СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль и развитие авиации во время ВОВ" индивидуальный проект 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект о роли и развитии авиации в годы ВоВ

Просмотр содержимого документа
«"Роль и развитие авиации во время ВОВ" индивидуальный проект 9 класс»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛДЫКАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА



Индивидуальный проект


РОЛЬ И РАЗВИТИЕ АВИАЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ




Выполнил: ученик 9 класса Рогожкин Дмитрий

Куратор: Телюк Елена Александровна,

учитель иностранных языков










С. Долдыкан

2023







СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ В ГОДЫ ВОВ.

ГЛАВА 3. ЛЁТЧИКИ-ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

ГЛАВА 4. АВИАКОНСТРУКТОРЫ.

ГЛАВА 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ САМОЛЁТОВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ















ВВЕДЕНИЕ

«Летят машины, обгоняя время.

Гудит в турбинах буйная гроза.

Глядят вперёд сквозь стёкла гермошлемов

Пытливые и смелые глаза.

Вперед и ввысь – им Родина велела,

Готовы встретить в воздухе врага,

И надо будет – точен взгляд прицела,

Не промахнётся твёрдая рука»

Александр Брус

Тема моей работы «Развитие авиации в годы Великой Отечественной войны» Слайд 1.

Материал работы представляет информационную ценность для учащихся, которые интересуются историей и техникой.

Существует мнение, что Советский Союз победил в Великой Отечественной войне скорее количеством, нежели умением. Однако вооружить каждого солдата такой огромной армии – это и есть величайшее умение для конструкторов, рабочих и всех служащих тыла.

За истекшее со времен победы время были написаны тысячи исследований, посвященных героической борьбе советских людей с фашистскими захватчиками. Однако многие факты о неизвестных сторонах Великой борьбы за свободу своей родины долгое время оставались и остаются до сих пор под запретом. В настоящее время в литературе о войне появилось множество публикаций и исследований, посвященных этому вопросу. В 90-е годы некоторые историки начали писать «новую» историю Великой Отечественной войны. Характерной чертой этих работ стало стремление принизить роль Советского союза в войне, показать его завышенную техническую мощь и бездарность руководства. Острые споры у историков возникают по поводу числа самолетов, которые были на вооружении СССР. Нельзя не обозначить огромную роль лётчиков, которые управляли самолётами, и своими героическими поступками внесли свой вклад в нашу победу.

Актуальность: Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей военной техники. Боевая техника во время Второй мировой войны развивалась достаточно быстрыми темпами. Постоянно появлялись новые образцы, улучшались боевые характеристики. Бронетехника и авиация развивались особенно бурно.

Война-это всегда нестандартная ситуация, "форс-мажор". И во многом благодаря критическим военным обстоятельствам в этой области были сделаны очень значительные подвижки. Необходимостью рассказать, как можно больше об этих разработках, которые, без всякого сомнения, повлияли на дальнейшее развитие авиационной промышленности, объясняется актуальность данной работы.

 В исследовательской работе мы узнаем, из каких материалов были сделаны самолёты в годы Великой Отечественной войны, изучим информацию о летчиках, участвовавших в Великой Отечественной войне, за плечами которых немало великих подвигов.  

Объект исследования:авиация времен Великой Отечественной войны. советские самолеты, легендарные летчики.

Предмет исследования: значение авиации в годы Великой Отечественной войны. Слайд 2

Цель исследованияисследовать военную и гражданскую авиацию в годы Великой Отечественной войны, определить роль советской авиации в победе над гитлеровской Германией

Задачи исследовательской работы:

- изучить советские самолёты, которые участвовали в Великой Отечественной войне;

- изучить информацию о летчиках, участвовавших в Великой Отечественной войне;

- по результатам исследования подготовить презентацию;

- по результатам исследования выполнить макеты самолетов.

-Провести социологический опрос среди одноклассников

Гипотеза исследования: если бы во время Великой Отечественной войны не было такого бурного развития авиации Советской Армии, то возможно исход войны был бы не в пользу СССР. После ознакомления с презентацией и макетами самолётов у учащихся повысится уровень знаний по данной теме, укрепится чувство гордости за свою Родину.

Для осуществления исследования по данной теме мы пользовались   следующими методами:

1. Исследовательский:

   - сбор и анализ разных источников информации;

   - изучение литературы по теме исследования.

-социологический опрос

2. Практический:

-подготовка презентации

   -изготовление макетов военных самолётов.

Этапы работы:

1. Подготовка к исследованию.

2. Проведение исследования.

    1)Сбор справочной литературы по теме.

    2) Поиск материала в Интернете.

    3)Подготовка необходимого материала при изготовлении практической работы.

3. Оформление исследовательской работы.

4. Подготовка и защита работы.

Практическая значимость работы: материалы исследовательской работы можно использовать на уроках истории, классных часах и внеклассных мероприятиях, посвященных ВОВ.




