СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родо-жанровая система русской литературы.Школьное изучение эпического текста. Повествовательная организация эпического текста. Жанровая специфика эпических текстов (примеры анализа).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родо-жанровая система русской литературы.Школьное изучение эпического текста. Повествовательная организация эпического текста. Жанровая специфика эпических текстов (примеры анализа).»


Родо-жанровая система русской литературы: составление таблицы с примерами произведений из школьной программы. Школьное изучение эпического текста. Повествовательная организация эпического текста. Жанровая специфика эпических текстов (примеры анализа). Специфика драматического рода. Мир драматического произведения. Формы работы по анализу пьесы. Школьное изучение структуры лирического произведения. Типология лирических субъектов. Жанровый анализ лирического текста (примеры анализа)



Род

Эпический

Лирический 

Драматический

Лирическо- эпический

Лирическо- драматический

Ведущие жанры

Роман

Повесть

Рассказ

Стихотворение

Послание

Ода

Трагедия

Комедия

Драма

Баллада

Поэма

Пьеса

Примеры

И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»

Н.В.Гоголь Повесть «Портрет»

М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль»

А.С.Пушкин «19 октября»

М.В. Ломоносов « Ода на день восшествия…»


А.С.Пушкин «Борис Годунов»

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»



Школьное изучение эпического текста. Повествовательная организация эпического текста. Жанровая специфика эпических текстов (примеры анализа).


Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив и, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении. Определенность эпического рода (для литературы всех времен и творчества всех писателей) — в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении — всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было.

Для изучения эпических произведений существуют: вступительный урок, урок анализа художественного текста и завершающее занятие.

 Цель вступительных уроков сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его.

Вступительные занятия могут иметь различные виды и формы и занимать разное количество времени, от нескольких минут до одного-двух часов.

На вступительных занятиях учащиеся получают общее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей.

      Главное условием и основой всех учебных занятий по литературе,- это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.

      Заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач: 1)после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом;  2) заключительные занятия призваны не только суммировать знания и привести учащихся к обобщенным выводам; 3) заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников в классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания.

     Организации исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и при изучении эпических произведений очень важна.

Структура исследования по литературе включает в себя ряд этапов: осмысление темы, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, становление плана исследования, чтение художественного произведения, создание «служебного комментария», анализ художественного произведения его интерпретация, обобщение, выводы.  

      Развивают поисковую активность учащихся в процессе изучения эпических произведений разные методы обучения. Литературное творчество, художественное домысливание, проблемность в обучении, поисково-диалогический метод, постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий.



Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: рассказ - основной эпический жанр, изучаемый в 5-7-х классах; повесть также довольно широко входит в круг чтения учащихся 5-7-го классов; с романом школьники знакомятся в 8-м классе, а в старших классах роман занимает одно из основных мест.. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы,— его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. Эта особенность эпических произведений сказывается, на целях, путях и способах работы над ними в школе. При изучении их внимание учащихся неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода. В школьных условиях ими обычно оказываются: 1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность. 2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов). 3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.

Анализ «Отцы и дети» Тургенев История создания



В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Тема

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

Главные герои
Евгений Васильевич Базаров



Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

Николай Петрович Кирсанов



Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Павел Петрович Кирсанов

Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

Второстепенные персонажи
Василий Иванович Базаров

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

Анна Сергеевна Одинцова



Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

Катерина



В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.

Виктор Ситников



Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

Авдотья Кукшина





Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.


Фенечка

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

Дуняша



Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.

Петр



Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

Княгиня Р. (Нелли)



Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

Жанр

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.



Специфика драматического рода. Мир драматического произведения. Формы работы по анализу пьесы.

Драма – это подражание действию действием. В драме герои сами действуют, рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Драматическая литература характеризуется приспособленностью для сценической интерпретации. Основным ее признаком является назначение ее для театрального спектакля. Отсюда следует невозможность полной изоляции в изучении драматического произведения от изучения условий театральной ее реализации, а также постоянная зависимость ее форм от форм сценической постановки. Постановка спектакля слагается из игры артистов и из окружающей их сценической обстановки (декораций). Игра артистов слагается из речей и движений.

Специфические черты драмы:

1.Сюжетность

2.Конфликтность действий

3.Членение на эпизоды

4.Отсутствие повествовательного начала

5.Конфликты раскрываются в поведении, поступках героев, в их монологах, диалогах.


В центре драматического произведения обычно стоит жизненный конфликт, разрешение которого идет в напряженной борьбе персонажей друг с другом, с обстоятельствами, с самими собой. Конфликт в драме – это та пружина, которая движет действие и обнаруживает характер. Драме свойственна целеустремленность и активность действия. Человек показан в ней в таких обстоятельствах, которые требуют особого напряжения всех его внутренних сил и потому наиболее полно выявляют характер. Эти особенности драмы в значительной мере определяют специфику изучения ее в школе.

В методике уроков по драме на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем – подготовленное чтение по ролям, беседа о сценической истории пьесы, анализ событий и характеров.

Особое значение при анализе драматургических произведений приобретает самостоятельная работа учащихся над текстом произведения. Анализ речи и поступков действующих лиц помогает ученикам разобраться в сущности их характеров и создать в своем воображении конкретное представление об их облике.

Для активизации воображения учащихся следует обратиться к историко-бытовому комментарию.

Прежде чем переходить к работе над действиями, надо, чтобы в сознании учеников появилось представление о пьесе в целом. Поэтому первые вопросы должны фиксировать внимание школьников на всей пьесе, помочь ее осмыслить. К примеру, вопрос о названии пьесы.

Одновременно с выяснением главного конфликта должно состояться первое знакомство учеников с действующими лицами. Соотнесение начала в драматическом произведении и конца способствует появлению общего взгляда на пьесу.

Существенно обратить внимание класса на время, охваченное пьесой. Всегда происходит в настоящее время. Время зрителя и время действия пьесы как бы совмещаются, но между явлениями, действиями проходят дни, недели, а иногда и годы.

Возникновение конфликта, его подлинные причины, основы сложившихся отношений, истоки характеров обычно обусловлены жизненными явлениями, которые происходят за пределами пьесы. Таким образом, на первом этапе как бы намечаются те вопросы, над которыми ученики будут думать дальше, тот угол зрения, под которым они будут рассматривать пьесу.

Готовясь к анализу отдельного действия, учитель определяет для себя центральную проблему работы над ним.

Для решения этой задачи отбираются явления и ставятся основные вопросы.Работа по действиям включает в себя и разъяснение непонятных слов и исторический и театральный комментарий.

Особенно важно побудить ребят представить происходящее на сцене.

В то же время нужно заботится о том, чтобы школьники, работая над отдельным актом, воспринимали его как часть целого, занимающего определенное место в развитии действия, в его поступательном движении к финалу пьесы; чтобы они поняли, как реализуются и как подготавливаются в отдельных актах главные элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Наблюдение ребят за развитием действия должно быть неотрывно от глубокого проникновения в характеры действующих лиц.

Наблюдая за поведением, поступками, переживаниями персонажа во всех изменяющихся ситуациях, школьники постепенно проясняют сущность характера различных действующих лиц.

Анализ углубляет первоначальные представления учащихся о произведении, дает им возможность осмыслить свои читательские впечатления, реализует образовательно-воспитательные возможности нравственного и эстетического воздействия произведения на формирующуюся личность. Задача состоит в том, чтобы анализ литературного произведения стал регулятором отношений между читателем и писателем, устранял произвол субъективизма в читательском впечатлении и в то же время сохранял живое, личностное отношение к произведению искусства.




Школьное изучение структуры лирического произведения. Типология лирических субъектов. Жанровый анализ лирического текста (примеры анализа)

Лирические произведения – небольшие стихотворные произведения. У лирического произведения есть своя структура, выделяющая его в некоторый особый род.

Главные особенности лирики:  

В лирике нет сюжета в том виде, как в драме и повествовании.  

Лирическое произведение показывает не мир, а впечатления, ощущения, переживания этого мира, отношение к нему.  Лирика всегда занята внутренним миром, реакцией.  Дистанции между повествователем и миром, как в повествовании и драме, нет. Это меняет и внутреннюю, и внешнюю структуру произведений.

ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА: Лирическое произведение – это всегда некоторое высказывание, которое чаще всего дается от «я». Присутствует некоторая личность, отношение которой к миру фиксирует лирическое произведение, поэтому лирическое произведение и ощущается как некоторое высказывание от «я». Поэтому лирические произведение всегда фрагментарны. Но не мешает цельности. Композиция лирического стихотворения подчиняет цельность структуры.

Внутренняя структура: Центральную позицию в лирическом произведении занимает некоторое «я» - некоторая личность, которая и является носителем размышлений, чувств, эмоционального состояния, реакций на действительность, которые предлагаются в этом произведении.

Лирический субъект – обозначение лирического «я».

Гегель: «Лирика - самостоятельный субъект».

Лирический герой. Он одновременно является «и носителем сознания и предметом изображения, он открыто стоит между читателем и изображаемым миром.

Собственно автор и автор-повествователь. В стихотворениях, где носителем речи является собственно автор.

Ролевой герой. Он носитель чужого сознания. Авторская точка зрения также выражена в стихотворении, но косвенно.


Все категории, связанные с изображаемым миром, претерпевают трансформацию:  

Художественный предмет  

Литературный сюжет

 События в лирике

Эти категории должны рассматриваться в лирике отдельно.

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание.

Схема анализа лирического произведения:

1. История создания произведения:

факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения

место произведения в творчестве автора.

кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

ведущая тема;

идея (основная мысль) произведения

развитие мысли автора (лирического героя)

эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

художественные приёмы и их значение;

ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;

приёмы звукописи;

наличие/отсутствие деления на строфы;

особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.


Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина

История создания

А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.

Тема

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.

Лирический герой стиха одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на Неве. Сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.

Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.

Несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.

В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей». Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».

Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.

Композиция

Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.

Жанр

Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»; эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»; сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный». Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!