РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Современный учебный процесс в высшей школе характеризуется большим объемом информации, усложнением современных программ, что предъявляет к студентам большие психологические и физиологические требования, которые зачастую превышают их физические возможности.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни людей. Она определяется социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, зависит от организации физического воспитания, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма, обуславливается родом занятий, количеством свободного времени и характером его использования, доступностью спортивных сооружений и мест отдыха [3].
Основы здоровья закладываются в детском и подростковом возрасте. Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать – вот задачи здорового образа жизни. В сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность людей, существенную роль играет двигательная активность.
Если человек ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни. Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого - увеличение продолжительности жизни [4].
В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности.
Высокий уровень физической и умственной работоспособности молодых людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у не занимающихся. Снижение активной двигательной деятельности пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к нарушению обмена веществ [6].
Физическая культура неотделима от двигательной активности. Не все наши движения являются физическими упражнениями. Таковыми они становятся лишь тогда, когда соблюдаются основные правила техники двигательной деятельности – регулярность, необходимая частота, рациональная последовательность и определенные сочетания; дозирование нагрузки и отдыха для оптимизации физического состояния. Роль физической культуры не сводится только к возмещению недостатка движений. Она вытекает из самой сущности культуры как средства и способа неограниченного развития человеческой личности [5].
Оптимальная физическая активность индивидуальна. Она должна учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида.
В соответствии с этим под оптимальной двигательной активностью принимается такой ее уровень, который способен дать максимальный оздоровительный эффект [7].
Следовательно, оптимальная двигательная активность должна обеспечить нормальное развитие и функционирование организма для сохранения здоровья и совершенствования различных процессов жизнедеятельности, компенсацию возрастных изменений в организме.
Среди бесконечного множества физических упражнений есть две группы, без которых невозможно даже в рамках так называемого «физкультурного минимума». Это, во-первых, гимнастические упражнения, позволяющие избирательно и последовательно воздействовать на все основные мышцы, обеспечивая тем самым определенный уровень силы, гибкости и координации движений. Во-вторых, упражнения циклического характера, вовлекающие в деятельность большинство мышечных групп и активизирующие функции сердечнососудистой и дыхательной систем [2].
Не так уж важно, какими именно будут отдельные формы упражнений. Это могут быть элементы основной гимнастики и элементы атлетической, или же модернизированные формы движений, характерные для аэробики. Из циклических упражнений чаще всего практикуется длительный бег умеренной и переменной интенсивности, бег на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие упражнения аналогичной продолжительности [3].
Необходимым условием гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. У большинства молодых людей отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме студентов.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Студентам не только приходится ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за учебным столом.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у студентов при продолжительном и напряжённом умственном труде - это активный отдых от занятий и организованная физическая деятельность.
Двигательный режим складывается в основном из утренней зарядки, занятий физической культурой, участием в спортивных соревнованиях и праздниках, занятий в спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.
Привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологическим потребностям организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья [6].
Выделяют социальные факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование привычной активности молодых людей. Благоприятные социальные факторы: рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, наличие гигиенических навыков, правильный образ жизни семьи. В группу неблагоприятных социальных факторов включены: учебная перегрузка в вузе или дома, нарушение режима дня, пренебрежение физической культурой, отсутствие условий для правильной организации физического воспитания, наличие вредных привычек, неблагоприятный психологический в семье и коллективе [1].
Таким образом, уровень привычной двигательной активности студентов в силу влияния различных факторов может колебаться в очень широком диапазоне. Даже в одной возрастно-половой группе людей индивидуальные величины двигательной активности могут существенно отличаться друг от друга. При сочетании неблагоприятных социальных факторов с хроническими заболеваниями и отставанием морфофункционального развития, а также с неблагоприятными климатическими условиями возможно формирование очень низкого уровня привычной двигательной активности. В тоже время чрезмерное увлечение спортом, желание достичь рекордных результатов способствует формированию очень высокого уровня активности [5].
Формированию у молодых людей осознанной потребности в активной двигательной деятельности, то есть соответствующей мотивации, в большей степени способствует образ жизни семьи, ее двигательный режим. Мотивации, если они сформированы в школьном возрасте, в свою очередь становятся основой прочного навыка. Установка на регулярные занятия физической культурой – обязательное условие здорового образа жизни, один из основных элементов, входящих в это понятие. Следовательно, воспитывать с раннего детства потребность в таких занятиях – значит создавать реальную базу для здорового образа жизни в дальнейшем [4].
Список литературы
1. Бердников И.Г. Массовая физическая культура в вузе / И.Г. Бердников.- М.: Высш. шк., 1991. -240с.
2. Загорский Б.И. Физическая культура / Б.И. Загорский. - М.: Высш. шк., 2000. - 383с.
3. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич.- М.: Гардарики, 1999. - 448с.
4. Куркина И.Б. Здоровье – стиль жизни: современные оздоровительные технологии / И.Б. Куркина. -М.: НИИШТ, 2010. - 176 с.
5. Муллер А.Б. Физическая культура: Учебник / А.Б. Муллер. - М.: Юрайт, 2012. - 424 с.
6. Николаев А.А. Двигательная активность и здоровье современного человека: Учебное пособие / А.А. Николаев. - Смоленск.: СГИФК, 2009. - 93 с.
7. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт,1991.-224с.