СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными задачами современной школы являются подготовка молодого человека к жизни, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. В статье приводится пример проведения интегрированного урока в 11 классе «Эксперимент, из-за которого Россия и потеряла 20 век» /А.И.Солженицын/. Коллективизация: как это было(урок с элементами анализа и сопоставления различных источников (истори­ческих документов, литературных произведений, схем, статистических данных), тема «Коллективизация 1930-х гг.» с предме­том «Литература» (М.Шолохов "Поднятая целина"»

Просмотр содержимого документа
«Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»

«Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»

Начало формы

Конец формы

Урок был, есть и наверняка в ближайшем будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся в школе. Все по­пытки найти ему замену успеха не имели. Но это не значит, что урок — не подвержен изменениям. Современный школьный урок постепенно избавляется от слепого под­чинения учеников учителю, раздвигаются рамки учебного материала, выход за пределы которого до недавнего времени был запрещён. Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат сотрудничества учителя и ученика.

Интегрированный урок – это урок, на котором осуществляется синтез различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Не количество учителей определяет интегрированный характер урока, а синтез разнопредметных знаний, так как интегрированный урок может провести и один преподаватель. Таким образом, в определении интегрированного урока необходимо говорить не о синтезе деятельности двух преподавателей, а о синтезе различных по характеру знаний. Цель – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.).

Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной зада­чей становится организация такого познавательного процесса, при котором учащие­ся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках. И ученик выполняет новую, более активную роль. Его задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивиду­ального пути освоения и применения этих знаний.

К ученику — участнику интегри­рованного урока предъявляются следующие требования:

- умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;

- умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

- выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

- выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Предмет «История» — едва ли не самая «интегрированная» школьная дисципли­на, не случайно многие коллеги-предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом контексте.

Можно выделить несколько форм учебной интеграции (объединения) материала на уроках истории:

  • на основе одинаковых тем (например, «Вторая мировая война» в курсах «Ис­тория России» и «Всеобщая история» — 9-й и 11-й классы);

  • на основе учебных предметов гуманитарного профиля (например: история — география- к примеру, учащиеся приступили к изучению темы о складывание Древнерусского государства. Учитель предлагает показать на карте путь «из варяг в греки» или переход Олега из Новгорода в Киев. Учащийся, вышедший к карте, непременно столкнется с «географической» проблемой: между Новгородом и Киевом не было единой водной артерии, а в Киев все переплавлялись на ладьях. Возникает вопрос. Разбор этого вопроса приводит учащихся и к лучшему знанию географии, к выявлению пока неизвестного им способа передвижения целого войска (купеческой экспедиции) «от одной воды до другой воды» посредствам волока (волок – «место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали суда и грузы из одной речной системы в другую»).

«Литература и история - близнецы-братья» - так можно перефразировать стихи В.В.Маяковского. К примеру, можно долго объяснять, как красив храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в честь взятия Казани по приказу Ивана Четвертого Грозного, как жесток и непредсказуем был сам царь и не вызвать особых эмоций у учащихся. Интереснее воспринимаются история создания храма и царский нрав, если с чувством прочесть стихотворение Д.Кедрина «Зодчие».

  • на основе учебных материалов разных классов базовой и профильной школы (например, в 5 классе учащиеся изучают стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», при этом у них ещё нет систематических знаний для анализа соответствующего исторического события. Когда же тема Отечественной войны 1812 года будет разбираться в курсе отечественной истории в 8-м классе, учитель сможет опереться на эмоциональное состояние учащихся, знакомых с Боро­динской битвой по литературному произведению, И уже в 10-м классе, изучая произ­ведение Л.Н.Толстого «Война и мир», ученики вполне способны самостоятельно проанализировать главы романа, связанные с Отечественной войной, и, возможно, именно тогда двум учителям-предметникам стоит провести интегрированный урок, чтобы знания по данной теме, как мозаика, сложились в единое целое.

Существует множество вариантов типов интегрированных уроков.

Традиционный урок. Тема «Восточные славяне» (6-й класс). Учитель сохраня­ет традиционную схему урока, а изучение нового материала строит на анализе Пове­сти временных лет;

Урок-игра. Тему «Олимпийские игры» (5-й класс) можно изучать, интегрируясь с предметом «Физическая культура»;

Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников (истори­ческих документов, литературных произведений, схем, статистических данных), тему «Коллективизация 1930-х гг.» с предме­том «Литература» (11-й класс)-Кулаки-кулаками, а люди, все-таки, людьми»

Урок-решение проблемных ситуаций. Например, это годится на стыке темы «Холодная война» в двух курсах истории (11-й класс);

Урок-размышление по теме «Петровская эпоха глазами современников и по­томков» (10-й класс);

Урок-дискуссия. Например, так можно изучать тему «Настроения в россий­ском обществе накануне отмены крепостного права» (с привлечением литературных произведений того времени, поднимающих этот вопрос, исторических свидетельств и воспоминаний);

Урок-конференция. «Металлы и их использование в истории военных действий человечества.

Урок-портрет. При раскрытии темы «М.В. Ломоносов — «наш первый университет», можно интегрироваться со многими предметниками и обсудить раз­нообразный круг вопросов,

Урок-экскурсия, интеграция с предметом «Мировая художественная культу­ра», например по теме «Русская культура первой половины XIX в.»

Со времён Яна Амоса Коменского урок как форма обучения детей не мог не трансформироваться. Он видоизменялся, отражая культурные и педаго­гические нормы своей эпохи. В этом смысле интегрированные уроки по истории — это попытка, используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рас­сказать о прошлом человечества. Они предоставляют и учителю, и ученику большие возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию.

Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к. учащимся пред­стоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определён­ных интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов.

Подготовительный этап. Определяются цели и задачи урока, обосновывает­ся необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, получают индивидуальные задания.

Основной этап. Организация и проведение урока в рамках предложенных типов (см. выше).

Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегри­рованных уроков в дальнейшем.

Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Критерием оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:

  • Перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала;

  • Переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;

  • Отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности действий учителей в ходе урока.

Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раздела, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно сочетание того и другого подходов одновременно, то есть вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. Последний вариант является наиболее приемлемым, так как наиболее полно соответствует логике построения познавательного процесса: от общего к частному и от частного к общем.

В настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено прежде всего тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, то есть линейно-поступательно, шаг за шагом, от частного к общему. В этом случае целостное представление об изучаемом у школьников должно сформироваться в конце изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из разноцветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропевдический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, это поможет сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроков. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.

Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.

На первый взгляд создается впечатление, что проблем с планированием интегрированных уроков нет. Однако анализ показывает, что существующие программы имеют слабые межпредметные связи, что не способствует интеграции знаний.

В процессе планирования уроков необходимо определить основания интеграции. Так, например, темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыки для их интеграции с историей. Для этого и необходимо проанализировать программы этих предметов.

Формирование команды учителей – это один из ответствующих моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.

На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого члены творческой группы, методом «брейнсторминга» (мозговой атаки) предлагают различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели.

Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал.

Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрированными частями.

В ходе репетиции творческой группой учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке, продумываются мизансцены. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Учитель, работающий с классом сольно (в одиночку), находится в более комфортных условиях, чем группа учителей, так как один управляет ходом урока. Гораздо труднее импровизировать, когда работает группа учителей. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация текста может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачили партнеров. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимаются, чем заученный. Однако, мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.

Отсутствие слаженности в работе творческой группы могут привести к снижению качества урока. Необходимо избегать излишней суетности, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.

Во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться во временные рамки.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительный. Начало урока должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

Начало интегрированного урока предметов гуманитарного и художественно–эстетических циклов должно представлять своего рода увертюру – торжественное приглашение к уроку как художественно-педагогическому произведению. Поэтому необходимо проработать режиссуру этого вступления.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подготовить итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если этот вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.

Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя. Поэтому творческая группа тщательно должна проанализировать проведенный урок. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Желание занизить или умолчать недостатки, а также завысить его положительные стороны оказывает вредное влияние на развитие педагогического мастерства учителя, ведет к снижению качества уроков.

Основными задачами современной школы являются подготовка молодого человека к жизни, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребёнка, органично соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика.

Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи:

  • демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;

  • обеспечение непрерывности и преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех ступенях развития;

  • создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка.

     Наряду с интеллектуальными задачами урока при использовании межпредметной интеграции можно решать более сложные задачи:

  • формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;

  • формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;

  • развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал;

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом в течение всего занятия, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.



Интегрированный урок в 11 классе

«Эксперимент, из-за которого Россия и потеряла 20 век» /А.И.Солженицын/. Коллективизация: как это было.

Цель: воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы и художественное изображение.

Задачи. 1. Знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации, причины её принятия, этапы и итоги; знать такие понятия, как обобществление, ликвидация кула­ка, ТОЗ, артель, коммуна. 2. Уметь сопоставлять реальные события с их изображением в художественной литературе, делать экономи­ческие и нравственные выводы. 3. Формировать у учащихся само­стоятельные убеждения как основу их мировоззрения в процессе познания, используя различные источники.

Предварительное задание. Перечитать главы романа «Подня­тая целина» М. Шолохова: 2, 4, 10, 15, 19, 20, 28, 29.

Перечитать «деревенские сцены» повести А. Платонова «Кот­лован» (описание деревни, обход по дворам Чиклина и Вощева, сцены обобществления, ликвидации кулаков).

Раздаточный материал. Схемы № 1-3 (см. Приложение 2, карточки кулака, середняка, бедняка, таблица «Формы коллективных хозяйств», иллюстрации «Крестьяне читают статью «Головокружение от успехов», «Обобществление скота», «Голод на Украине» (см. При­ложение 1).

Оформление доски.

Тема урока

Эпиграф:

За каждый стог, что в поле лежал.

За каждый рог, что в хлеву держал,

За каждый воз, что с поля привёз,

За собачий хвост, за кошачий хвост,

За тень от избы, за дым от трубы,

За свет и за мрак, и за просто, и за так...

А. Твардовский. Страна Муравия

План.

  1. Борьба в партийном руководстве.

  2. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

  3. Итоги коллективизации.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

В конце 20-х годов, когда Советская власть вела отсчёт уже второго десятилетия после победы Великого Октября, перед нашей страной встали со всей остротой вопросы принципиального, пово­ротного значения. На повестку дня сама жизнь поставила задачи индустриализации страны и реконструкции экономики, социали­стических преобразований в деревне.

2.Определение задач урока.

Каким путём, на какой основе шла коллективизация крестьян­ских хозяйств, какую роль в жизни страны, в судьбах миллионов людей она сыграла?

Задача нашего урока - воссоздать максимально полную и объ­ективную картину коллективизации: выяснить то, как на самом де­ле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый пе­реворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном ито­ге оценивать сущность коллективизации. И это мы сделаем благо­даря не только историческим документам, но художественным свидетельствам. Почему так тесно сплелись история и литература именно в этой теме?

Не зная исторических фактов, мы не поймём язык народных масс у Платонова и Шолохова. Например, для многих слоёв совре­менной читательской аудитории могут показаться обычным сло­весным клише понятия «уклон», «сползание», «подкулачник», «го- ловокружец», «главная линия», «перегибщина», «костёр классовой борьбы», «солнце новой жизни взошло, и свет режет ваши тёмные глаза», «жмущиеся к единоли­чию деревни», «лошадь взяли в организацию». На самом деле за всем этим кроются не только конкретные исторические понятия, но и трагедия людей, которую невозможно ощутить в полной мере, зная только исторический документ. Для этого мы и призываем сегодня в свидетели художников слова М. Шолохова и А. Платоно­ва. Их произведения наиболее полно позволят нам почувствовать, «как это было».

3.Выявление предпосылок проведения государственного курса коллективизации.

Решения об индустриализации неизбежно повлекли за собой пе­релом политики в деревне. Что же представляла деревня накануне этого перелома? В 1928 году в селе жило более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведён­ного продукта в экономике, основную часть экспортной продукции. Кроме небольшого количества колхозов и совхозов, сельское хозяй­ство было мелкокрестьянским (около 25 млн крестьянских хо­зяйств). По посевным площадям, валовому сбору зерна и даже тех­нической вооружённости сельского хозяйства Россия этого периода несколько превосходила довоенную. Но из-за грубой политики пра­вительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству, поскольку оно пыталось покупать его по ценам, в несколько раз ниже рыночных. А также государство держало в своих руках монополию внешней торговли.

