РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГТО В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассмотрено отношение субъектов образовательного процесса к внедрению комплекса ГТО в общеобразовательные школы и перспективы его функционирования в системе образования учащихся. Предложены пути формирования у субъектов образовательного процесса положительного отношения к нововведению и мотивирования обучающихся к занятиям физической культурой и спортом посредством внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Критериями оценки сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников выступили ряд показателей: посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий, систематические занятия спортом в ДЮСШ, участие в сдаче нормативов ГТО и качество их выполнения. По итогам реализации экспериментальной программы увеличилось количество школьников с высоким уровнем мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), мотивация к занятиям физической культурой и спортом.
Актуальность. Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для роста и развития детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения [1; 2]. Для решения этой задачи и в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания образования, в них, наряду с прочим, были указаны требования к физической подготовленности учащихся.
ФГОС нового поколения нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, учитывает динамику и направление жизни, психологические и педагогические рекомендации, разработанные с учетом современных условий и состояний детей и подростков, но в них не предусмотрены требования к физической подготовленности учащихся. Соответственно, ФГОС нового поколения предусматривает формирование физической культуры школьника не через оценку, а его (школьника) вовлеченность в двигательную деятельность. В основу этого решения были положены результаты ряда исследований, указывающих на то, что акцент на сдачу контрольных нормативов без учета вовлеченности школьников в занятия физическими упражнениями является одним из факторов снижения их интереса к физической культуре.
Так, исследованиями П.К. Дуркина (2006), С.В. Садыковой (2010) установлено, что на уроках физической культуры учащиеся как с низким, так и с высоким уровнями физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в полной мере [3; 4]. Между тем Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» общеобразовательной школы. Нами установлено, что почти 60% респондентов (43,7% родителей и 74,2% учителей) сдавали нормативы комплекса ГТО, введенного в действие в 1931 году и претерпевающего изменения вплоть до распада СССР. Также в ходе анкетирования мы установили, что более 90% опрошенных нами родителей положительно отзываются о необходимости введенного комплекса ГТО в школе и лишь 9,7% респондентов не видят в этом необходимости. Нами установлено, что отрицательно относятся к введению комплекса ГТО те родители, которые абсолютно не заинтересованы в спорте. О необходимости введенного комплекса ГТО в школе положительно ответили почти 90% учителей физической культуры, считая, что введенный Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и обороне» повысит интерес и мотивацию школьников к физической культуре и спорту. Видя соответствие между ФГОС нового поколения и нормативами комплекса ГТО, они внесли комплекс ГТО в рабочую программу. Только 3,2% учителей физической культуры ответили, что во введении комплекса «Готов к труду и обороне» в школе необходимости нет, обосновывая свой ответ тем, что он противоречит воспитательным задачам образовательного учреждения. Родители, положительно отзывающиеся об идее введения комплекса ГТО в общеобразовательные школы, убеждены, что это будет способствовать формированию здорового образа жизни, повысит интерес к занятиям физической культурой и спортом, а также позволит получить дополнительные баллы при поступлении в высшее учебное заведение. Негативное отношение родителей учащихся к введению комплекса ГТО подкрепляется фразами «Спорт должен быть по желанию, а не принудительно», «Это будет в ущерб учебе». Эти же родители считают, что введенный комплекс ГТО не может сформировать положительное отношение школьников к физической культуре и спорту. К тому же 3,3% учителей убеждены, что из-за необходимости сдавать нормативы ГТО отношение учащихся к занятиям физической культурой может измениться в худшую сторону. 60,2% родителей, принявших участие в анкетировании, утверждают, что у детей есть желание сдавать нормативы комплекса ГТО. По утверждению 11,7% родителей, дети не хотят сдавать нормативы. Подробный анализ показал, что те родители, которые считают, что во введении комплекса ГТО нет необходимости и он не может изменить отношения школьников к физической культуре и спорту в положительную сторону, ответили, что у детей нет желания сдавать нормативы комплекса ГТО. Из этого можно сделать вывод, что негативное отношение к введению комплекса ГТО в общеобразовательные школы у школьников формируется самими родителями. По данным, представленным в Докладе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «О положении детей в Российской Федерации», показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов. Учитывая тенденцию к снижению уровня физической подготовленности школьников, учителя физической культуры (22,6%) сомневаются, что с нормативами справятся более 30% учащихся. 