот раз ему пришлось воевать с поляками. Здесь-то и совершил Даль свой удивительный подвиг, когда одним махом топора он сумел остановить целую армию.

Однажды пехотный корпус, в котором Даль служил врачом, оказался прижат поляками к берегу реки Вислы. Чтобы вступить в бой, силы были слишком неравными. А отступить за реку у наших солдат тоже не было возможности, так как мост поляки заранее сожгли. Двенадцатитысячная армия противника вот-вот должна была обрушиться на небольшой русский отряд. Но тут дивизионный врач Даль вспомнил навыки инженерного дела, которые получил, учась в морском корпусе. Вокруг заброшенного винокуренного завода, где Даль расположил раненых и больных, валялось множество пустых бочек. Из них-то он и предложил соорудить временную переправу через Вислу. Командование согласилось, и солдаты под руководством Даля спешно принялись за работу. Из бочек, плотов, лодок и паромов Даль в кратчайшие сроки сумел построить свой необыкновенный мост и перевести через него не только солдат и лошадей, но даже артиллерию.

Когда через реку благополучно переправились последние русские солдаты, к опустевшему берегу подошли передовые отряды польского войска. Несколько вражеских офицеров ступили на мост. Вдруг от винокуренного завода к ним подошел Даль и объявил, что он врач, а в помещении завода якобы находятся больные и раненые, которых он не успел переправить на другой берег. Даль сказал также, что надеется на великодушное отношение польского командования к его беспомощным подопечным. Так, беседуя, они вместе дошли до середины моста, а следом за ними по переправе шла польская кавалерия. И тут Даль ускорил шаг и прыгнул на одну из бочек, где у него был заранее припасен остро заточенный топор. Именно в этом месте он специально связал скрепляющие мост канаты так, чтобы их можно было перерубить одним ударом. Поляки не успели опомниться, как Даль взмахнул топором — и вся переправа вдруг распалась на куски. Бочки, лодки, паромы, а вместе с ними и всех, кто был на переправе, понесло вниз по Висле. Под выстрелами обманутых противников Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками наших солдат.

Так находчивость и отвага дивизионного врача спасла русское войско.

Когда Даль вернулся из польского похода, он тут же начал приводить в порядок свои записки. До того, чтобы составить из них настоящий словарь, было еще очень далеко, пока же Даль стал сочинять… сказки. В них он обильно использовал все богатства живой русской речи: пословицы, присказки, шутки и прибаутки. Это был самый первый опыт употребления настоящего народного языка в русской литературе. Свои сочинения Даль подписывал придуманным именем (псевдонимом) Казак Луганский, от названия города Луганска, где он родился.

Книга сказок Владимира Даля с восторгом была встречена всеми лучшими русскими писателями того времени. Особенно радовался выходу этой книги Пушкин. Под впечатлением от удивительного языка сказок Даля он и сам сочинил свою сказку «О рыбаке и рыбке». Рукопись ее Пушкин подарил Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от сказочника Пушкина».

Но почему же Пушкин так хотел, чтобы яркая народная речь сказок Даля вошла и в разговорный язык? Дело в том, что большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки. Русский же язык считался тогда грубым, и говорить на нем в высшем обществе не любили. Об этом и печалился Александр Сергеевич Пушкин, а его друг Даль прямо утверждал, что живой русский язык того времени был «втиснут в латинские рамки и склеен немецким клеем». И оба они, каждый по-своему, старались открыть русским людям всю красоту и очарование родной речи.

Вскоре после издания сказок Владимир Даль уехал из столицы на службу в далекий Оренбург.

Спустя несколько лет, в 1837 году Пушкин и Даль встретились уже в Петербурге…А через несколько дней Пушкин будет смертельно ранен на дуэли. Даль приложил все свое врачебное мастерство, три дня и три ночи неотлучно провел у постели раненого друга, но спасти его так и не смог. Александр Сергеевич умер на руках у Даля.

Ну вот и подошел к концу наш рассказ о Владимире Ивановиче Дале. Свой знаменитый словарь он закончил лишь за пять лет до смерти. Рассказывают, что даже перед своей кончиной он подозвал к постели дочь и попросил ее: «Запиши, пожалуйста, словечко».

Какое же счастье, что Владимиру Ивановичу довелось столько поездить по русской земле, лечить, менять профессии, встречать на своем пути тысячи разных людей! Ведь живи он по-другому, могло случиться, что никакого словаря бы и не было. Сидел бы Даль в тихом кабинете и даже не подозревал бы, что вокруг плещется безбрежное море прекрасных русских слов.

Подвиги бывают разные. Иногда нужно всего одно мгновение, чтобы броситься на вражеские штыки — и войти в бессмертие. А иногда подвиг растягивается на целые десятилетия служения своему народу, как это и вышло у героя нашего рассказа. Между первым словом «замолаживает», которое записал в свою записную книжку молодой мичман, и четырьмя огромными томами словаря уместилась целая жизнь великого сына России, неутомимого собирателя русских слов, талантливого и трудолюбивого человека — Владимира Ивановича Даля.


Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.

Всеволод Рождественский


II часть – практическая.


Скороговорки
1. В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки.

Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок:


Сыворотка из-под простокваши.
Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.


2. Как пословица звучит на самом деле?
Баба с возу недалеко падает,
Не родись красивой, коли рожа крива.
Смотришь в книгу – ума не надо.
Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.
3.Продолжи пословицу.
Куй железо....(пока горячо)
Не зная броду....(не лезь в воду)
Грамоте учиться.... (всегда пригодится)
Береги платье снову.... (а честь смолоду)
4.Собери пословицу. (Все пословицы разделены на части).
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит
На одном месте лежа / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Лентяй праздники знает /да будней не помнит.

5.Собери “рассыпавшуюся” пословицу:
Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова, пить
“Чай пить – не дрова рубить”
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
“За чужим погонишься, своё потеряешь.”
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
6. Отгадай загадки:
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)


Тур 1. Даль природная.

1 команда

  • Какое время суток называется авророй? (утренняя зоря Т.1)

  • Почему пчела - Божья угодница? (доставляет воск на свечи Т.3)

  • Мы знаем, из чего варится пшеничная каша. А что называется сарацинским пшеном? (рис Т.3)

2 команда

  • От каких пчел бывает каменный мед? (от диких пчел, находили в скалах затверделым Т.2)

  • Какой месяц в старину называли травнем?(май Т.4)

  • Хвосты, как известно, бывают разные. У кого он лопатой, у кого поленом, а у кого вилкой? (у ласточки Т.4)

Тур 2 Даль историческая.

            1 команда

  • В старину говорили: «Прошел слух по городам и весям». Городам понятно. Что же такое весь? (деревня Т.1)

  • В какой праздник, в какой день недели, и в чьем доме собирались «золовкины посиделки»? (суббота на масленицу в доме мужниной сестры Т.1)

2 команда

  • Бурлаки – люди тянувшие по реке баржи с грузом, считали свой путь не километрами, ни верстами, а плесами. Чему равнялась эта мера пути?(одно колено реки, меж двух изгибов Т.3)

  • В старое время сельская молодежь собиралась для общения, танцев и пения в хороводе. Весенние хороводы были от Пасхи до Троицы, осенние – от Успения до Покрова. А когда были летние?(летом  не до хороводов Т.4)

Тур 3 Даль сказочная.