В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хле­бозаготовок, во много раз снизился объём экспорта, в городах ста­ли вводиться карточки. Большевистское руководство всегда рас­сматривало основу нации - крестьянство - как реакционный класс, делая исключение для бедноты. Оно стало искать выход не в разви­тии товарно-денежных отношений, не в развитии частной собст­венности, а, напротив, в её окончательной ликвидации.

Основную часть деревни составляли середняки, даже по офи­циальным подсчётам, кулацких хозяйств насчитывалось около 5%. Но, по словам Бухарина, эти крестьяне считаются кулаками, а на самом деле это «нищие» по сравнению и с дореволюционными ку­лаками и с зажиточными заграничными фермерами. Впрочем, во второй половине 20-х годов богатеть было очень сложно: у кресть­ян принудительно изымали зерно, судили, как спекулянтов, наве­шивая налог за налогом и прочее...

Обращение к эпиграфу.

Об этом слова одного зажиточного крестьянина из поэмы Твар­довского «Страна Муравия», взятого в качестве эпиграфа к уроку.

Учащиеся зачитывают эпиграф и вместе с учителем делают вывод.

Вывод. Чтобы купить себе спокойное существование, кулаки вынуждены были платить большое количество налогов.

Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х годов ставило ку­лака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять за­пашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать? Вследст­вие чего в 1927-1928 гг. хлебный экспорт зерна сократился более чем в 8 раз по сравнению с 1926-1927 гг. Хлебозаготовительный кризис ставил под угрозу планы индустриализации. Выход из сло­жившейся ситуации руководство видело в нажиме на кулака и опо­ре на бедняцкую массу.

4.Изучение нового материала. Работа по плану с картами- схемами.

Учащимся раздаются на парты карты-схемы (см. Приложение 1) и карточки: 1-му ряду - карточки кулака, 2-му ряду - карточки середняка, 3-му ряду - карточки крестьянина- бедняка (см. Приложение 2).

Объяснение учителя. Вам предстоит познакомиться с темой по предложенным картам-схемам: они помогут разобраться в ос­новных вопросах плана урока. С помощью же карточек вы сможете стать непосредственными участниками большой крестьянской ре­формы в нашей стране, называемой коллективизацией.

Задание 1. Давайте обратимся к первому пункту плана и первой схеме «Борьба в партийном руководстве» и ответим на вопросы:

  • Все ли в руководстве однозначно видели выход из кризиса в дальнейшем нажиме на кулака при опоре на бедняцкую массу?

  • Какая точка зрения в партийном руководстве будет приня­та за основу, возникли ли у вас сомнения на этот счёт?

Ответы учащихся.

  • Из таблицы следует, что Сталин видел выход из кризиса в не­обходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Правая оппозиция во главе с Бухариным видела выход в нормализации рынка, гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Не отри­цая необходимости коллективизации, они отводили ей вспомога­тельную роль, считая, что ещё долгое время основой сельскохозяй­ственного производства будет оставаться индивидуальный произ­водитель.

  • Без сомнения, это будет точка зрения Сталина, т. к. речь идёт уже о формировании тоталитарного государства, а схема лишь подтвердила это предположение.

Вывод. Действительно, в ноябре 1929 г. бухаринцы потерпели поражение. Бухарин как руководитель «правых уклонистов» выве­ден из состава Политбюро. Томский и Рыков предупреждены. Ре­прессированы учёные-аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев.

Задание 2. Работа по второму пункту плана «Коллективизация. Основные этапы и принципы» (схема № 2). Запись основных по­ложений в тетрадь.

Отправной точкой для начала коллективизации стал 15 съезд ВКП (б), проходивший в декабре 1927 г., где и был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как клас­са (записать в тетрадь). Подтверждением выбранного курса стал 5 съезд Советов (май 1929 г.), одобривший пятилетний план, под­готовленный Госпланом, в котором показатели были завышены на 20%, где закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства, а также увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы и др.

Давайте обратимся к схеме № 2 «Коллективизация. Основные этапы и принципы». В схеме раздел «причины» не оформлен. По­думайте, какие причины коллективизации вы бы записали туда?

Комментарий учителя. Индустриализация требовала крупных капиталовложений - их могли дать только крупные товарные хо­зяйства крепких крестьян. Как уже отмечалось, «антикулацкая ли­ния» ставила перед кулаком вопрос: зачем разводить скот, расши­рять запашку, если излишки в любой момент могут отобрать. Значит, решали большевики, эти продукты нужно отнять у кресть­ян. Но отнимать у 25 млн хозяев очень трудно. Гораздо проще со­гнать их в коллективные хозяйства и забирать столько, сколько бу­дет возможно. Неудивительно, что только за год с 1929 по 1930 г. экспорт хлеба возрос почти в 20 раз. Таким образом, чтобы кор­мить города и рабочих, покупать машины, осуществлять иные со­циалистические программы, нужно было отобрать продукты пита­ния и сырьё у крестьян. Кроме того, для столь грандиозной индустриализации нужно было много рабочих рук. Дать их могла только деревня.

Итак, каковы же причины проведения коллективизации в на­шей стране?

Ответы учащихся.

Из вышесказанного следует, что причинами коллективизации были:

1.Набиравшая силу индустриализация.

2.Сверхиндустриализация за счёт деревни.

3.Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.

Запись причин в таблицу.

Задание 3. Разобравшись с причинами начала коллективиза­ции, мы можем дать определение коллективизации.

Коллективизация - это процесс объединения мелких едино­личных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства (колхозы), программная установка аграрной полити­ки Советского государства 1929-1937 гг.

Задание 4. Определите, в какой форме предстояло объединять единоличные хозяйства. Для этого нужно обратиться к таблице и провести эксперимент.

