СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль инновационных технологий на уроках информатики в повышении мотивации студентов в спо

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные методы инновационных технологий и их использования при обучении студентов информатике. Проанализированы наиболее характерные стороны инновационных технологий, используемых на уроках информатики. Изучены и выделены преимущества использования инновационных методов в педагогической деятельности. В статье объясняется, как организовать обучение с инновационными технологиями для эффективной организации учебного процесса, позволяя студентам занимать активную позицию и проявлять себя как субъект учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Роль инновационных технологий на уроках информатики в повышении мотивации студентов в спо»

УДК-004


Федоренко Надежда Анатольевна,

преподаватель информатики и ИКТ,

преподаватель высшей квалификационной категории,

ГПОУ «Макеевский строительный центр ПТО им. Ф.И.Бачурина»

город Макеевка


РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СПО


Аннотация. В статье рассматриваются основные методы инновационных технологий и их использования при обучении студентов информатике. Проанализированы наиболее характерные стороны инновационных технологий, используемых на уроках информатики. Изучены и выделены преимущества использования инновационных методов в педагогической деятельности. В статье объясняется, как организовать обучение с инновационными технологиями для эффективной организации учебного процесса, позволяя студентам занимать активную позицию и проявлять себя как субъект учебной деятельности.

Ключевые слова: информатика и ИКТ, инновационная технология, нестандартные уроки, эффективность использования инновационных технологий в преподавании информатики.


Общество XXI века справедливо называют «обществом знаний», поскольку именно знания определяют и материальное, и духовное жизни. Сами знания постоянно умножаются, и человек, естественно, тратит все больше времени для приобретения знаний. Жизнь выдвинуло общественный запрос на развитие творческой личности, способной самостоятельно мыслить, предлагать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения.

В современных условиях как никогда актуальны дидактические заповеди Сухомлинского. В книге «Сто советов учителю» он писал: «Нет абстрактного ученика. Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы раскрывать силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственной работе...». Считаю, что задача преподавателя - помочь ученику найти себя в жизни, пробудить или развить в ребенке то творческое зернышко, которое есть в каждом, так заложено там природой. И единственным эффективным средством достижения этой цели является инновационные технологии обучения. Инновационный подход обеспечивает положительную мотивацию получения знаний, активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер, способствует развитию творческой личности. Создание ситуации успеха, благоприятных условий для полноценной деятельности каждого ребенка - основная цель, которая положена в основу инновационных технологий обучения. Многие из них достойны внимания современного педагога, стремится дать качественный уровень знаний, сделать урок интересным, достичь максимального взаимопонимания и сотрудничества между преподавателем и учеником.

Обеспечивать развитие личности в процессе обучения информатике труднее, чем подавать основы теоретических знаний. В условиях коррекционного образования нужно сочетать разные типы обучения: индивидуальный и коллективный, диалоговый и дифференциальный, создавая все условия для творческой деятельности и применяя активные и интерактивные методы обучения. Использование компьютерной техники делает урок интересным и современным. Поэтому, цель преподавателя не только передать ученикам очерченную программами и учебниками систему знаний, но и подготовить их к полноценной плодотворной жизнедеятельности в современном обществе. Поэтому преподавателю необходимо постоянно углублять свои знания, обрабатывать дополнительную литературу, приучать к этому и своих учеников.

Информатика как предмет, который появился сравнительно недавно, изначально ориентированная на формы и методы работы, присущие инновационным технологиям. Интерактивные формы и методы являются неотъемлемой частью работы преподавателя информатики. Индивидуальная работа каждого ученика на персональном компьютере сочетается с групповой работой при изучении нового материала, работы над проектами, работы в сети. Использование компьютерной техники и мультимедийных средств, рекомендованных на других предметах, являются обычными средствами обучения на уроке информатики. В своей педагогической деятельности использую следующие инновационные технологии обучения:

- нестандартные уроки;

- интерактивное обучение;

- проектную технологию;

- информационно-коммуникационные технологии.

Тема нестандартных уроков чрезвычайно актуальна сегодня. Основные проблемы, которые преподаватель должен решить на уроке с учениками, - умение мыслить, коммуникабельность, то есть необходимо пробудить творчество, активность, увлечения детей, интерес к учебному процессу. Поэтому важно использовать особые формы и методы обучения для этого. Актуальным является использование новых образовательных технологий, которые должны способствовать общему развитию личности, формированию ее мировоззренческой культуры, индивидуального опыта, интуиции, творчества, интегративности мышления.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру, а структура урока напрямую зависит от типа урока, потому что структура урока - это совокупность, последовательность и связь элементов, из которых он состоит.

Особенности нестандартного урока. Во-первых, активизацию мыслительной деятельности студентов. Стимулирует мыслить, думать, сравнивать, анализировать, исправляя свои ошибки и ошибки своего товарища. Во-вторых, развитие познавательных интересов студентов к обучению. Им интересно учиться, стремясь знать как можно больше, чтобы выступать в роли преподавателя, контролируя или проверяя товарища.

Выделяют следующие группы нестандартных уроков:

• уроки содержательной направленности: лекции, конференции, семинары, беседы и др .;

• уроки соревновательного характера: соревнования, конкурсы, викторины, турниры и т.д .;

• уроки коммуникативной направленности: устные журналы, диспуты, пресс-конференции, интервью и тому подобное;

• исследовательские уроки, направленные на исследование проблем, касающихся учебных предметов (экологических, химических, филологических и т.д.);

• деловые игры: сюжетные, ролевые, ситуационные, функциональные, организационно-деятельностной и др.

