Роль игровых моментов на уроках математики и физики для развития интереса к предмету
Подготовила: учитель физики МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный Тверская область Трифонова Екатерина Александровна
- Образовательными целями ФГОС 2 поколения является: Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.
Этапы урока по ФГОС
- Мотивирование на учебную деятельность
- Актуализация знаний
- Целеполагание, постановка проблемы
- Поиск путей решения проблемы
- Решение проблемы
- Коррекция
- Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
- Систематизация знаний
- Объяснение домашнего задания
- Оценивание
- Рефлексия учебной деятельности
В условиях внедрения ФГОС особое значение придается технологиям деятельностного обучения.
Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Одной из нестандартных форм проведения урока является игра.
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Основной замысел: на основе игры превратить урок в процесс активной деятельности обучающихся по данной теме
- Игра как отдельный этап урока
- Начинать играть с детьми можно в самом начале урока, при постановки проблемного момента, находя решения. Во время небольшого отдыха, тренировок устного счета, в тестах, самостоятельных работах и многом другом (Н-р: круговые примеры; «Кто быстрее»; «Найди ошибку»; «Недописанный пример»; «Закодированный ответ»; «Математическое домино»; «Собери картинку», ребусы, головоломки, кроссворды)
- Игра как отдельный урок
- С помощью игры материал легче усваивается и остается в памяти ребенка надолго. Формы уроков могут быть разнообразны: в виде круглых столов, многообразие игровых форм подскажут также телевизионные игры. Очень эффективно проводить такие игры на обобщающих уроках или уроках повторения.
Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок путешествие, урок-кроссворд, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», «Своя игра», «Математический биатлон», «Звездный час» и т.д.
Физкльтминутки
- Физкультминутки – мини-игры, динамические паузы
- благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности,
- препятствуют нарастанию утомления,
- повышают эмоциональный уровень учащихся,
- снимают статические нагрузки.
- способствуют укреплению здоровья
Требования к игровым формам занятий
- Игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей;
- Они не должны быть сложными;
- Должны разрабатываться с учетом предмета и темы
- Иметь четкие правила
В начале урока можно предложить ребятам, разгадав ребус или кроссворд, самим назвать тему занятия.
,
,,
С=З
Отрезок
,
П
Плоскость
Ребусы по физике
Физическая минутка- распредели единицы измерения
1
Масса
2
Па
Время
3
Н
Скорость
4
м/с^2
Ускорение
кг
5
6
Сила Архимеда
Км/ч
Вес
с
7
Давление
м/с
Градус
Слово, которое нужно угадать, есть физическое понятие. По заданию оно является или частью какого либо слова или его дополнением. Другими словами дается слово, к нему прибавляется или вычитается одна буква, а в результате получается загаданное понятие.
1. Сила
2. Оптика
3. Радиан
4. Ядро
5. Плазма
1. Алиса – А =
2. Топка + И =
3. Динар + А =
4. Ряд + О =
5. Алмаз + П =
В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
Ответы: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
- Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака.
- (Барометр)
- Клубится, а не дым, ложится, а не снег .
- (Туман)
- Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают .
- (Реостат)
- Книги читают, а грамоты не знают .
- (Очки)
- Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка?
- (Зеркало)
- Видно нет у нее ума: ест она себя сама.
- (Свеча)
- Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден , сам ее рождает .
- (Лед)
Результат игровых технологий:
- Эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся
- Тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки
- Стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету
- Способствует преодолению пассивности учеников
- Способствует усилению работоспособности учащихся
Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет
Уильям Уорд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Список литературы:
1.Интернет ресурсы: http:// pedsovet.su/publ/115-1-0-4333
2. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B5%207%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D1%81%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8&img_url=https%3A%2F%2Fcdn2.arhivurokov.ru%2 Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F11%2F26%2Fs_5a1b0b1f317a8%2F756264_5.png&pos=11&rpt=simage&lr=102555
3. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/595028 /
4. http:// www.pomochnik-vsem.ru/load/ehlektronnoe_portfolio/zhilina_natalja_evgenevna/proekt_ispolzovanie_igrovoj_tekhnologii_v_nachalnoj_shkole/300-1-0-3231
5. https://studfiles.net/preview/5825840/page:3/