Глава I.Военная авиация Слайд 3

Если сравнивать по характеристикам советскую и немецкую технику времен Великой Отечественной войны, то в большинстве случаев техническое превосходство оказывается на стороне Третьего рейха. При этом восхваляется его разрушительная мощь, точность, скорострельность и прицельная дальность, но не учитывается его объем и стоимость производства, ремонтопригодность и простота в освоении. Многие историки до сих пор считают, что победой над фашистами советская армия обязана, прежде всего, численному превосходству советских войск. Приверженцы этого мнения забывают, что советские воины воевали не голыми руками. Несмотря на то, что многих людей война застала врасплох, всем воинам было вложено в руки простое и эффективное оружие.

Лишь действительно толковый и талантливый конструктор, может в сжатые сроки разработать конкурентоспособное оружие, которое получат вчерашние школьники и которое придётся чинить быстро и на ходу. Задача не просто не из лёгких, она практически невыполнима. С инженерной точки зрения только самое массовое оружие можно назвать технологичным. Несмотря на внешнюю грубость и простоту, именно такие виды вооружений стали настоящим оружием нашей победы.

Оружие – это орудия, изготовленные человеком для борьбы со своими врагами, людьми или зверями.

Победа над фашистской Германией зависела не только от самоотверженности солдат, но и от вооружения армии. К 22 июня 1941 года Советский Союз обладал очень слабой армией. Командный состав был практически уничтожен, на вооружении была устаревшая техника. На Германию же наоборот работала вся Европа. Поэтому начало войны для СССР было крайне неудачным, понадобилось некоторое время для мобилизации сил и создания нового вооружения.

На вооружении Советской Армии были:

- танки и бронетехника;

- стрелковое оружие;

- артиллерия;

- авиация;

- корабли.

Разгром фашистов стал реальностью в результате героических усилий вооруженных сил: танковых, пехотных и, конечно же, авиации. У летчиков на войне было много дел:

Воевать с самолетами фашистов

Бомбить вражеские войска, а также мосты, станции, склады, дороги

Вести разведку, наблюдать с воздуха за неприятелем

Летать к партизанам в тыл врага, доставлять им оружие, боеприпасы

Перевозить раненых

Доставлять срочные донесения и приказы

Сбрасывать парашютные десанты в тылу фашистов

Для каждого дела имелись особые самолёты: истребители, бомбардировщики, штурмовики, санитарные, транспортные. Старые типы истребителей и бомбардировщиков, такие, как И-15, И-16, СБ, ТБ-3 не могли соперничать с новейшими "Месстершмиттами" и "Юнкерсами". Тем не менее, в развернувшихся воздушных боях даже на устаревших типах самолетов, русские летчики наносили немцам ущерб. С 22 июня по 19 июля 1941 года Германия потеряла 1300 самолетов только в воздушных боях.

Главной задачей нашей авиации была поддержка наземных войск.

Если провести сравнение основных типов советских самолетов, находящихся в серийном производстве к началу второй мировой войны, то есть к 1939 году, с такими же немецкими, то это сравнение будет не в нашу пользу. По скорости, по бомбовой нагрузке немцы имели преимущество и в бомбардировочной авиации.

Германия ко времени начала войны выпускала самолёты новых типов. Советская же авиапромышленность только осваивала их производство. К 1941 году было произведено 2739 самолетов Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Однако авиационные полки только начали их осваивать. В 1940 году наша оборонная промышленность выпускала самолёты-истребители, скорость которых в среднем не превышала 420–450 км/ч (лишь один И-16 последней модификации имел скорость более 500 км/ч). Из вооружения самолеты имели только пулемёты. У лучших зарубежных самолётов, в отличие от наших, скорость приближалась к 600 км/ ч, к тому же они имели не только пулемёты, но и пушки, и могли брать значительный запас патронов и снарядов.

К началу войны истребителей, находящихся в стадии доработок и недоиспытанных в пяти западных пограничных округах было 304. Радиосвязь на истребителях всех типов не предусматривалась. Кроме того, устаревших самолётов было около 1000 единиц.

Из вышеприведенных данных видно, что люфтваффе имели определенное превосходство над нашими ВВС, особенно в истребительной авиации. Военным советским инженерам необходимо было больше времени для доводки, испытаний и освоения серийного производства боевых самолётов нового типа. С первых дней фашистская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе. В тяжелых оборонительных боях советская авиация несла большие потери. Но даже в таких условиях лётчики СССР наносили ощутимые удары по авиации противника. Все это говорит о высоких морально-боевых качествах и достаточной лётной и тактической подготовке лётного состава и их командиров. Что касается больших потерь нашей авиации, то это обуславливалось большим количество самолётов устаревшего типа, которые не могли оказывать противодействие истребительной авиации люфтваффе. В строевых частях, в связи с боевыми действиями истребителя Me-109F, в нашей истребительной авиации сложилось крайне тяжёлое положение. В октябре 1941 г. был снят с производства истребитель МиГ-3, на который возлагались большие надежды. Что касается истребителей Як-1 и ЛаГГ-3, то, как известно, и они уступали Me-109F. Нашей боевой авиации необходимо было выйти на новый уровень, совершить качественный скачок, чтобы не только не уступать самолётам фашистской Германии и других стран, но и превзойти их в лётном, тактическом и боевом отношении.

