СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Роль дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников" для учителей начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«"Роль дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников".»

Дидактические игры в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников Подготовила: Дрожжина Т.А. учитель-логопед МКОУ «СОШ№1»  г. Поворино

Дидактические игры в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников

Подготовила: Дрожжина Т.А.

учитель-логопед МКОУ «СОШ№1»

г. Поворино

Для чего нужны игры для коррекции нарушений произношения? Игры формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произношении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.   В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.

Для чего нужны игры для коррекции нарушений произношения?

  • Игры формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произношении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество. В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.
Важно! Необходимо вдумчиво готовиться к занятиям:  - тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,  - проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.

Важно!

Необходимо вдумчиво готовиться к занятиям: - тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него, - проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.

  для автоматизации и дифференциации поставленных звуков   для развития фонематического восприятия Виды коррекционно-обучающих игр  по обучению грамоте   для развития мелкой моторики по обогащению словаря  для развития связной речи по совершенствованию грамматического строя речи

  для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

  для развития фонематического восприятия

Виды коррекционно-обучающих игр

по обучению грамоте

для развития мелкой моторики

по обогащению словаря для развития связной речи

по совершенствованию грамматического строя речи

Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА» Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.  ЦЕЛИ:   Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.  Развивать звуко-слоговой анализ.  Совершенствовать грамматически правильную речь.  Развивать мелкую моторику.  Коррекция фонематического слуха.  МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.

Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

  • Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека. ЦЕЛИ:

Автоматизация и дифференциация всех групп звуков. Развивать звуко-слоговой анализ. Совершенствовать грамматически правильную речь. Развивать мелкую моторику. Коррекция фонематического слуха. МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.

СБОРКА цветка : на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.  ХОД ИГРЫ:  На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.   1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.  2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)  3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.  4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.  5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты… ).
  • СБОРКА цветка : на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса. ХОД ИГРЫ: На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей. 1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку. 2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.) 3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный. 4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение. 5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты… ).
Дидактическая игра  «СПАСИТЕ МУХУ» Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.  ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.  Материалы: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).

Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ»

  • Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека. ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи. Материалы: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).
Ход игры  Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.  Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)  И совсем забот не знали,  Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)  И друг друга догоняли (догоняют друг друга).  Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины),  В паутину все попались.

Ход игры Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля. Мухи целый день летели (имитация полёта мухи) И совсем забот не знали, Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха) И друг друга догоняли (догоняют друг друга). Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины), В паутину все попались.

ВАРИАНТ 1.  В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками   Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.  Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.  Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.  Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.  ВАРИАНТ 2.  Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.  В кармашки вставляются символы гласных звуков.  Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;  СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.
  • ВАРИАНТ 1. В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками  Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту. Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает. Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки. Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь. ВАРИАНТ 2. Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах. В кармашки вставляются символы гласных звуков. Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ; СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.
Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ» Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.  Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.  Развивать фонематический слух.  Развивать звуко-слоговой анализ.   Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду.), игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л.  Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).  Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы. 

Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ»

  • Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек. Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях. Развивать фонематический слух. Развивать звуко-слоговой анализ. Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду.), игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л. Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв). Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы. 
Ход игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д.  ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).   ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.   Усложнение: Составить предложения с данными словами.

Ход игры:

  • Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д.

ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук). ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.  Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.   ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).  Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).   ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.
  • ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет. ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука). Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки). ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!