Таблица

Формы коллективных хозяйств

Коммуна

Артель

тоз

Максимальная степень обобществления, включав­шего в себя землю, тягло­вую силу и инвентарь, а также и усадьбу, всю жив­ность (вплоть до мелкой птицы). Распределение из­лишков производственной продукции осуществлялось уравнительно - по числу «едоков»

Обобществление основных средств производства (зем­ля, скот, инвентарь, вклю­чая мелкий скот и птицу). При этом оставалось право личной собственности, ко­торое распространялось на жилище, приусадебный участок, крупный рогатый скот, домашнюю птицу и т. д.

Общий труд по обработке земли. Объединялись лишь полевые наделы. Средст­ва производства оставались в лич­ной собствен­ности

Эксперимент с карточками.

У учащихся на парте набор карточек с изображением предме­тов, которые подлежат обобществлению.

Набор карточек кулака (1-й ряд): 1. Земля с посевами, усадьба с садом. 2. Баз с коровами, загон с лошадьми, домашняя птица. 3. Предметы труда.

Набор карточек середняка (2-й ряд): 1. Дом. 2. Ло­шадь, корова, курица. 3. Предметы труда.

Набор карточек бедняка (3-й ряд): 1. Изба. 2. Домаш­ние животные. 3. Предметы труда.

После знакомства с таблицей ребята наглядно увидят, что для кулака более приемлемы ТОЗы, равно как и для середняка, а для бедняков, конечно, артели и коммуны.

- В какой же форме предстояло объединить единоличные хо­зяйства, если руководство опиралось на бедняцкие массы?

Ответ. Так как руководство опиралось на бедняцкие массы, то формой обобществления будет коммуна, т. е. максимальное обоб­ществление и уравнительное распределение излишков производст­ва.

Вопрос для размышления. Как вы понимаете слова П. Столы­пина: «Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых». Если бы кол­лективизацию проводил Столыпин, на какие бы слои он опирался?

Задание 5. Работа со статьёй И. Сталина «Год великого пе­релома».

В условиях, когда началась коллективизация, шли дискуссии, можно ли принимать в колхоз кулаков. Все вопросы и сомнения разрешила статья. Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.), ставшая теоретическим обоснованием форсированной коллективизации. Предлагаю вам обратиться ко 2 главе романа М. Шолохова «Поднятая целина», в которой как раз описывается спор по поводу этой статьи секретаря партийной организации рай­кома и «двадцатипятитысячника» Давыдова.

Перед чтением учащимся задаётся вопрос: почему статья, где речь идёт о сплошной коллективизации, по сути, является статьёй, провозгласившей лозунг о ликвидации кулачества как класса?

Чтение отрывка.

«Секретарь помолчал и как-то сразу согнал со своего... лица ничего не значащую улыбку гостеприимства.

  • Ты, товарищ, поедешь сегодня же в качестве уполномоченно­го райкома проводить сплошную коллективизацию. Последнюю директиву крайкома читал? Знаком? Так вот, поедешь ты в Гремяченский сельсовет. Отдыхать уж после будешь, сейчас некогда. Упор - на стопроцентную коллективизацию. Там есть карликовая артель, но мы должны создать колхозы-гиганты. Как только орга­низуем агитколонну, пришлём её и к вам. А пока езжай и на базе острожного ущемления кулачества создавай колхоз. Все бедняцко- середняцкие хозяйства у тебя должны быть в колхозе. Потом уже создадите и обобществлённый семфонд на всю площадь колхозно­го посева в тысяча девятьсот тридцатом году. Действуй там осто­рожно. Середняка - ни-ни!..

  • Ты что-то мне говорил насчёт осторожности с кулаком. Это как надо понимать? - спросил Давыдов.

  • А вот как, - секретарь покровительственно улыбнулся, - есть кулак, выполнивший задание по хлебозаготовкам, а есть - упорно не выполняющий. Со вторым кулаком дело ясное: сто седьмую статью ему, и - крышка. А вот с первым сложнее. Как бы ты, при­мерно, с ним поступил?

Давыдов подумал...

  • Я бы ему - новое задание.

  • Это здорово! Нет, товарищ, так не годится. Этак можно по­дорвать всякое доверие к нашим мероприятиям. А что скажет тогда середняк? Он скажет: «Вот она какая, Советская власть! Туда-сюда мужиком крутит». Ленин нас учил серьёзно учитывать настроения крестьянства, а ты говоришь «вторичное задание». Это, брат, маль­чишество.

  • Мальчишество? - Давыдов побагровел. - Сталин, как видно, ошибся, по-твоему, а?

  • При чём тут Сталин?

- Речь его читал на конференции марксистов, этих, как их... Ну, земельников, что ли?

  • Аграрников?

  • Вот-вот!

  • Так что же?

  • Спроси-ка «Правду» с этой речью.

Управдел принёс «Правду». Давыдов жадно шарил глазами. Секретарь, выжидательно улыбаясь, смотрел ему в лицо.

- Вот. Это как?.. «... Раскулачивания нельзя было допускать, пока мы стояли на точке зрения ограничения...» Ну, и дальше... да вот: «А теперь... другое дело. Теперь мы имеем возможность по­вести решительное наступление на кулачество, сломить его сопро­тивление, ликвидировать его как класс...»

Ответ. В статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли ос­новные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом пре­образовании одержана «решающая победа». С этого года запреща­лось принимать в колхозы кулацкие семьи.

Задание 6. Обратимся к схеме № 2 и определим, какие сроки отводились для проведения коллективизации.

Учащиеся называют предполагаемые сроки, руководствуясь схемой. Учитель, если это необходимо, поправляет, дополняет ответы учащихся. Запись сроков в тетрадь.

Задание 7. Нам необходимо определить принципы, которые использовала советская власть в проведении коллективизации.

Беседа с классом: учи­тель приводит факты, а ученики, исходя из этого, пользуясь схемой № 2, опреде­ляют принцип коллективизации, а затем, если это возможно, находят подтвержде­ние этому в художественных текстах.

Факт. В 1927 г. коллективизация рассматривалась как дли­тельный процесс. По первому пятилетнему плану предполагалось лишь к 1933 г. охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств (из них 18-20% колхозами). После статьи Сталина «Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки.

Учащиеся: Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации (схема № 2).

Художественный текст. Найдите упоминания об этом прин­ципе во 2 главе романа «Поднятая целина».

