СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль экскурсии в профориентации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках СБО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложен на рассмотрение один из путей профориентационной работы по формированию коммуникативных и социально - бытовых навыков,умений и знаний у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроке СБО.

Просмотр содержимого документа
««Роль экскурсии в профориентации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках СБО»»

«Роль экскурсии в профориентации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках СБО»


Юркова Елена Сергеевна

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Онежская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат»

(ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)



Аннотация: В статье предложен на рассмотрение один из путей профориентационной работы по формированию коммуникативных и социально-бытовых навыков, умений и знаний у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроке СБО. Сформированные знания, умения, навыки можно использовать, как средство дальнейшей адаптации и социализации их в обществе. Представленный материал основан на практической деятельности.


Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни. Подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников и поэтому требуется целенаправленная работа по социализации и профориентации.

Для обучающихся коррекционной школы особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании школы.

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать обучающихся о различной профессиональной деятельности. На уроках и на воспитательных мероприятиях педагог должен сообщать обучающимся определенные знания о профессиях;

раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий;

информировать обучающихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.

Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью необходимо уметь объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личные качества с требованиями профессиональной культуры труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности.

На уроках СБО в 9ом классе вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел «Трудоустройство».

Цели этого раздела следующие:

  • Формирование у обучающихся ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности.

  • Содействие профессиональному самоопределению обучающихся коррекционной школы.

  • Обучение планированию карьеры, технологиям поиска работы и трудоустройства.

В своей работе по профориентации использую:

  • Тесты, анкеты, помогающие определить склонности к той или иной профессии.

  • Игровые практикумы, деловую игру «Выбор профессии», которые помогают обучающимся пробовать себя в роли той или иной профессии.

  • Знакомство с профессией с помощью стендов, бесед, иллюстраций, кроссвордов, ребусов, презентаций.

  • Экскурсии на предприятия.

Параллельно ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры:

  • Дисциплинированность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать работу вовремя, подчиняться требованиям учителя).

  • Ответственность (добросовестное выполнение всего объёма работы).

  • Тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем).

  • Умение преодолевать трудности и др.

Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • достаточная информированность о профессии и путях ее получения;

  • потребность в обоснованном выборе профессии;

  • уверенность обучающегося в социальной значимости труда;

  • степень самопознания ребенка;

  • наличие у обучающегося обоснованных профессиональных перспектив.

Занятия по СБО предусматривают активное включение обучающихся в окружающую жизнь.

Одним из способов профориентационной работы с обучающимися с нарушением интеллекта, формирования социального опыта, развития его коммуникативных навыков являются экскурсии.

Хорошему усвоению материала и практическому закреплению способствуют экскурсии на предприятия города и района.

Основная цель экскурсии состоит в том, чтобы дать обучающимся с интеллектуальной недостаточностью общее представление о современном производстве, познакомить со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них, но главное – наглядно продемонстрировать производительный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.

Трудно переоценить значение экскурсий в обучении социально-бытовой ориентировке умственно отсталых обучающихся. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Поэтому учителю необходимо:

- тщательно готовиться к экскурсии, определив ее цель, содержание, методы объяснения;

- подготовить обучающихся: рассказать о цели, содержании, организации экскурсии, о формах работы на экскурсии, поставить вопросы, ответы на которые обучающиеся должны найти во время экскурсии;

- при проведении экскурсии не упускать из виду ни одного из обучающихся, стремясь к тому, чтобы все обучающиеся поняли смысл изучаемого материала, приобрели новые знания;

- обязательно после проведения экскурсии провести беседу с целью закрепления материала экскурсии.

Необходимо помнить, что цель должна быть очень ясной, объем новых знаний должен быть ограничен. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их физическое и эмоциональное состояние.

Задачи урока-экскурсии следующие:

  • Формирование практических навыков и умений, и использование своих знаний в предметно-практической, игровой, учебной и бытовой деятельности.

  • Формирование различных представлений об окружающем мире (уточнение, расширение, конкретизация знаний).

  • Воспитание взаимопомощи, организованности, внимания друг к другу.

Исходя из задач, я выделила три этапа обучения детей с ОВЗ на уроках-экскурсиях:

Подготовительный.

Накопление знаний о профессиях и предприятиях г. Онега во время уроков, бесед, просмотров презентаций, видеофрагментов.

Практический.

Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство, для ознакомления обучающихся с различными рабочими профессиями. Во время экскурсий на предприятия перед обучающимися ставится проблема: «Смог бы я работать на данном предприятии? Да. Нет. Почему? Что мне мешает?». При подведении итога экскурсии по проблеме высказывается каждый обучающийся.

Для детей организовываются экскурсии на предприятия и организации города Онеги:

  • Онежский индустриальный техникум;

Знакомство с профессией сварщика, автослесаря, водителя, тракториста, бульдозериста, продавца, повара-кондитера.

  • Чп «Воронин» - столярная мастерская по изготовлению мебели.

  • Муниципальное образование «Онежское», отдел ЖКХ

  • Отделение почтовой связи г. Онеги

  • ООО «Онега-хлеб»

  • Экскурсии на предприятия бытового обслуживания.

Парикмахерский салон «Лилия»

Швейное ателье «Берёзка»

Ателье по пошиву и ремонту обуви «Сапожок»

Салон красоты «Гламур»

  • - Экскурсии на предприятия;

Онежский лесхоз

Онежская типография

Закрепляющий.

По окончанию экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий применяются при проведении практических работ, упражнений. Знания закрепляются при изготовлении альбомов, оформление стендов, рисунков, организации выставки коллекций или поделок из собранных материалов, при заполнении необходимых документов, а также в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Дети рассматривают фотографии, вспоминают, что делали, чему научились, Уточняется алгоритм действий в выбранных условиях.

Рекомендуется закрепляющее задание для родителей: совершить подобную экскурсию с ребенком и оценить его действия.

Большую помощь в профессиональной подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью оказывает сотрудничество с ЦЗН г. Онега и Онежского района.

Во время экскурсии в ЦЗН г. Онега и Онежского района специалисты по профориентационной работе совместно с учителем СБО знакомят с документами, т.е. дается перечень необходимых документов для оформления на работу, их заполнение.

На занятиях с обучающимися специалисты ЦЗН уделяют большое внимание следующим вопросам:

  • Зачем человеку нужна работа?

  • Типичные ошибки при выборе профессии.

  • Пять типов профессий по предмету труда.

  • Как собрать наиболее полную информацию о профессии?

  • Услуги центра занятости.

Результатом проведения экскурсий является то,

что обучающиеся

  • овладевают навыками делового общения,

  • получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;

  • не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;

  • правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

  • правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;

  • умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,

  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

  • вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;

  • способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно–педагогической работы по профориентации на уроках СБО призвана реабилитировать и социально адаптировать обучающегося с интеллектуальной недостаточностью к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.



Библиографический список:

  1. Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : Пособие для учителя. М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

  2. Девяткова Т.А.,Кочетова Л.Л.,Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 304с.

  3. Хилько А.А. и др. Преподавание социально - бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия "Учителю коррекционной школы").- СПб.: филиал издательства "Просвещение", 2006. 223с.

  4. Интернет – ресурсы:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/%C2%ABsotcializatciya i_proforientatciya_uchashihsya_s_intellek_063244.html

https://infourok.ru/proforientacionnaya-rabota-na-urokah-sbo-623892.html

https://botana.cc/prepod/drugoe/obozap0g.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!