Советская авиационная промышленность с честью выдержала испытания войны. Было налажено серийное производство 25 типов новых самолётов, в том числе МиГ-3, Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, Ил-2, Ил-10, Пе-2,Ту-2, Пе-8 и др. По своим боевым качествам они не только не уступали лучшим немецким самолётам, но и по отдельным показателям превосходили их. В самые напряжённые годы борьбы за стратегическое господство в воздухе в 1941 - 1943 гг в нашей стране в общей сложности было произведено около 60 тысяч боевых самолётов. В фашистской же Германии - немногим более 39 тысяч. Этим в значительной степени была обусловлена убедительная победа советских ВВС над немецко-фашистской авиацией. Что касается проблемы, связанной с повышением лётно-технических данных наших истребителей, то она оказалась сложной, требующей много времени и большого объёма научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок.

Однако в таком положении наша истребительная авиация находилась недолго. В воздушных боях под Сталинградом у немцев появились новые модифицированные истребители Bf 109G-2 с более мощными моторами и со значительно усиленным стрелково-пушечным оружием.). Истребители противника располагали большим преимуществом в выборе наивыгоднейшей позиции для атаки, они меньшей группой сковывали численно превосходящую группу наших истребителей.

Лётный состав строевых частей, вооружённых истребителями Як-1 и Як-7, считал, что для успешного исхода воздушного боя под Сталинградом на каждый немецкий истребитель необходимо было иметь два истребителя Як. Таким образом, истребительная авиация люфтваффе опять ушла вперед, а наша, к сожалению, опять оказалась в положении "отстающей -догоняющей. Для исправления такого труднейшего положения с истребительной авиацией ВВС постановлениями ГКО было принято много весьма важных решений и в первую очередь решение об увеличении выпуска нашей промышленностью самолётов-истребителей.

Были проведены многочисленные работы по улучшению лётных характеристик, особенно самолётов Ла-5, но они не дали требуемых результатов. Наши истребители уступали истребителям противника. Эта проблема была решена только в 1944году, когда были запущены в серийное производство и начали выпускаться с апреля-мая истребители: Ла-7 - модификация Ла-5 с М-82ФН со значительным улучшением аэродинамики и с меньшим полётным весом (массой), Советские ВВС наконец-то получили самолёты-истребители, которые по своим лётно-техническим данным не только достигли, но и превзошли все новые типы немецких истребителей. Однако на высотах более 5300-5500 м они уступали немецким.  Несмотря на имевшиеся недостатки, наши истребители Ла-7 и Як-3 войсковые испытания на боевое применение выдержали. Они показали превосходство над истребителями противника Bf 109G-2 и Fw 190 всех модификаций по лётно-техническим данным. Воздушные бои показали, что самолёты Ла-7 и Як-3 с большим успехом могут вести бои с истребителями противника, даже если последние имеют количественное превосходство. Боевые полёты на самолётах, как правило, происходили в строю пар (в звене 4 самолёта – 2 пары) общим числом от 2 до 12 самолётов. Как известно, наша авиация завоевала стратегическое господство в воздухе еще до появления истребителей Ла-7, Як-3 и Як-9У, превосходящих истребители люфтваффе. Во всех операциях истребительная авиация советских ВВС по количеству превосходила немецкую авиацию. Чем дольше шла война, тем мы всё значительнее превосходили фашистский блок в производстве авиационной техники. Причём постоянно возрастал и уровень этой техники. На повышение лётно-технических данных самолётов решающим образом повлияли достижения советского моторостроения. Более сильный двигатель делал более сильной всю боевую машину В июне 1942 года приняли решение возобновить производство авиадизелей. Авиадизель ставился главным образом на дальний бомбардировщик Ер-2. Решив проблему дальности полёта благодаря малому удельному расходу топлива, дизели не могли решить проблему скорости, так же как не могли её решить и бензиновые поршневые двигатели. Проблему скорости решили реактивные газотурбинные двигатели.

