Роль электронного портфолио педагога дополнительного образования в оценке и развитии профессиональной компетентности
Система российского дополнительного образования на современном этапе развития претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты, структура и его содержание. В обществе, где знания, уровень личностного развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус дополнительного образования. Предъявляются новые требования к его уровню и качеству.
Изменяются и средства мониторинга уровня сформированности компетентностей и конкурентоспособности педагога. Актуальным на современном этапе образования становится использование портфолио как технологии, позволяющей объективно оценивать профессиональный рост педагога дополнительного образования.
Под термином “портфолио” нами понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных профессиональных достижений в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует. Портфолио должен отражать субъектную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности, при сформированных профессиональных компетентностях.
К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, дополнительную общеобразовательную программу, которую разработал педагог. Об использовании педагогом различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы, в которых очевидно, как измеряются, оцениваются результаты.
В соответствии с одной из принятых классификаций можно выделить несколько видов профессионального портфолио педагога дополнительного образования:
— портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе педагога и накопленного им опыта в течение определенного времени;
— отчетный портфолио — свидетельствует о достижении педагогом определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
— демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ педагога; данный портфолио используется для участия в профессиональном конкурсе.
Современный педагог дополнительного образования должен владеть информационной компетентностью, а следовательно навыками информационных технологий. Поэтому актуальным в настоящее время становиться разработка электронного портфолио, который позволяет не только наглядно отразить динамику профессионального развития, но и совершенствовать информационную компетентность педагога в процессе его создании средствами различных компьютерных программ.
При создании и наполнении электронного портфолио совершенствуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогическим требованиям, эргономическим требованиям и дизайна, программно-технологические и другие).
Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.
Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность и т. д.
Педагогами ведется постоянная работа по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Педагогами в рамках индивидуального плана ведется индивидуальное исследование. У каждого педагога ние тельном учреждении реждении использование и создании портфолио 000000000000000000000000000000000000000000000000000имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о его деятельности и достижениях, в ходе работы над исследовательской темой.
Определены задачи данного вида деятельности:
создание особого образовательного ресурса для формирования свободной творческой и социально компетентной личности, ее саморазвития и самовоспитания;
обеспечение организационной и информационно-методической поддержки педагогов;
реализация индивидуальной траектории профессионального развития педагога;
демонстрация и распространение инновационного педагогического опыта;
совершенствование профессионального мастерства педагога;
непрерывное повышение квалификации педагога;
расширение и совершенствование программного и методического обеспечения образовательной деятельности педагога.
Электронные портфолио позволяют сформировать банк данных об эффективности профессиональной деятельности, об уровне профессиональных компетентностей педагогов, а также скорректировать мероприятия научно-методического сопровождения процессов внедрения обновленного содержания образования, модернизация технологии обучения, развития и саморазвития профессионального мастерства педагогов с учетом изменений и особенностей образовательного пространства.
Таким образом, роль современных технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие развития профессиональных компетентностей педагога.