СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова.Понятие о корне.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 2 класс

Тема. Родственные слова. Понятие о корне.

Цель: дать учащимся представление об однокоренных (родственных)   словах; учить определять родственные слова и корень в них;

развивать навыки чтения и письма, мышление, монологическую речь; воспитывать аккуратность при письме,  чувство взаимопомощи, любви к природе и бережное отношение к ней.  

 

ХОД УРОКА

І. Организация класса.

 

II. Минутка чистописания.

 

СЛАЙД №2

  1. Запишите слоги    рень   ко

 

  1. Какое слово можно составить из этих слогов? Запишите его.

Корень

 

  1. Разделите слово на слоги. Как можно перенести слово?

Поставьте ударение. Укажите количество букв и звуков.

Ко – рень – 6 б., 5 зв.

 

- Почему количество букв и звуков не совпадает?

 

III. Актуализация опорных знаний. Мотивация обучения.

 

СЛАЙД № 3

- Объясните значение слова КОРЕНЬ.

                      растения

КОРЕНЬ      зуба

                     Волоса

 

- Для чего нужен корень растению? Зубу?  Волосу?

- Значит, корень – главная часть этих предметов?

 

IV.Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня вы узнаете, что есть ещё и корень слова – главная часть слова. Мы будем учиться выделять корень в словах.

 

V. Подготовка к изучению нового материала.

 

СЛАЙД № 4

…ка       звезд …

…и         дорог…

…ов       книг…

 

- Прочитайте написанное слева.

 - Можно ли догадаться, о каких словах идёт речь?

- Прочитайте написанное справа.

- Сможете назвать эти слова?

 

- Как вы думаете, в каком столбике записана главная часть слова?

- Эта главная часть и есть КОРЕНЬ. Обозначать корень будем так:             

 

 

(звезда, дорога, книга).

 

- А теперь нам надо поспешить в лес. Лесные жители нуждаются в нашей помощи.

 

VI. Изучение нового материала. (использование иллюстраций и текста сказки Сутеева «Под грибом»).

 

А) СЛАЙД №5

 «Как-то раз застал Муравья в лесу сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него, а грибок говорит:

- Помоги, Муравей отыскать мои родственные слова.  Они где-то здесь.

  Но Муравей ещё ничего не знал о родственных словах.

 

СЛАЙД № 6

- Давайте поможем Муравью. Прочитайте предложения. Подумайте, какие слова можно назвать родственными.

 

Задание: 

Встретились как-то раз на лесной полянке большой гриб – боровик и маленький грибок – мухоморчик и завели свои грибные разговоры. Вот пришла на полянку Баба-Яга – грибник.

 

- О каких грибах прочитали? Они все съедобные? (беседа).

- Прочитайте родственные слова.

(Если учащиеся затрудняются, спросить: - Каких людей можно назвать родственниками? (ответы детей). 

- Так же и в словах: родственные слова должны происходить от одного слова и иметь одинаковый корень.)

 

Дети называют по одному слову, они высвечиваются на экране.

 

- Выпишите родственные слова.

- Прочитайте общую для них часть.

- Это корень. Обозначим его простым карандашом.

 

 

Б) СЛАЙД № 7

Правила о родственных словах, о корне.

 

В) СЛАЙД № 8

А дождь всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая бабочка.

- Муравей, Муравей! Пусти меня под грибок!

Муравей говорит:

- Сначала скажи, знаешь литы, что бывают родственные слова?

- Нет,  - говорит Бабочка.

- Научить тебя узнавать родственные слова?

- Научи!

 

СЛАЙД№ 9

Задание. Прочитайте предложения. Назовите родственные слова. Укажите корень.

  Жил на свете Муравей со своей … (Муравьихой). Были у них детишки – маленькие …  (Муравьишки). Жили они дружной  … (муравьиной)  семьёй в своём уютном … (муравейнике).

- Выделите корень.

 

СЛАЙД № 10

- Спасибо тебе за науку, - сказала Бабочка и спряталась под грибом.

 

Г) СЛАЙД № 11

А дождь ещё сильнее идёт. Мимо бежит Мышка.

- Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьём течёт.

- Куда же мы тебя пустим? Тут  места нет.

- Потеснитесь, пожалуйста!

 

СЛАЙД № 12

Работа в парах.

 

Задание.  Прочитайте выразительно стихотворение. Спишите . выделите корень в родственных словах. Помогайте друг другу.

 

Говорит мышонку мышь:

Ты всё шуршишь, не спишь.

Говорит мышонок мыши:

- Шуршать я буду тише.

 

- В каких словах заметили орфограммы?

- Почему мышонок боится громко шуршать?

- Прочитайте стихотворение по ролям.

 

Проверка выполнения задания.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Д) СЛАЙД № 13

  А дождь всё льёт и не перестаёт. Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

- Намокли мои пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, дождик переждать.

- Тут места нет!

- Подвиньтесь, пожалуйста!

 

СЛАЙД № 14

Задание. 

Составить «Ассоциативный куст» к слову лес.

- Закройте глазки и скажите, что вы представляете, когда слышите слово лес.

- Откройте глазки.

- Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?

 

Придумать и записать родственные слова к слову лес. Выделить корень.

- маленький лес   (лесок);

- человек, который охраняет лес  (лесник)

- земля из леса  (лесная)

 

СЛАЙД № 15

Составить и записать предложение (под диктовку) со словом лесник.

Лесник охраняет лес.

 

СЛАЙД № 16

- Почему надо охранять лес? Что даёт нам лес?

 

Е) СЛАЙД № 17

Вдруг на полянку выскочил Заяц, увидел гриб и закричал:

- Спрячьте! Спасите! За мной Лиса гонится!!

- Жалко Зайца, - говорит Муравей. – Давайте ещё потеснимся.

 

СЛАЙД № 18

Только спрятали Зайца- Лиса прибежала.

-Зайца не видели?

А Муравей говорит:

-Отгадай загадку – скажем.

 

СЛАЙД № 18

Я сознаюсь, виновата,

Я хитра и плутовата,

Я в курятник вечерком

Часто бегала тайком.

 

Стыдно стало Лисе за свои поступки. Убежала она в лесную чащу. Но оставила нам задание.

 

СЛАЙД № 20

Задание – ловушка. 

- Прочитайте слова. Запишите родственные слова. Выделите корень.

Лиса, лис, листик, лисёнок, лисий.

 

Проверка выполнения работы.

 

Ж) СЛАЙД № 21

Вот и кончился дождик. Выглянуло солнышко. Вылезли все из под гриба – радуются. Муравей задумался и говорит:

-Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось?

-Ква-ха-ха!  Засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

-Эх вы, гриб-то…

Недосказала и ускакала. Все посмотрели на гриб и догадались, почему сначала одному под грибом было тесно, а потом пятерым место нашлось.

 

З)  СЛАЙД № 22

А вы догадались?

 

Е) СЛАЙД № 23

Загадка.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)

 

Работа в группах.

- Придумать и записать на листочках родственные слова к слову дуб.

- Выделить корень.

 

СЛАЙД № 24

Проверка выполнения задания.

(дуб, дубок, дубрава, дубовый, поддубник)

 

VII. Итог урока.

 

СЛАЙД № 25

- Объясните  значение слова корень.

 

                  растения

Корень        зуба

                   Волоса

                   слова

 

СЛАЙД № 26

- Какие слова называются родственными?

- Что такое корень слова?

 

VIII. Домашнее задание. 

 

СЛАЙД № 27

 Стр. 70 выучить правило

Упр. 172 (1 группа)

Упр. 172, 173 (2 группа)

                

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

(слайд 28)

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!