ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Учитель начальных классов: Т.Ф.Тафинцева
«Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ»
В статье рассматривается роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с нарушениями в развитии. Игра – основное поле деятельности и контакта педагога и ребенка.
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения»
К.Д. Ушинский
Согласно Концепции модернизации образования стратегией российского общества на современном этапе является равный доступ молодых людей к полноценному, качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, места проживания и состояния здоровья. Доступ к образованию распространяется и на людей
с ОВЗ, среди которых основную долю обучающихся представляют дети.
Основная цель образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она может и должна развивать и корректировать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в обществе.
Задачи образования
-создание эффективной системы психолого–педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально
соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ОВЗ. Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Значение игры в учебном процессе невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. Замечено:
- в игре интенсивно развивается психика,
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
В том и состоит ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.
Игра - как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;
- как форма организации жизни и деятельности детей, когда в игре, направляемой учителем, складываются определенные отношения между детьми, общественные и личные интересы. Игра выполняет следующие функции:
Развлекательная.
Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная.
Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
Самореализация в обществе.
Игра важна как сфера реализации себя как личности.
Игротерапевтическая.
Игра может быть использована для преодоления различных трудностей возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении..
Диагностическая.
Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.
Коррекционная.
Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Социальная.
Формирования личности, как полноправного члена коллектива.
Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.
Но у детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, медлительность, сниженный уровень памяти,
внимания, восприятия, мышления. Хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ в условиях нашей школы.
Моя задача – помочь ребенку. Необходимо не только предусмотреть коррекционные проблемы, но и использовать различные приемы и методы воздействия. В своей работе применяю следующие игровые приёмы:
Подвижные игры: физминутки, динамические паузы.
После письменных заданий для снятия напряжения «Пальчиковые игры»
Если необходимо проделать много однообразных упражнений, использую
приём «Привлекательная цель».
«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу.
Приём «Пазлы», «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке. Также у детей с ОВЗ, как правило, возникают
проблемы в поведении (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость и др.). Поэтому широко применяю приём «Куклотерапия» по методике
известных педагогов-психологов Т.Шишовой и И.Медведевой «Коррекция детских проблем средствами воздействия накуклу как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого».
Опыт работы показывает, что целенаправленное, систематическое использование приема «Куклотерапия», позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.
Вывод:
- в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;
- систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
Учиться можно только весело.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс