СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль экологических троп в реализации целей образовательного стандарта во внеклассных формах деятельности урока «география»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об особенностях реализации образовательных стандартов в условиях внеклассной деятельности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Роль экологических троп в реализации целей образовательного стандарта во внеклассных формах деятельности урока «география»»

Роль экологических троп в реализации целей образовательного стандарта во внеклассных формах деятельности урока «география»


 «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» 

Леонардо да Винчи (1452-1519)- итальянский художник

(живописец, скульптор, архитектор) 


На сегодняшний день как никогда проблема экологии выступает на первый план. Эта тема коснулась в той или иной степени всех сфер жизни человека. Экологическое воспитание школьников особо важно для формирования дальнейшей картины мира, правильное использование природных ресурсов, их переработка, а также рациональное использование в дальнейшем приводит к положительному формированию и влиянию на внешнюю среду.

В стандарте образования нового поколения отмечается, что изучение географии в школе призвано обеспечить, прежде всего, личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие современного школьника. Выделяется необходимость развития таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность, ответственность [4. С. 50].

Общая направленность образовательного стандарта нового поколения на развитие школьников предполагает широкое внедрение в образовательный процесс таких способов, средств, условий обучения, которые обеспечили бы развитие у учащихся продуктивной, поисковой деятельности, обладающей высоким развивающим потенциалом.

В условиях школьного образования возможна реализация экологического просвещения, как на классных, так и на внеклассных формах занятий. В частности площадкой для развития творческого и практического потенциала детей во внеклассных занятиях могут являться экологические тропы.

Экологическая тропа (учебно-туристическая тропа) — обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды.[2]

Выходя за рамки классных занятий, школьники могут в полной мере оценить качество и провести параллели со своими теоретическими знаниями на практике, что в дальнейшем способствует повышению интереса к науке, образовательному процессу. В зависимости от возраста реализация экскурсии по экологическим тропам может проводиться в разной форме, к примеру, экскурсия, квест, игра по станциям, проект и многих других.

Помимо этого школьники могут также восполнять потребность в расширении своего поля знаний новые источник информации, подключая помимо практического опыта и материалов учебника, к примеру, дополнительную литературу или интернет-ресурсы, что положительно будет влиять на формирования объективной картины мира и формированию их эмпирического опыта.

Экологическая тропа на примере Санкт-Петербурга, имеет достаточно большой потенциал природного и культурного наследия для освоения детьми учебно-практической деятельностью. Так как выбранный регион обладает обширным разнообразием флоры и фауны, а также играет важную роль в истории нашей страны.

На сегодняшний день в нем официально признаны 15 особо охраняемых территорий, по 4 из которых уже разработаны экологические тропы по таким природным комплексам как «Дудергофские высоты», «Сестрорецкое болото» и другие [6].

Маршрут тропы объединяет различные природные и антропогенные ландшафты, уникальные природные комплексы (болото, луг и лес), обеспечивающие учащимся широкий выбор направлений самостоятельной деятельности [3; 5].

В рамках маршрута выделены такие направления деятельности, как биологическое, эстетическое, социально ориентированное, туристско-практическое, культурно-просветительское, историко-краеведческое. В рамках каждого направления, которое конкретный учащийся выбирает, учитывая свои интересы, организуется последовательное обучение продуктивной деятельности, что предполагает выполнение исследований и проектов.

Обучение в соответствии с приведенной выше схемой включает три основных этапа по В.И. Загвязинского:

1) формирование первичного опыта выполнения конкретного вида деятельности;

2) осмысление и применение сформированного опыта в новых, но относительно простых учебных ситуациях;

3) обогащение сформированного опыта путем его включения в другие виды деятельности или решение более сложных задач [1].

Начиная с самых простых наблюдений во время пребывания на тропах, последующих географических исследований, дети постепенно переходят к более сложной работе, затрагивающей гораздо более широкий спектр социальных и экологических проблем на основе проектной деятельности. Вместе с этим школьники понимают, что социально значимые проекты особенно важны в современных условиях катастрофического влияния человека на природу, ведь они оказывают непосредственное влияние на неё.

Таким образом, деятельность учащихся, организованная на основе учебной экологической тропы позволяют не только ознакомиться с особенностями родного региона, но и, способствует расширению и углублению знаний по школьным предметам, формирует проводить сложные формы анализа, синтеза, выявлять причинно-следственные связи, проводить мониторинг среды, развивает способность к исследовательской и проектной деятельности.

Организация выездов в особые экологические комплексы и охраняемые зоны позволяют реализовать межпредметные интеграции, которые приводят к развитию дальнейшей продуктивной деятельности учащихся, что позволяет реализовать изначальные цели обучения, такие как интеллектуальное, личностное, социальное и коммуникативное развитие. Что впоследствии влияет на формирование экологической культуры молодежи.


Литература:


  1. ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И. Теория обучения : современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2001.

  2. СОЛОВЬЕВ А.Н. Заповедные места // Энциклопедия земли Вятской / Отв. Ситников В. А. — Киров: ГИПП «Вятка», 1997. — Т. Том VII — Природа. — С. 559. — 15 000 экз.

  3. ТАРШИС Л. Г., ТАРШИС Г. И. Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2007.

  4. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.

  5. ХУТОРСКОЙ А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М. : Изд-во МГУ, 2003.

  6. Электронный ресурс, код доступа: http://oopt.spb.ru/eco/ дата обращения 30.09.19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!