1 команда

  • В сказке Ш. Перро «Спящая красавица», принцесса заснула на 100 лет, уколовшись о веретено. Что такое веретено и почему об него можно уколоться?(ручное орудие для пряжи, для ручного прядения, точенная палочка, острая в верхнем конце Т.1)

  • Обычно русская народная сказка начинается так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» А в каком это царстве-государстве с точки зрения математики? (их три: царство животных, растений ископаемых Т.4)

  • Бывают сказки богатырские, житейские, балагурские. Приведите пример докучной сказки.(короткий рассказ, без смысла, у которого конец переходит в начало и повторяется одно и то же. «Ты скажи, я скажи – не сказать ли тебе сказку, про белого бычка? Да скажи! ты скажи…. Т.4)

2 команда

  • В ряде сказок главной героиней бывает падчерица. Кто она такая?(дочь от первого брака неродная отцу или матери Т.3)

  • С детства мы знаем сказочные слова, которыми можно позвать коня-колдуна: «Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» А как выглядит вещая каурка? (рыжеватый Т.2)

  • От какого слова произошло имя Кощея Бессмертного? (от кости, означая изможденного непомерно худого человека Т.2)

 

Тур 4 Даль литературная

1 команда

  • Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» изучается в школе. До каких лет человека называли недорослем? (до 21 года Т.2)

  • В одном из стихотворении А.А. Фета о земле мы читаем:

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней-

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, глухой ватой

Все убрал кусты.

Тороватый – это какой? (великодушный, щедрый Т.4)

2 команда

  • В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Это отрывок из баллады В.А. Жуковского «Светлана». Что такое «песенки подблюдны», когда и для чего они исполнялись и почему так назывались?(святочная песня, которые поют женщины при гадании на святки при этом используется блюдо Т.3)

  • Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается так: «У Лукоморья дуб зеленый ….». У лукоморья – это где? (морской берег Т.2)

Тур 5 Даль мистическая

1 команда

  • Для чего служит амулет? (охрана от порчи, оберег Т.1)

  • Все, видевшие домовых, не могут описать их внешность. Почему? (он отшибает память Т.1)

2 команда

  • Оборотнем называют человека, который может превратиться в волка. Для этого существует определенный ритуал. Расскажите о нем. (надо в лесу найти срубленный  гладко пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувыркнуться через него – станешь оборотнем; порыскав волком, надо забежать с другой стороны пня и перекувыркнуться обратно, если же кто унесет нож то останешься навеки волком Т.1)

  • Что это значит, когда о девушке говорят: ходит как русалка? (несчастная Т.4)



Тур 6 Даль прикольная

1 команда

  • Кто такой ёж и как он выглядит, знают даже городские жители. Но кто такой ежачина? (дикобраз Т.1)

  • Много почетных прозвищ имеет медведь. Но как объяснить, что он еще и «сморгонский студент»? (в Сморгонах обучали медведей Т.2)

2 команда

  • Чай бывает черный, зеленый, травяной. Но раньше в лавке можно было купить и чай кирпичный. Ваши предположения на этот счет? (сбитый в бруски, кирпичи, он крошится, варится с молоком и хлебается ложками Т.4)

  • На жаргоне компьютерщиков «бутить» означает «перегружать компьютер». Но наши предки тоже умели бутить. Что они делали? (заваливать яму землей Т.1)


Завершающая игра «Кузовок».


III часть – завершающая.


Второго Даля, как и второго Пушкина, мы вряд ли дождемся.

Во Франции или, к примеру, в Японии составление словарей обеспечено государственной поддержкой, т.к. входит в сферу национальных интересов. У нас лексикография (составление словарей)-это чаще всего удел энтузиастов. И причина тут не только в нашей бедности, но и в том, что всякий замечательный словарь у нас – это авторское произведение. Как роман или поэма. Мы так и говорим: «Посмотри у Даля…Проверь по Ожегову…Загляни в Ушакова…»

Как и столетия назад, составление словаря в России требует от взявшегося за этот труд, не просто времени, а колоссального труда, вложение души, отдача целой жизни. Не одного упорства, а полного самоотречения. Жить с мыслью, что сделанное тобой, возможно, оценят потомки…

Оценим ли мы труд таких достойных лексикографов как В.И.Даля, будем ли мы пользоваться, не давать исчезнуть не просто словам, а жемчужинам нашего родного языка, поддерживать, хранить и передавать эти труды-творения как сокровище нашей нации, свою культуру зависит от каждого из нас.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!