К началу войны у нас уже имелась броневая авиационная сталь. Эта сталь применялась для защиты наиболее жизненно важных частей самолёта - мотора, кабины, радиатора, прежде всего у штурмовиков. Была создана так называемая экранированная броня, состоявшая из двух раздельных листов. Она обеспечивала защиту экипажа в зоне большой насыщенности огнём. На первых этапах войны на наших самолётах устанавливались металлические бензиновые баки, которые доставляли лётчикам немало хлопот. Нередко после нескольких полётов в местах сварки появлялись трещины, баки текли. Был найден заменитель металла. Им оказался так называемый листовой фибра-специально обработанный сорт бумаги. Такой материал раньше промышленность не производила. Самолёты с новыми бензобаками лётчики назвали непробиваемыми. В дальнейшем под руководством ученого А.В. Ермолаева были созданы и поставлены на самолёты мягкие баки, стенки которых состояли из резины и ткани. Это ещё больше отвечало требованиям живучести боевых самолётов. Противник же так и не смог заменить металлические баки на более жизнестойкие. Наши учёные создали комплекс эмалей, которые в различных комбинациях позволяли камуфлировать самолёты, и они оказывались «невидимыми» в полёте для противника не только с воздуха, но и с земли. Удалось значительно повысить прочность и надёжность сварных соединений, улучшить качество каркасов, увеличить производительность труда, поставить дело на поток. Проводились работы по дальнейшему совершенствованию технологии изготовления полуфабрикатов высокопрочных сталей. Были найдены технологические процессы изготовления открытых профилей для лонжеронов вместо применявшихся для этой цели труб. Существенно снизился вес конструкции самолёта.  В заграничном самолётостроении стальных профилей тогда не применяли. В конце войны перешли к использованию авиабензина более высокого качества, повысившего мощность двигателей. В 1944 году заводы, производившие самолёты-истребители, перешли на выпуск еще более совершенных машин. Увеличилась мощность моторов, улучшилась аэродинамика, значительно повысилась скорость полёта самолётов и их маневренность. Основными отличительными особенностями истребителей, сходивших с конвейеров заводов в то время, были автоматическое управление винтомоторной группой, повышение безопасности лётчика с помощью устройства дополнительной бронезащиты.

Появился сбрасываемый в полёте фонарь, значительно возросла мощь вооружения, улучшились эксплуатационные качества самолётов. Увеличилась дальность их полётов, прежде всего за счёт изготовления крыла с металлическими лонжеронами, что позволило помещать в них дополнительные баки с горючим. Продолжал совершенствоваться штурмовик С.В.Ильюшина. Сначала появился Ил-8, а затем и Ил-10, при создании, которого были учтены почти все пожелания лётчиков и воздушных стрелков. Теперь это был цельнометаллический самолёт с более мощным двигателем, усиленным вооружением и полностью бронированной кабиной воздушного стрелка. Новая машина имела значительно лучшие маневренные качества в сравнении с Ил-2, скорость её полёта превышала прежнюю почти на треть.


Другим фронтовым бомбардировщиком был самолёт конструкции А.Н.Туполева. Испытания показали, что Ту-2 превосходил все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. Из общего числа боевых самолётов всех назначений больше всего было произведено в годы войны штурмовиков конструкции С.В. Ильюшина - 40 тысяч, затем истребителей конструкции А.С.Яковлева -37 тысяч и истребителей конструкции С.А. Лавочкина-22 тысячи. Фронтовых бомбардировщиков конструкции В.М. Петлякова создано 11 тысяч, бомбардировщиков конструкции С.В. Ильюшина-6,5 тысячи, фронтовых бомбардировщиков конструкции А.Н.Туполева - около 800. Истребителей конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича выпустили 3,5 тысячи. Таким образом, в годы войны было осуществлено не просто техническое оснащение ВВС, а, можно сказать, их полное перевооружение новыми видами боевой техники. Из месяца в месяц, из года в год изменялось и общее соотношение сил советской и фашистской авиации на советско-германском фронте в нашу пользу.






















Глава 2. Гражданская авиация в годы ВОВ

В начале лета 1941 года экипажи гражданской авиации, как и всегда, каждый день поднимали свои самолеты с аэродромов – кто с пассажирами, кто с почтой и матрицами, кто с народно-хозяйственным грузом или удобрениями, кто с новыми научными экспедициями, внося свой вклад в укрепление страны.

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, вторглась в пределы СССР, навязав советскому народу самую тяжелую и кровопролитную войну. Как и весь советский народ, поднялся на защиту Отечества личный состав гражданского воздушного флота. 22 июня, хотя это и было воскресенье, застало пилотов в их будничной работе. Но где бы они не находились, тревожная весть о войне настигла их почти одновременно. На аэродромах и в гарнизонах стихийно возникали митинги и собрания. В Главное управление и Политическое управление ГВФ поступали тысячи писем, телеграмм и заявлений от пилотов, штурманов, бортмехаников, инженеров и техников, командиров и политработников с просьбой направить их в действующую армию.