58% учителей считают, что в среднем половина школьников выполнят нормативы. Только пятая часть опрошенных учителей (19,4%) позитивно оценивают возможности школьников относительно сдачи нормативов ГТО. Для оценки сформированности у учащихся мотивации к физической культуре и спорту мы проанализировали их посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий. Первая форма организации физического воспитания является обязательной, вторая – добровольной. Исходя из этого следует, что учащиеся со сформированным положительным отношением к физической культуре и спорту даже если по каким-либо причинам не посещают уроки физической культуры, протестуя против содержания уроков, их организации или даже личности учителя, посещают внеклассные мероприятия, отвечающие их требованиям по содержанию, организации и др. Однако в ходе анализа было выявлено, что посещаемость различных форм организации физического воспитания учащимися не зависит от вышеуказанных факторов: количество пропусков уроков физической культуры без уважительной причины не больше, чем количество пропусков других форм (дней здоровья и спорта, праздников физической культуры и спорта и др.). Из чего следует, что ссылка школьников на то, что уроки физической культуры не отвечают их потребностям, является не более чем несформированностью их активно положительного отношения к физической культуре и спорту в целом. С целью формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у учащихся средних классов посредством Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие школьники 14-15 лет, обучающиеся в 8 классе, в количестве 90 человек (48 мальчиков и 42 девочки). Критериями оценки сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников выступили ряд показателей: посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий, систематические занятия спортом в ДЮСШ, количество сдававших и сдавших нормативы ГТО школьников. Учитывая выдвинутые критерии сформированности мотивации к физической культуре и спорту, нами была разработана, обоснована и внедрена в образовательно-воспитательный процесс учащихся средних классов программа, итогом которой является успешная сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Содержание программы носило комплексный характер, обеспечивая не только двигательную активность школьников, но и формируя у них теоретическую базу, навыки самоконтроля и пр. Для учащихся экспериментального класса была разработана тематика теоретических уроков физической культуры. На этих уроках, помимо тем о здоровом образе жизни, физическом развитии, физическом совершенствовании, были рассмотрены такие, как история зарождения и возрождения комплекса ГТО, нормативы комплекса ГТО и т.п. Практическая подготовка к сдаче нормативов ГТО подразумевала организацию и проведение секций ОФП для школьников со средним и низким уровнем физической подготовленности и спортивных секций; ежемесячного проведения Дня здоровья и спорта, в содержание которого были включены конкурсы по отдельным видам программы ГТО; а также Праздник ГТО, проведенный 24 марта (день, когда был издан Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"»). Посещение обязательных (уроки физической культуры) и необязательных (внеклассные и внешкольные физкультурно-оздоровительные) форм организации физического воспитания обеспечивало, в большей степени, двигательную активность школьников. Для повышения уровня знаний учащихся, а также формирования навыков самоконтроля для школьников был разработан методический материал – дневник «Будь готов», который обеспечивал индивидуальный подход к каждому школьнику. Оповещение субъектов образовательного процесса о ходе реализации программы происходило посредством дневника «Будь готов!» и информационных стендов, содержащих все необходимые сведения: нормативы комплекса ГТО, результаты сдачи нормативов комплекса ГТО, объявления о предстоящих мероприятиях, расписание занятий по подготовке к сдаче нормативов ГТО, адрес сайта ВФСК ГТО и многое другое. По окончании педагогического эксперимента нами было вновь проанализировано отношение родителей учащихся, принявших участие в эксперименте, и учителей физической культуры к введенному в действие ВФСК ГТО. Так, количество родителей, высказывающихся в начале эксперимента негативно о введении ГТО, сократилось вдвое (с 9,7 до 4,9%). Те учителя, которые сомневались, необходимо ли вновь вводить комплекс ГТО в общеобразовательные школы (таковых в начале эксперимента было 6,5%), в конце эксперимента не только согласились с нововведением, но и внесли комплекс ГТО в рабочую программу. Следовательно, количество учителей, положительно высказывающихся о введении комплекса ГТО в общеобразовательные школы, в конце эксперимента составило 96,8%. В то же время количество учителей, которые считали, что комплекс ГТО противоречит воспитательным задачам образовательного учреждения и внедрять его в школы нет необходимости, не изменилось. В равной степени увеличилось количество родителей, которые считают, что их ребенок справится (с 60,2 до 69,6%) либо не справится (с 11,7 до 20,1%) с нормативами комплекса ГТО. Вероятно, изменения во мнениях связаны с тем, что в течение эксперимента учащиеся обсуждали с родителями свои возможности в сдаче нормативов ГТО, а значит родители стали проявлять интерес к физической подготовленности своих детей. Положительные изменения в отношении родителей к введению комплекса ГТО прослеживаются и в увеличении количества родителей, давших письменное согласие на сдачу их ребенком нормативов комплекса ГТО. Изменения в отношении к физической культуре и спорту отмечены не только у родителей учащихся и учителей, но и у самих школьников. Эти изменения способствовали тому, что повысилась активность школьников в занятиях физической культурой и спортом. Так, почти на треть снизилось количество пропусков уроков физической культуры (с 12,6 до 4,3%), повысилась посещаемость внеклассных форм организации физического воспитания (с 33,9 до 83,9%), увеличилось количество школьников, занимающихся в ДЮСШ (с 26,8 до 51,8%). Следствием этого явилось то, что показатели физической подготовленности школьников экспериментальной группы достоверно выше, чем у школьников контрольной группы (таблицы 1 и 2). Таблица 1 Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 8-х классов (мальчики) Показатели физической подготовленности Группа I этап (начало эксперимента) (Хср±Sх) II этап (конец эксперимента) (Хср±Sх) tp между I и II этапами Достоверность различий Бег 30 м, с ЭГ 5,1±0,125 4,8±0,602 3,450 р0,05) 2,316 (р0,05) 2,203 (р0,05) 2,967 (р0,05) 2,161 (р0,05) 2,648 (р0,05) 2,299 (р0,05) 2,787 (р0,05) 3,239 (р