Секретарь райкома: «Сейчас у нас особенно сложная обстанов­ка. Процент коллективизации по району четырнадцать и восемь десятых. Всё больше ТОЗ. За кулацко- зажиточной частью ещё ос­тались хвосты по хлебозаготовкам... Ты, товарищ, поедешь сего­дня же в качестве уполномоченного райкома проводить сплошную коллективизацию... Упор - на стопроцентную коллективизацию. Там есть карликовая артель, но мы должны создать колхозы- гиганты...»

Факт. В феврале 1930 г. бюро Северного крайкома приняло Постановление:

1. Отнести контрреволюционную верхушку кулачества края к I категории и немедленно начать её ликвидацию...

4. В районах сплошной коллективизации кулачество отне­сти ко II категории. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, жильё, хозяйственные постройки, корма, семена, а сами кулацкие семьи выселить в северные не­обжитые районы края...

6. Отдельные кулацкие хозяйства, не вошедшие во II кате­горию, отнести к III категории, которая подлежит расселению в пределах района коллективизации на новых отводимых им за пределами колхозов землях.

В феврале 1930 г. советской властью был установлен план: примерно 240-250 гыс. семей намечено было до конца года ох­ватить мерами, установленными для первых двух категорий.

Учащиеся. Ликвидация кулачества (схема № 2).

Художественные тексты. М. Шолохов «Поднятая целина» гл. 2, 20. А. Платонов «Котлован»: сцены о ликвидации.

- Вспомните сцены ликвидации в произведениях М. Шолохова и А. Платонова.

М. Шолохов «Поднятая целина».

Гл. 2. (продолжение разговора секретаря и Давыдова).

«...Теперь мы имеем возможность повести решительное насту­пление на кулачество, сломить его сопротивление, ликвидировать его как класс... Почему нельзя совсем его - к ногтю?

Секретарь смахнул с лица улыбку, посерьёзнел...

  • А ты что предлагаешь? Административную меру, для каждо­го кулака без разбора. Это - в районе, где только четырнадцать процентов коллективизации, где середняк пока только собирается идти в колхоз. На этом деле можно в момент свернуть голову. Вот такие приезжают, без знания местных условий... Тебе угодно по- своему истолковывать всякое слово вождя, но за район отвечает бюро райкома, я персонально...

«Хромает он на правую ножку... Факт! - подумал Давыдов, выходя из райкома. - Почитаю опять всю речь аграрникам. Неуже­ли я ошибаюсь? Нет, братишка, извини! Через твою терпимость веры ты и распустил кулака. Ещё говорили в окружкоме: «дельный парень», а за кулаками - хлебные хвосты. Одно дело ущемлять, а другое - с корнем его как вредителя».

Гл. 11

«Лапшинов спокойно встретил весть о раскулачивании. Ему нечего было бояться. Всё ценное было заранее припрятано и сдано в надёжные руки. Он сам помогал производить опись имущества, на свою причитавшую старуху грозно притопывал ногой, а через минуту со смирением говорил:

  • Не кричи, мать, наши страдания зачтутся господом. Он, ми­лостивец, всё зрит...

  • А он не зрит того, куда ты новый овчинный тулуп запропас­тил? - серьёзно, в тон хозяину, спрашивал Дёмка.

  • Какой тулуп?

  • А в каком ты в прошлое воскресенье в церкву ходил.

  • Не было у меня нового тулупа.

  • Был и зараз где-то спасается!

  • Что ты, Дементий, перед богом говорю, - не было!

  • Бог покарает, дед! Он тебя гвозданёт!

  • И вот тебе Христос, напрасно ты это... - Лапшинов крестился.

  • Грех на душу берёшь! - Дёмка подмигивал в толпу, выжимая у баб и казаков улыбки.

  • Не виноватый я перед ним, истинное слово!

  • Прихоронил тулуп-то! Ответишь на страшном суде!

  • Это за свой тулуп-то?! - вскипел, не выдержав, Лапшинов.

  • За ухороны ответишь!

  • Бог, он, должно, такого ума, как ты, пустозвон! Он в эти дела и мешаться не будет!.. Нету тулупа! Совестно тебе над стариком надсмехаться. Перед богом и людьми совестно!

  • А тебе не совестно было с меня за две меры проса, какие на семена брал, три меры взять? - спросил Кондрат...

- Он хотел бы, чтоб ему, идолу голоштанному, даром просцо отдали! - истошно закричала Лапшиниха.

- Не шуми, мать! Господь терпел и нам велел. Он, страдалец, терновый венок надел и плакал кровяными слезами... - Лапшинов вытер мутную слезинку рукавом.

Гомонившие бабы притихли, завздыхали. Размётнов, кончив писать, сурово сказал:

- Ну, дед Лапшинов, выметайся отсюдова. Слеза твоя не дюже жалостная. Много ты людей наобижал, а теперь мы сами тебе прикорот даём, без бога. Выходите!

Лапшинов взял за руку своего косноязычного, придурковатого сына, надел ему на голову треух, вышел из дома. Толпа хлынула следом. На базу старик стал на колени, предварительно постлав на снегу полу полушубка. Перекрестил хмурый лоб и земно покло­нился на все четыре стороны.

  • Ступай! Ступай! - приказывал Размётнов.

Но толпа глухо загудела, раздались выкрики:

  • Дайте хучь с родным подворьем проститься!

  • Ты не дури, Андрей! Человек одной ногой в могиле, а ты...»

Найдите сцены ликвидации в повести А. Платонова.

«Ликвидировав кулаков вдаль, Жачев не успокоился, ему стало даже труднее, хотя неизвестно отчего. Он долго наблюдал, как сис­тематически уплывает плот по снежной текущей реке, как вечер­ний ветер шевелил тёмную, мёртвую воду, льющуюся среди охла­делых угодий в свою отдалённую пропасть, и ему делалось скучно, печально в груди. Ведь слой грустных уродов не нужен социализ­му, и его вскоре также ликвидируют в далёкую тишину.

Кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего, счастливого человека на ней.

Вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник, и Жачев начал терять видимость классово­го врага.

  • Эй, паразиты, прощай! - закричал Жачев по реке.

  • Про-щай-ай! - отозвались уплывающие в море кулаки».

