На уроках с использованием театральной технологии происходит обогащение знаний и личностного опыта обучающихся, формируются навыки общения и взаимодействия, которые так необходимы детям в дальнейшей взрослой жизни (сюжетно-ролевые игры).
Они учатся проявлять значимость полученной информации (какие функциональные изменения в организме человека связаны с нарушением деятельности желёз внутренней секреции, необходимость обращения к врачу-эндокринологу при нарушении данной функции).
Тема урока: «Роль гормонов»
Задачи: познакомить с действием отдельных гормонов и заболеваниями при нарушении работы желез внутренней секреции.
Решить ситуационные задачи (ученик выступает в роли врача)
- Проанализируйте текст и ответьте на вопрос
Задача №1
До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции его картин. Ей очень понравился портрет свояченицы художника (полотно «Соломенная шляпка») – красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор сказал, что помнит эту работу Рубенса, и отмечает, что женщина была больна и, если бы ее вылечили, она была бы еще красивее. На основании чего доктор поставил свой диагноз, какой?
Задача №2
У ребёнка 5 лет наблюдается остановка роста, специфические изменения кожи, волос, мышц, резкое снижение скорости процессов обмена, глубокие нарушения психики. Специфическое гормональное лечение в этом случае не дает положительного результата. Нарушение какой железы наблюдается? Какое заболевание?
ЗАДАЧА № 3
Больной жалуется на избыточную массу тела, жажду, неутолимый голод, утомляемость, мышечную слабость. При осмотре – лунообразное лицо. При обследовании – гипергликемия, гипертония, повышенная секреция АКТГ и кортизола. С чем связано нарушение?
ЗАДАЧА № 4
Больная Р., 58 лет обратилась к врачу с жалобами на вялость, апатию, медлительность. Наблюдается мешкообразная отёчность верхних и нижних век, отёчность губ, щёк. После надавливания на отёчных тканях не остаётся ямки. Основной обмен снижен. Какой диагноз поставил врач?
ЗАДАЧА № 5
У больного повышенное содержание сахара в крови, обильное мочеиспускание, он постоянно хочет пить, сильно худеет. Определяют содержание сахара в крови с помощью анализов. Недостаток какого гормона наблюдаем? Какое заболевание у больного?
ЗАДАЧА № 6
При избытке этого гормона начинают непропорционально увеличиваться отдельные части тела и органы: нос, подбородок, сердце, язык и т.д. Непропорциональное увеличение размеров кистей и стоп. Одним из первых симптомы болезни описал французский доктор Мари в 1886 году. Но за полтора столетия до этого английский писатель Джонатан Свифт рассказал миру о путешествии Гулливера в страну Великанов. Вымышленные персонажи писателя – аллегория. Однако и теперь, говоря об акромегалии, врачи вспоминают автора из Туманного Альбиона. Не исключено, что облик исполинов взят Свифтом из жизни. О каком гормоне идет речь? Какой болезнь болел Гулливер?
ЗАДАЧА № 7
У человека происходит учащения и усиление сердцебиения, колебание артериального давления (чаще – повышение, учащение и углубление дыхания или спазм дыхательных мышц, расширение зрачков, повышение мышечного тонуса). Человек жалуется на отрицательные эмоции. Дополнительно можно отменить ощущение усталости, апатию, нервозность или суетливость, тягу к алкоголю или вредной еде. Больной обратился к врачу-психотерапевту. Почему? Какие нарушения органов произошли?
ЗАДАЧА № 8
Обратился больной с жалобами. У мужчины произошли изменениям в фигуре по женскому типу, увеличению молочных желез (гинекомастия), ожирению, отекам, изменению тембра голоса, повышению эмоциональности, снижение мышечной массы. Почему произошли такие нарушения? Что могло стать причиной?