Яркой страницей в историю гражданской авиации в начальный период войны вошли героические полеты ее экипажей в осажденный фашистами Ленинград осенью 1941 года. На защиту города, оказавшегося в блокаде, поднялись все его жители. Несмотря на варварские обстрелы с воздуха, они не только мужественно защищали город вместе с частями Красной Армии и народным ополчением, но и давали фронту крайне необходимую военную продукцию. Учитывая сложившуюся критическую ситуацию в Ленинграде, Государственный Комитет Обороны СССР 20 сентября 1941 года принял постановление “Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом” и обязал Главное управление ГВФ выделять ежедневно по 30-40 самолетов для доставки в осажденный город не менее 100 т продовольствия, вооружения, боеприпасов

Стратегическим центром снабжения Ленинграда стала Вологда, Здесь тяжелые самолеты быстро загружались и брали курс на Ленинград. За первый же день работы 30-ю самолетами ПС-84 в осажденный город было переправлено более 70 т различных грузов. Обратными рейсами вывезли в Вологду первую группу детей, женщин, ученых и творческих работников культуры, а также цветные металлы и различную военную продукцию ленинградских заводов.

На третий день в Ленинград убыло уже 50 самолетов с 120 т грузов. Так начал работать “настоящий воздушный мост” – большой и сложный механизм. Аэрофлот открыл уникальную воздушную линию.

В конце июля 1942 года гитлеровские войска устремились к Сталинграду. Все силы ГКО были направлены на его защиту. В небе на подступах к городу развернулась настоящая битва за господство в воздухе. Экипажи Московской авиагруппы обеспечивали связь между Ставкой ВГК и сражавшимися на Волге армейскими штабами, доставляли срочные военные грузы на передовые участки фронта и в места, недоступные для наземного транспорта, вывозили раненых. Несколько экипажей постоянно базировались за Волгой и осуществляли различные перевозки, забрасывали разведгруппы в тыл врага. Летный состав Особой авиагруппы связи ГВФ ежедневно доставлял из Москвы в район Сталинграда почту и срочные грузы, перевозил офицеров связи. Для обеспечения оперативности в выполнении перевозочных операций были организованы эстафетные звенья.

Из Москвы до Астрахани перевозки осуществлялись на скоростных самолетах ПС-40 и ПС-43, а затем из Астрахани в район Сталинграда – на самолетах Р-5. Кроме особых авиагрупп в район боевых действий летали экипажи, работавшие в тылу. Ими доставлялись противотанковые орудия и ружья, запасные части к технике, автоматы и винтовки непосредственно с заводов-изготовителей. Гражданские авиаторы за период обороны волжской твердыни совершили более 46 тыс. боевых вылетов, перевезли около 31 тыс. бойцов и командиров, эвакуировали в тыл свыше трех тысяч раненых, доставили на передовые позиции более 2500 т военных грузов и получили высокую оценку Верховного Главнокомандования и командующих фронтов.

Особое место в боевых операциях Советской Армии 1943 года заняла Курская битва, в которой участвовали крупные силы с обеих сторон, особенно танковые соединения. В этой битве на Огненной дуге советская авиация окончательно завоевала господство в воздухе и удерживала его до конца войны. Сухопутные войска и ВВС поддерживались пятью отдельными авиаполками и двумя авиадивизиями ГВФ, имевшими в своем составе около 400 самолетов, в том числе и новые скоростные тяжелые Ли-2 и С-47. Надо заметить, что впервые за годы войны на сравнительно узком участке фронта было задействовано такое большое количество самолетов гражданской авиации. Еще до начала битвы транспортными самолетами 1-й авиадивизии и других частей ГВФ проводилась срочная переброска из тыла страны к линии фронта пополнения личного состава, боевых грузов и полевых госпиталей. Доставлялись боеприпасы партизанам. Части ГВФ тесно взаимодействовали с полками АДД и нередко выполняли одинаковые задачи. С началом контрнаступления Красной Армии, кроме перевозок, организовывался вывоз раненых, поиск сбитых самолетов и их экипажей. Авиаторы помогали железнодорожникам и связистам. Авиаполки ГВФ широко привлекались к изысканию новых площадок под аэродромы для перебазирования боевой авиации.

В историю Аэрофлота славной страницей вошли полеты в тыл противника при осуществлении операций «Звездочка» и «Дети». Острая необходимость в их проведении диктовалась срочным вывозом 186 воспитанников Полоцкого детского дома, спрятанных от немцев партизанами в лесу. Этих детей ожидала судьба, как и многих других «детских домов», создаваемых фашистами на оккупированной территории. Убийцы в белых халатах выкачивали из наших детей кровь для своих госпиталей. 105-му гвардейскому авиаполку ГВФ была поставлена задача вывести детей на Большую Землю. Задача была трудной, но выполнена во время ночных полетов, в сложных метеоусловиях, с посадками на размокшие лесные площадки партизан.