Учитель. Разговор о данном принципе коллективизации мне хотелось бы закончить словами из повести «Котлован»:

«- Ликвидировали?! - сказал он из снега. - Глядите, нынче ме­ня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм при­дёт один ваш главный человек!»

С огромной силой проявляется здесь высокая тревога Платоно­ва. Не кажутся ли вам слова эти пророческими? Из каких «снегов», тундр, тайги звучит этот мужественный вопрос к тем, кого мы на­зываем «перегибщиками» и т. д. От имени каких бесчисленных «щепок»?

Факт. К началу января 1930 г. в колхозах числилось 20% крестьянских хозяйств, а к началу марта свыше 50%. В спеш­ном порядке ТОЗы стали преобразовывать в коммуны. Для оказания «помощи» в коммунистическом преобразовании де­ревни руководство послало туда 25 тысяч промышленных ра­бочих, в первую очередь, коммунистов. Началось принуди­тельное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы.

Учащиеся. Использование принципа максимального обобще­ствления (схема № 2).

Художественный текст.

  • Найдите в тексте «Поднятой целины» речь двадцатипяти­тысячника. Как он понимает свою задачу? Какова степень обоб­ществления хозяйства?

Гл. 4.

«Давыдов не был мастером говорить речи, но слушали его вна­чале так, как не слушают и самого искусного сказочника.

  • Я, товарищи, сам - рабочий Краснопутиловского завода. Ме­ня послала к вам наша Коммунистическая партия и рабочий класс, чтобы помочь вам организовать колхоз и уничтожить кулака, как общего нашего кровососа. Я буду говорить коротко. Вы должны все соединиться в колхоз, обобществить землю, весь инструмент и скот...»

  • Посмотрите на иллюстрацию (см. Приложение 1) и найдите в тексте сцены, рассказывающие об отношении разных людей к обобществлению.

Гл. 15.

«С лёгкой руки Якова Лукича каждую ночь стали резать в Гремячем скот. Чуть стемнеет, и уже слышно, как где-нибудь приглу­шённо и коротко заблеет овца, предсмертным визгом просверлит тишину свинья или мыкнет тёлка. Резали и вступившие в колхоз и единоличники. Резали быков, овец, свиней, даже коров; резали то, что оставлялось на завод... В две ночи было ополовинено поголо­вье рогатого скота в Гремячем. По хутору собаки начали таскать кишки и требушки, мясом наполнились погреба и амбары. За два дня еповский ларёк распродал около двухсот пудов соли, полтора года лежавшей на складе. «Режь, теперь оно не наше!». «Режьте, всё одно заберут на мясозаготовку!». «Режь, а то в колхозе мясца не придётся кусануть!» - полез чёрный слушок. И резали. Ели не­впроворот. Животами болели все, от мала до велика... В обеденное время у каждого - масленый рот, всяк отрыгивает, как на помин­ках; и от пьяной сытости у всех посоловелые глаза».

  • Проиллюстрируйте сомнения середняка Кондрата Майданникова.

Гл. 10.

«...Как будет в колхозе? Всякий ли почувствует, поймёт так, как понял он, что путь туда - единственный, что это - неотврати­мо? Что как ни жалко вести и кинуть на общие руки худобу, вы­росшую вместе с детьми на земляном полу хаты, а надо вести. И подлюку-жалость эту к своему добру надо давить, не давать ей хо­ду к сердцу... Об этом думал Кондрат, лёжа рядом с похрапываю­щей женой, глядя в чёрные провалы темноты невидящими, ослеп­лёнными темнотой глазами. И ещё думал: «А куда же ягнят, козлят сведём? Ить им хата тёплая нужна, большой догляд. Как их, враженят, разбирать, ежели они все почти одинаковые? Их и матеря будут путать и люди. А коровы? Корма как свозить? Потеряем сколько! Что если разбредутся люди через неделю же, испугавшись трудного? Тогда - на шахты, кинув Гремячий на всю жизнь...»

Гл.19.

«У Кондрата же свои думки. Бьётся он в них, как засетившаяся рыба... «Когда же ты меня покинешь, проклятая жаль?.. И с чего бы это? Иду мимо чужих лошадиных станков, чужие кони стоят, - мне хоть бы что, а как до своего дойду, гляну на его спину с чёр­ным ремнём до самой репки, на меченое левое ухо, и вот засосёт в грудях, - кажись, он мне роднее бабы в эту минуту. И всё норо­вишь ему послаже сенца кинуть, попыреистей, помельче. И другие так-то: сохнет всяк возле своего, а об чужих - и бай дюже».

  • Как показывает трагедию людей, не понимающих обобщест­вления, А. Платонов?

«Вощев в испуге глядел на животных через скважину ворот; его удивляло душевное спокойствие жующего скота, будто все ло­шади с точностью убедились в колхозном смысле жизни, а он один живёт и мучается хуже лошади.

Далее лошадиного двора находилась чья-то неимущая изба, ко­торая стояла без усадьбы... Чиклин и Вощев вошли в избу и заме­тили в ней мужика, лежавшего на лавке вниз лицом. Его баба при­бирала пол и, увидев гостей, утёрла нос платком, отчего у ней сейчас же потекли привычные слёзы...

- Мужик-то который день уткнулся и лежит... Баба, говорит, посуй мне пищу в нутро, а то я весь пустой лежу, душа ушла изо всей плоти, улететь боюсь... А как лошадь взяли в организацию, так он лёг...»

«Старый пахарь Иван Семёнович Крестинин целовал молодые деревья в своём саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.

  • Не плачь, старуха, - говорил Крестинин... - А деревья эти - моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществ­ляться в плен!»

«...В ожидании колхоза безубыточные мужики содержали ло­шадей без пищи, чтоб обобществиться лишь одним своим телом, а животных не вести за собою в скорбь».

Учитель. И снова мне хочется подвести итог строками из ро­мана Платонова:

«Вощев лежал в стороне и никак не мог заснуть без покоя ис­тины внутри своей жизни, тогда он встал со снега и вошёл в среду людей.

  • Здравствуйте! - сказал он колхозу, обрадовавшись. - Вы ста­ли теперь, как я, я тоже ничто».

