СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль и функции описания одежды в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном исследовании рассматриваются особенности костюма в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Просмотр содержимого документа
«Роль и функции описания одежды в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Тема: Роль и функции описания одежды в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Костюмная среда литературного произведения была средой обитания для читателя. Поэтому так легко представить себе не только внешний облик персонажа, но и понять, какие превратности судьбы скрыты за упоминанием о костюме или ткани, из которой он сшит. Костюм понимается как целый комплекс предметов, формирующих внешний облик человека. В этот комплекс входит одежда, обувь, аксессуары (в том числе и оружие), головные уборы, косметика и прическа. Такое понимание костюма соответствует реальной и художественной практике и отражается во многих литературных произведениях.

Костюм – это одно из важнейших средств характеристики литературных героев. Он показывает читателю не только эпоху и социальное положение, но и привычки, характер, вкусы. А.С. Пушкин не описывает костюм и внешность Татьяны, когда она еще провинциальная девушка, так как важнее было представить ее душу и внутренний мир. Уже в восьмой главе романа можно увидеть портрет героини. Татьяна изображается светской дамой: «К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей;» [2, глава восьмая XV, с. 180], «И неотвязчивый лорнет/ Он обращает поминутно/ На ту, чей вид напомнил смутно/ Ему забытые черты. «Скажи мне, князь, не знаешь ты, Кто там в малиновом берете/ С послом испанским говорит?» [2, глава восьмая XVII, с. 181]. В то время были яркие и насыщенные цвета. Малиновый цвет считался королевским. Берет носили исключительно замужние дамы. Не случайно такой головной убор появляется на Татьяне как знак – она «другому отдана». Малиновый берет на Татьяне, говорит о царственном и благородном поведении в светском обществе, Пушкин возвышает ее над окружающими.

Самым модным в то время украшением считается боа. «Он счастлив, если ей накинет / Боа пушистый на плечо, Или коснется горячо / Ее руки, или раздвинет / Пред нею пестрый полк ливрей, Или платок подымет ей». [2, глава восьмая XXX, с. 187]. Боа было доступно только светским женщинам, в провинции его не носили даже на балу. Этим предметом одежды А.С. Пушкин подтверждает изменения в Татьяне.

Предметно-бытовая деталь играет композиционную роль в описании одежды Татьяны. Новые детали одежды говорят о новом этапе в ее жизни. Так же, когда Пушкин описывает путь матери Татьяны и Ольги, он использует детали костюма. Сначала мы узнаем, что: «как он, она была одета / Всегда по моде и к лицу;» [2, глава вторая XXXI, с. 48], «Корсет носила очень узкий…» [2, глава вторая XXXIII, с. 49]. И к концу жизни: «И обновила наконец / На вате шлафор и чепец.» [2, глава вторая XXXIII, с. 49]. Шлафор – это домашний халат.

В целом костюм или отдельные предметы могут характеризовать социальный статус героя. Указывать на бедность или богатство литературного героя, принадлежность к провинциальному или столичному дворянству, младшему или старшему поколению. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» показан костюм всех слоев населения. Неизменность показана в одежде старшего поколения московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец: У тетушки княжны Елены / Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна…» [2, глава седьмая XLV, с. 167]. А московская молодежь старается не отставать от Петербурга как в одежде, так и в прическах: «Взбивают кудри ей по моде/ И поверяют нараспев/ Сердечны тайны, тайны дев» [2, глава седьмая XLVI, с. 168].

А.С. Пушкин изображает одежду крестьян и простых горожан: «Пред героиней молодой, С платком на голове седой, Старушку в длинной телогрейке;» [2, глава третья XX, с. 62]; «Ямщик сидит на облучке/ В тулупе, в красном кушаке.» [2, глава пятая II, с. 101]; «Им настежь отворяет дверь/ В очках, в изорванном кафтане, С чулком в руке, седой калмык.» [2, глава седьмая XXXIX. XL, с. 165]. Вкус деревенского дворянства прост, главное, чтобы было удобно: «Но муж любил ее сердечно, В ее затеи не входил, Во всем ей веровал беспечно, А сам в халате ел и пил…» [2, глава вторая XXXIV, с. 49]. Таким образом, можно сделать из этого вывод, что одежда играет не только роль предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции.

Для создания фона эпохи нужна предметно-бытовая деталь. Произведение «Евгений Онегин» дает возможность определить по деталям одежды, к какому времени отнести тот или иной факт. К примеру: «У тетушки княжны Елены/ Все тот же тюлевый чепец;» [2, глава седьмая XLV, с. 167]. Из этого можно сделать вывод, что ее молодость приходится на конец XVIII века, так как именно в этот период времени вошли в моду разнообразные чепчики.

Художественные функции описания костюма многообразны:

  1. Она может свидетельствовать о социальном статусе персонажа;

  2. О интересах и взглядах, возрасте и о чертах характера.

И все эти функции изображения костюма присутствуют в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Например, боа позволяли себе носить только светские дамы: «Боа пушистый на плечо…» [2, глава восьмая XXX, с. 187]. А берет носили замужние женщины: «Кто там в малиновом берете…» [2, глава восьмая XVIII, с. 181]. Эти предметы костюма указывают на социальный статус Татьяны. Или «У тетушки княжны Елены / Все тот же тюлевый чепец;» [2, глава седьмая XLV, с. 167]. Здесь подчеркивается неизменность предпочтений в одежде старшего поколения.


Библиографический список


  1. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре. – М., 1995. ­– С. 380.

  2. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. – М.: Алтей, 2016. – 224 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!