.

Решающим условием победы советского народа в Великой Отечественной войне явилось единство фронта и тыла, армии и народа. Опираясь на прочный и устойчивый тыл, Красная Армия смогла успешно выполнить свой священный долг перед Родиной. Подлинный трудовой подвиг в годы войны совершили и коллективы гражданского воздушного флота, работавшие в тылу. Передав во фронтовые формирования ГВФ наиболее подготовленный летный и инженерно-технический состав, свою лучшую материальную часть, все территориальные управления с первого и до последнего дня войны, не считаясь с неслыханными трудностями, вносили свой вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками.


















Глава 3.ЛЕТЧИКИ-ГЕРОИ

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа остановилась, и началась Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней.

В разгром немецких захватчиков неоспоримый вклад был внесен представителями авиации и военно-воздушных войск. Ведь среди Героев, дважды и трижды Героев Советского Союза было больше всего именно лётчиков.

Но мне хотелось бы уделить особое внимание подвигам летчиков, которые были совершены во время войны, чтобы их имена запомнились нам всем. Конечно, все имена назвать просто невозможно, но обращу внимание в своей работе на некоторых из них.

1. Кожедуб Иван Никитович – трижды Герой Советского Союза.

Будущий летчик родился в большой крестьянской семье на Украине. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

В армии он был с февраля 1940 года. Являлся летчиком-инструктором в авиашколе. Весной 1943 г. Кожедуб вместе с товарищами вылетел на Воронежский фронт. Первый воздушный бой завершился для него неудачей и едва не привел к смерти. Самолет советского летчика получил серьезные повреждения..

 

(Фронтовой истребитель Кожедуба Ла-7)

В середине 1943 г. Кожедуба повысили в чине до младшего лейтенанта, доверив ему пост заместителя командира эскадрильи. В июле того же года на Курской дуге, в ходе 40-го боевого вылета, он сбил свой первый немецкий самолет-бомбардировщик.

Любопытно, что на протяжении следующих трех дней, Ивану Кожедубу удалось сбить 2 истребителя и еще один бомбардировщик. За это он был награжден орденом Красного Знамени, а также возглавил эскадрилью.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второе и третье звания Героя Советского Союза Кожедуб Иван Никитович получил 19 августа 1944 года и 18 августа 1945 года.

Кожедуб имел репутацию отменного стрелка. Он предпочитал вести огонь по врагу с расстояния 200-300 м. Интересен факт, что за все годы войны он никогда не был сбит противником. Его имя наводило страх на всех фашистов.

2. Покрышкин Александр Иванович – трижды Герой Советского Союза.

С детства Саша был смышлёным парнишкой, мечтавшим о небе.

В армии – с июня 1932 года. Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.

Первый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В начале войны его привлекают для выполнения разведовательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом. 26 июня 1941 года Александр одержал свою первую победу.Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать.

Первую «Золотую Звезду» Героя Советского Союза гвардии майор Покрышкин Александр Иванович получил 24 мая 1943 года.

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 – в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага. Стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя «Покрышкин». В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро «Покрышкинская». В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.

Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

3. Маресьев Алексей Петрович – история о настоящем человеке.

20 мая 1916 года, в городе Камышине родился прославленный советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской и российской школьной литературы В августе 1941 г. Алексей Петрович был направлен на Юго-Западный фронт в составе 296-го истребительного авиационного полка (ИАП). Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. К концу марта 1942 г. Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолетов до 4-х; 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит, а сам Алексей Петрович тяжело ранен.

В течении 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.

В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения .В июле 1943 года Алексей Петрович совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя. Маресьеву присудили звание Героя Советского Союза, и слава о нем распространилась по всей стране.

К концу войны на счету летчика-героя было 86 боевых вылетов и 11 сбитых немецких самолетов. При этом семь из них были уничтожены, когда Маресьев совершал вылеты на протезах.

4. Кутахов Павел Степанович. Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

В первые дни Великой Отечественной войны П. Кутахов участвовал в прикрытии Ленинграда и Выборга от налетов финской авиации. К этому времени летчики эскадрильи освоили новые самолеты-истребители и на равных сражались с вражескими машинами. С июля 1941 г. и до конца войны служба П. Кутахова проходила в суровом Заполярье.

За годы Великой Отечественной войны П. Кутахов совершил 367 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов противника и 28 — в групповых боях. За выдающиеся боевые заслуги он был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, награжден 16 боевыми орденами Советского Союза, орденом Британской империи IV степени и многими медалями.

Сражался на Северном и Карельском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев.

27 марта 1943 года был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте. С апреля 1943 года - помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В 1944 году майор Кутахов уже командовал гвардейским полком. П.С. Кутахов был не только отличным воздушным бойцом, но и заботливым воспитателем, умелым командиром. Слава о нем, его боевых товарищах шла по всему фронту. Десять Героев Советского Союза выросло в его полку.

В 1944 году гвардии майор Кутахов указом английского короля Георга был награжден орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране союзнических конвоев.

В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В 1972 г. ему было присвоено воинское звание «главный маршал авиации».

Летал главный маршал авиации П.С. Кутахов на современных истребителях до 60-летнего возраста. В 1983 г. он стал лауреатом Ленинской премии, а за большой вклад в развитие ВВС, повышение их боевой готовности, оснащение современной авиационной техникой и в связи с 70-летием со дня рождения в августе 1984 г. удостоен второй медали «Золотая Звезда».









Глава 4.АВИАКОНСТРУКТОРЫ

XX век стал веком бурного развития всех средств транспорта. Особенно быстрый прогресс продемонстрировал воздушный транспорт. Авиация менее чем за 50 лет прошла путь от легких планеров - «этажерок» - до реактивных скоростных самолетов, перешагнувших через звуковой барьер.

Особенно приятно то, что среди выдающихся создателей авиационной техники присутствует очень много отечественных конструкторов, которые внесли огромный вклад в развитие авиации, как военной, так и гражданской. России есть чем гордиться еще с дореволюционных времен: самолеты И.И. Сикорского произвели сенсацию в мире своими размерами, грузоподъемностью и надежностью. В тяжелые для нашей страны 20-30-е годы нашлось немало авиаконструкторов, поддержавших престиж отечественной авиации: Н.Н. Поликарпов, Д.П. Григорович, А.Н. Туполев.

В период Великой Отечественной войны выдвинулась целая плеяда молодых, талантливых конструкторов, создавших отличные самолеты, не уступавшие немецким: С.В. Ильюшин, С.А.Лавочкин, А.И.Микоян, В.М. Петляков, А.С.Яковлев. Их вклад в победу был высоко оценен и правительством, и народом. Великая отечественная война способствовала быстрому развитию советской авиации.

Послевоенный период характеризовался началом «холодной войны» между СССР и США. Гонка вооружений поставила перед советской авиацией новую задачу: обеспечить паритет по вооружениям с США. Нашелся адекватный ответ: реактивные самолеты А.И. Микояна, П.О. Сухого, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева, долгие годы надежно охраняли небо нашей страны. С другой стороны, отечественные авиаконструкторы смогли создать новые, комфортные и надежные пассажирские самолеты. Лучше всего они получились у С.В. Ильюшина, О.К. Антонова, А.С. Яковлева. Именно в 60-80-е годы пассажирский транспорт в нашей стране стал массовым, доступным большинству населения. Авиалинии соединили все крупные города Советского Союза, связали его со многими зарубежными странами.

Именно отечественные авиаконструкторы, инженеры, летчики сумели завоевать почет и уважение для российской авиации во всем мире, сделать Россию великой авиационной державой.




























Глава 5. Практическая часть.

Итогом исследовательской работы по изучению советских самолётов, которые участвовали в Великой Отечественной войне, является творческая практическая работа.

 Я изготовил макеты военных самолётов Штурмовик Ил-2, Истребитель И-16 и самолёт А.Маресьева Ла-5ФН.

Работа выполнялась мною поэтапно.

Первый этап, в технике папье-маше из бумажных салфеток и клея ПВА была сформирована основа корпуса самолёта в несколько слоёв и даём хорошенько высохнуть.

Второй этап, после того как самолёт высох, покрываем шпатлёвкой и выравниваем неровности.

Третий этап, после того как поверхность просохла, шлифуем с помощью наждачной бумаги.

Четвёртый этап, я приступил к раскрашиванию самолёта по фотографии с помощью гуаши.

И последний этап моей работы, я приступил к полному покрытию корпуса самолёта бесцветным лаком.

Получилось очень ярко и красиво. Модели готовы.

Вывод. Даже, работая в такой сложной технике как папье-маше необходимо запастись огромным терпением, для того чтобы модели получились схожими, как на фотографии.









Заключение

В результате проведённого исследования я узнал, что Германия ко времени нападения на СССР выпускала самолёты новых типов. Наша же авиапромышленность только осваивала их производство. К началу войны было произведено в общей сложности 2739 самолетов Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Однако авиационные полки только приступили к их освоению.

Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооружённой борьбы на советско-германском фронте, первоочередной задачей советских военно-воздушных сил, одним из непременных условий успешного проведения операций.

И самыми главными факторами Великой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне стали боеспособность самолетов, увеличение производства самолётов, а также замечательные лётчики герои, чьи подвиги в годы Великой Отечественной войны будут примером для современного поколения.  Работая, над проектом я узнал, что Германия ко времени нападения на СССР имела преимущество в численности, а также их техника значительно превосходила советскую по многим техническим характеристикам. СССР же только вступил на путь модернизации авиатехники.

Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась важнейшей частью всей вооружённой борьбы на советско-германском фронте, первостепенной задачей советских ВВС (военно-воздушных сил), одним из обязательных условий успешного проведения операций.

Эффективность военных действий Военно-воздушных сил зависела от развития в ходе войны форм и способов их применения, организационной структуры, приобретением командными и лётными кадрами боевого опыта, переоснащением, т.е. появлением новых типов самолётов. Силы ВВС внесли значительный вклад в победу над врагом. В условиях обороны они изматывали и обескровливали ударные группировки противника и, тем самым, снижали их наступательные возможности, уничтожали вражеские ресурсы. Массированными и целеустремлёнными действиями ВВС способствовали увеличению размаха и решительности наступательных операций.

Военно-воздушные силы Советского Союза являлись самым дальнобойным средством воздействия по объектам оперативного и стратегического тыла врага, основным средством ведения тактической и стратегической разведки. Они широко применялись для перевозок материальных ресурсов. Впервые в вооружённой борьбе в широком масштабе применялись для оказания всесторонней помощи партизанскому движению. Однако основное и решающее влияние на ход и исход войны оказало завоёванное советскими Военно-воздушными силами стратегическое господство в воздухе. И самыми главными факторами Победы нашей страны в Великой Отечественной войне стали боеспособность самолетов, увеличение производства самолётов, а также замечательные лётчики-асы. История войн не знает подвигов, подобных тем, которые советские лётчики совершали в годы Великой Отечественной войны.

С данной работой ознакомлены мои одноклассники. Среди них было проведено анкетирование с целью выявления знаний по данной теме, обобщения материала, собранного при проведении исследования. Перед тем, как приступить к оформлению работы, нужно было выяснить, как школьники относятся к истории Великой Отечественной войны, как чтят память об участниках войны, знакомы ли с именами Героев тех времен. С этой целью одноклассникам были предложены вопросы, результаты нужно было заполнить в анкете:

1. Что для тебя значит Великая Отечественная Война?

Великий подвиг – 60% История моей страны – 35% Далекое прошлое – 5%

2. Интересна ли тебе история Великой Отечественной Войны?

Да – 90% Нет – 5% Не знаю – 5%

3. Есть ли среди твоих родственников живые или погибшие участники ВОВ?

Да – 93% Нет – 7%

4. Важен ли для тебя праздник «День Победы»?

Да – 91% Нет – 3 % Не знаю – 6%

5. Можешь ли назвать героев ВОВ?

Да – 35% Нет – 55% Не знаю – 10%

В процессе моей работы была подтверждена гипотеза о том, что легендарные летчики сыграли огромную роль в годы Великой Отечественной войны. А по итогам анкетирования я понял, что нужно больше рассказывать детям об истории Великой Отечественной Войны.

После ознакомления одноклассников со своей исследовательской работой, они многое узнали о легендарных лётчиках того периода. Я надеюсь, что данная работа будет способствовать более глубокому изучению всех страниц истории нашей Родины. Данное исследование позволило мне начать изучение подвигов героев-летчиков, узнать факты о них, тем самым, расширив свои знания о войне. Подвиги защитников Родины в годы Великой Отечественной войны – бессмертны, и рождают чувство гордости за свой народ. Память об этой странице нашей Родины будет во мне вечна, и в будущем я хочу быть таким же примером для окружающих, как герои моего исследования.













Список литературы

Алексеенко В.Н. Советские ВВС накануне и в первые годы Великой Отечественной войны // Авиация и космонавтика. – 2000. – №2.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 гг. Краткая история. - М.: Воениздат, 1965.

Давиденко А.З. О военном искусстве советских войск в операциях 1943 года // Военная мысль. – М., 1993. – №10.

Десницкий Г.С. Часовые воздушных просторов Родины. - М.: Воениздат, 1961.

История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т.2. – М.: Военное издательство МО СССР,1961.

История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945,  т.5. – М.: Военное издательство МО СССР,1961.

Романов Д.И. Оружие воздушного боя. – М.: Военное дело, 2000.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945/ Под ред.А.М. Самсонова. – М.: Наука, 1997.

Интернет – ресурсы

Авиация в годы ВОВ – Вооружение – Великая Отечественная война. http://www.otvoyna.ru/aviazia.htm

Авиация ВС СССР Великой Отечественной войны. http://bogdanclub.info/showthread.php

Авиация Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. http://rufor.org/showthread.phpt

Авиация СССР в годы Великой Отечественной войны.  http://sesii.net/technics

Авиация СССР в годы Великой Отечественной войны.  http://www.coolreferat.com

Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне. http://militera.lib.ru/h/vvs.html

Гражданская авиация в годы ВОВ. http://www.marap.ru/images/Photoalbum_GA/photoalbum_1out.pdf

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!