Факт. В деревню к концу 20-х годов стали поступать трак­торы и другая техника. Для контроля над ней были созданы машинно-тракторные станции - МТС, которых насчитывалось несколько тысяч. К концу 30-х годов в их ведении были сотни тысяч единиц техники. Конечно, МТС повысили производи­тельность труда, значительно облегчив многие тяжёлые рабо­ты. Это позволило государству забирать у села новые миллио­ны работников в города. Но с помощью МТС государство дополнительно выгребало из колхозов продукцию (в 1940 г.- 14,2 млн тонн), поскольку их «услуги» были обязательны для колхозов, а цены устанавливались партийными органами.

Учащиеся. Принцип огосударствления МТС.

Факт. В перечне признаков кулацких хозяйств, опублико­ванном в 1930 году, были записаны такие «критерии»: наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; заня­тие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечислен­ных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его от­носили к кулацкому. За отказ вступать в колхоз человека ли­шали избирательного права (такая категория крестьян получила название «лишенцы») и тоже раскулачивали.

Учащиеся. Запрещение аренды, наёмного труда, раскулачива­ние, лишение гражданских прав.

Подведение итогов по второму вопросу плана.

  • Что такое коллективизация? (Определение).

  • Причины её проведения.

  • Сроки коллективизации.

  • Принципы проведения коллективизации.

Разобрав причины, определив сроки и начало проведения на основе тех принципов, о которых уже шла речь, попробуем выяс­нить, к каким последствиям это привело.

7. Результаты коллективизации. Работа по третьему пункту плана.

Задание 8. Выявить результаты коллективизации.

Знакомство учеников с от­рывками из документальных свидетельств современников.

Чтение отрывков.

  1. й ученик: После поездки на Украину 6 февраля 1930 г. С. Орджоникидзе говорил: «Есть ли перегибы? Есть. И есть без­образные... В самом деле- на кой чёрт курей обобществлять? В одном селе мужики, узнав об этом, зарезали 125 кур, купили вод­ки и выпили под курей: «Хоть напоследок поесть курочки».

  2. й ученик: Интересно обратиться к заголовкам статей и вы­держкам из тех, которые были помещены на первой странице «Экономической жизни» за 16 октября 1929 г.: «Колхозы должны стать первыми. На деле же они часто плетутся в хвосте». «Сталин­градские колхозы недопустимо отстают», «Многие сибирские кол­хозы слабо сдают хлеб», «В сентябре по Сибири заготовлено 25% от плана колхозного хлеба». «Большинство руководителей колхо­зов относятся к ударным заданиям безразлично».

  3. й ученик: М. Шолохов в письме к Сталину: «Кобылы жере­бились, и жеребят пожирали свиньи, и всё на глазах у тех, кто ночи недосыпал, ходил и глядел за кобылицами».

  4. й ученик: Начавшееся в феврале - марте 1930 г. массовое раскулачивание вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. чел. Начинается отток не только кулацких, но и середняцких крестьянских семей в город. Становит­ся массовым убой скота. В России и на Украине за хищнический убой скота было осуждено в 30-е годы около 12 тыс. крестьян.

Беседа.

  • Каким будет настрой крестьян по отношению к проводимой коллективизации?

  • У всех ли он будет одинаков?

  • Только ли отсутствие машин и техники на селе было причи­ной отставания колхозов?

  • Был ли, на ваш взгляд, 1929 год годом «великого перелома»?

  • Предположите, останутся ли без внимания настроения и со­бытия в стране?

Учитель. Прокатившаяся в начале 1930 г. волна восстаний обеспокоила руководство страны. 2 марта 1930 г. в «Правде» появ­ляется статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы, подчёркивалась необходимость соблюдения принципов добровольности коллективизации. При этом вся ответ­ственность за допущенные «искривления», «чиновничье декрети­рование», «недостойные угрозы по отношению к крестьянам» и т. п. перекладывалась на местных работников, обвинённых в «го­ловотяпстве», в «самомнении и зазнайстве», в «авантюристских попытках» в два счёта «разрешить все вопросы социалистического строительства». Тем не менее достигнутый к 20 февраля 50% уро­вень коллективизации объявлялся в этой статье успехом, свиде­тельствующим, что «коренной поворот деревни к социализму мож­но считать уже обеспеченным».

Обращение к иллюстрации (фрагмент романа «Поднятая целина» «Колхозники читают статью Сталина «Головокру­жение от успехов»). Чтение фрагмента - гл. 28, возможно инсценирование или чтение по ролям.

Местные организации, активисты колхозного строительства были поставлены в крайне тяжёлое положение. На многих обруши­лись суровые наказания, вплоть до судебных репрессий. Причём эти карательные меры проводились теми же лицами и органами, которые сами и навязали нелепую и пагубную гонку темпов кол­лективизации. Не случайно в мае-июне 1930 года, когда шла под­готовка к 16 партийному съезду, на партийных собраниях в пер­вичных организациях многие коммунисты выступили с резкой критикой сталинской политики коллективизации, развязанного сверху насилия над крестьянами и отсутствия честности в оценках происхождения и характера допущенных ошибок и перегибов. Оставалось загадкой, что же нужно делать: исправлять создавшееся положение или закреплять его?

Задание 9. Зная принцип партийного руководства «наступить - отступить», предположите дальнейший ход событий в деревне.

Предположения учащихся.

Учитель. «Прилив» (декабрь 1929-март 1930 г.) резко сменил­ся «отливом» (март-август 1930 г.).

  • Лопнули «дутые» и насильственно созданные колхозы. В них осталось 21% крестьянских хозяйств.

  • Руководство страны начинает оказывать помощь колхозам в виде налоговых льгот, зато увеличивает ставки сельхозналогов для единоличников. 1930 г. дал высокий урожай, что позволило увели­чить государственные заготовки зерна.

  • В феврале-марте 1931 г. началась новая волна раскулачива­ния. Страна покрылась сетью лагерей, посёлками «спецпереселенцев». Оторванные от земли сотни тысяч хлеборобов становились бесплатной рабочей силой на стройках пятилетки.

  • Другим результатом раскулачивания был рост колхозов. К ле­ту 1932 г. в них состояло уже 61,5% хозяйств.