В своей практической деятельности часто использую такие нетрадиционные формы, которые захватывают воображение студентов, активизируют его умственную деятельность. Это может быть урок-лекция, урок-соревнование, урок-конкурс, урок-семинар, урок устный журнал, урок-игра, или же традиционный урок с нестандартными элементами. Нестандартные уроки больше нравятся студентам, чем будничные учебные занятия. В них необычный замысел, организация, методика проведения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности с вполне конкретными и прогнозируемыми целями. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере с дружелюбной и взаимной поддержкой, позволяет не только получить новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивные технологии кооперативного обучения - технологии коллективно-группового обучения - технологии ситуационного моделирования - Технологии обработки дискуссионных вопросов. В своей работе использую такие интерактивные упражнения: работа в парах. Технология способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию. Во время работы в парах можно быстро выполнить упражнения, которые при других условиях потребует длительного времени.

- Технология «Микрофон» дает каждому возможность сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или выражая свое мнение или позицию.

- Технология «незаконченные предложения» позволяет свободно высказываться по рассматриваемым темам, отрабатывать умение кратко, но по существу и убедительно.

- Мозговой штурм Эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, побуждает участников проявлять свое воображение и творчество путем свободного выражения мнений всех участников и помогает находить несколько решений по конкретной теме. Цель - собрать как можно больше идей по проблеме от всех учащихся в течение ограниченного времени.

- Обучая – учусь. Используется при изучении блока информации или при обобщении и повторении изученного. Технология позволяет студентам принять участие в передаче своих знаний одногруппникам. Использование этого метода дает общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить на уроке, а также вызывает определенные вопросы и повышает интерес к обучению.

- Тренинг - это запланированный процесс модификации (изменения) отношение, знания или поведенческих навыков обучающегося, через приобретение учебного опыта, чтобы достичь эффективного выполнения в одном виде деятельности или в определенной области.

- Поиск информации. Разновидностью работы в малых группах является командный поиск информации (обычно той, дополняющее ранее прочитанную преподавателем лекцию или материал предыдущего урока, домашнее задание), а затем ответы на вопросы. Используют с целью оживления сухого, иногда неинтересного материала.

- Проектная технология обучения - это технология обучения, реализация которой расширяет возможности традиционной обработки студентами определенной темы (раздела), поскольку направлена ​​на создание во время выполнения ими учебного проекта определенного материального или интеллектуального продукта, непосредственно касается темы (раздела). Предусмотрены учебным проектом виды деятельности студентов осуществляют индивидуально или группой, при этом они общаются между собой и консультируются со взрослыми (преподавателем, родителями, специалистами различных отраслей производства) и таким образом вспоминают необходимые знания и приобретают новые. Механизм реализации проектной технологии всегда ориентирован на самостоятельную индивидуальную, парную или групповую деятельность студентов, которая происходит в определенный промежуток времени. Использование метода проектов способствует обеспечению условий для развития индивидуальных способностей и наклонностей ребенка, учит творчески мыслить и интеллектуально совершенствоваться. Он ориентирует студентов на самостоятельную, парную или групповую деятельность и активизацию обучения, при этом реализуется творческий подход к решению определенной проблемы. Студент учится самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свои знания и действия.

Метод проектов позволяет студентам учиться на собственном опыте и опыте других в конкретных делах и приносит удовольствие студентам, что видят продукт собственного труда. Чтобы студенты научились решать задачи, надо дать им возможность самостоятельно работать. Поэтому в своей работе я использую проектную технологию, которая предусматривает практическую направленность обучения.

"Компьютер рассматривается не как метод обучения, а лишь как средство, при использовании которого слушатель сможет наилучшим образом развить различные речевые навыки" - Марк Воршер Комп " Компьютер дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.

В настоящее время наблюдается увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Уже давно доказано, что каждый студент по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, учебные заведения получили возможность подавать новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальных запросов каждого ученика. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Среди основных направлений использования ИКТ можно выделить следующие:

1) при преподавании нового материала - визуализация знаний;

2) закрепление изученного - учебные практические работы, лабораторные работы;

3) система контроля и проверки - тестирование с оценкой, контролирующие программы;

4) самостоятельная учебная работа учащихся - учебные программы, энциклопедии, развивающие программы;

5) проведение интегрированных уроков по методу проектов.

Преподавателю нужно тщательно готовиться к каждому уроку, продумывая ход занятия, подбирая методы и приемы. Подводя итоги, можно сделать вывод что, использование при изучении курса информатики инновационных технологий обучения значительно повышает интерес студентов к данной дисциплины и обеспечивает рост эффективности усвоения учебного материала. Новейшие технологии обучения предусматривают не просто получение знаний, а творческое отношение к ним, способствуют развитию таких личностных качеств как коммуникабельность, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, и тому подобное. Также инновационные технологии способствуют формированию и воспитанию образованного, творческого, профессионально способного квалифицированного рабочего. Итак, инновационные технологии заслуживают право пополнить традиционные формы обучения и воспитания студентов.


Использованные источники информации

1. http://informatika20.at.ua/publ/innovacijni_tekhnologiji_na_uro kakh_informatiki / 1-1-0-1

2. http://pidruchniki.com/17320405/pedagogika/nestandartni_uroki

3. https://studopedia.com.ua/1_201949_nestandartni-uroki.html

4. https://www.slideshare.net/Natali_Basyk/ss-63366819

5. http://te.zavantag.com/docs/300/index- 64489.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!