  • Одним из итогов коллективизации стал голод 1932-1933 гг.

Задание 10. Давайте обратимся к схеме № 3.

На фоне «сплошной коллективизации» зимой разразился неви­данный голод. Он охватил примерно 25-30 млн человек. Это были зерновые районы Украины, Дона, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Казахстана.

Всё, что можно было взять из деревни в урожайном 1930 г., го­сударство выкачало. С 1928 г. страна жила по карточкам. Весну 1932 г. прожили впроголодь.

Как только созрели первые колоски, матери голодающих детей по ночам выходили с ножницами в поле. Когда началась уборка урожая, колхозники, боясь остаться после сдачи государству сель­хозпродукции без хлеба, несли зерно домой в карманах, за пазухой.

В ответ 7 августа 1932 г. был издан закон об охране социалисти­ческой собственности. В народе его назвали «законом о трёх колос­ках». За сбор колосков применялся расстрел или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. За 5 месяцев 1932 г. было осуждено 55 тыс. чел, в том числе приговорено к рас­стрелу 2,1 тыс. чел. Среди осуждённых было много женщин.

Вопрос к классу: Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся.

Учитель. Память о голоде и сталинском законе о колосках ото­звалась в военном романе М. Шолохова «Они сражались за Роди­ну». В нём дано слово старику-овчару: «Мою сноху в тридцать третьем присудили на десять лет. Отсидела семь, остальные ско­стили. Только в прошлом году вернулась. Украла в энтот голодный год на току четыре кило пшеницы. Не с голоду же ей с детьми по­дыхать?.. Вот за эти десять фунтов пшеницы и пригрохали ей за каждый фунт по годику отсидки». А в романе «Поднятая целина» автор пишет: «По хутору по­ползли слухи, что хлеб собирается для отправки за границу, что посева в этом году не будет».

Так это и было. В два голодных года за границу продано 28 миллионов центнеров хлеба. На весы брошено: на одной чаше неотвратимая смертная судьба миллионов, на другой - добывание валюты для индустриализации... Руководство страны пыталось скрыть масштабы трагедии. Упоминание слова «голод» расценива­лось как уголовное преступление, которое каралось 3-5 годами тюрьмы. Газета «Правда» летом 1933 года пишет: «Заявление о го­лодной смерти миллионов советских граждан на Волге, Украине и Северном Кавказе является вульгарной клеветой, грязным наве­том».

Кондрат Майданников в романе М. Шолохова говорит: «Какую нужду терпим, полубосые и полуголые ходим, а сами зубы сомк­нём и работаем».

- А что же Сталин говорит в утешение голодающим?

Из доклада И. В. Сталина, январь 1933 г.: «В чём состоят ос­новные результаты наших успехов? В охвате колхозным строи­тельством и в уничтожении в связи с этим обнищания в деревне...»

А вот что говорят факты: «зимою 1932-1933 года число жертв голода составило 3-4 миллиона человек» («Правда», 1988).

Здесь можно пустить по рядам фотографию из архива российской истории «Страдания и голодная смерть жителей Украины». Учащиеся высказывают свои впечатления (реализация принципа рефлексии), а затем учитель напоминает им, что за такие высказывания они могли бы полу­чить 3-5 лет лишения свободы.

Голод приостановил коллективизацию. Стали распространяться мнения о пересмотре политики в деревне. Предлагалось расширить личные подсобные хозяйства колхозников - увеличить приусадеб­ные участки, разрешить иметь двух коров и т. п. Однако руковод­ство страны в июне 1934 г. объявляет о начале нового завершаю­щего этапа коллективизации. Были повышены ставки сельхоз­налога с единоличников, на 50% увеличиваются нормы обязатель­ных поставок государству по сравнению с колхозниками.

Задание 11. Подумайте, к каким процессам это приведёт?

Ответ. В 1937 г. коллективизация завершилась. 93% крестьян­ских хозяйств были объединены в колхозы.

8. Подведение итогов.

Составление таблицы в тетради.

Результаты коллективизации

Партийно-чиновничий

класс

Крестьянство

Сельское хозяйство

  1. Окончательная лик­видация негосударст­венной экономики, что позволило увеличить объём общественного богатства, которым они распоряжались.

  2. Сосредоточение в своих руках возможно­сти распоряжаться тру­дом и жизнью народа

  1. Потеря само­стоятельности.

  2. Массовая гибель людей при раску­лачивании, голоде и репрессиях.

  3. Бесплатная ра­бота на государст­во.

  4. Полное беспра­вие, нужда, бед­ность

  1. Животноводство не опра­вилось от массового забоя скота.

  2. Валовые сборы зерна не поднялись.

  3. Увеличились сборы хлопка, сахарной свёклы и других технических культур.

  4. Техника широко вошла в жизнь колхозов.

  5. Улучшение быта колхозни­ков, развитие образования, культуры

Задание 12. Определите самостоятельно положительное и от­рицательное в итогах и результатах коллективизации, дайте собст­венную оценку.

Ответы учащихся.

2. Составление для словаря статьи о коллективизации (за­пись в тетрадь).

Коллективизация - это массовое создание коллективных хо­зяйств, осуществлённое в конце 20-30-х годов, сопровождающееся ликвидацией единоличных хозяйств. Коллективизация проводилась форсированными темпами с широким использованием насильствен­ных методов, репрессий по отношению к крестьянству. Привела к значительному разрушению производительных сил, сокращению сельскохозяйственного производства, массовому голоду 1932— 1933 года на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и других регионах. После 2-й мировой войны коллективизация проводилась по советскому образцу в странах Восточной Европы и Юго- Восточной Азии.

9. Заключительное слово учителя. С точки зрения исторического развития самым страшным ударом для страны было унич­тожение гигантского слоя мелких собственников, а без существо­вания этого класса немыслимо нормальное развитие общества. Уничтожение крестьянина-собственника навсегда подорвало про­дуктивность советского сельского хозяйства, обрекло страну на постоянную нехватку продовольствия.

Обобщённый образ эпохи великого перелома по-разному во­плотился в произведениях, с которыми мы работали на уроке.

Почему по-разному?

Можно ли говорить о двух правдах М. Шолохова и А. Плато­нова?

В период перестройки стало принято ругать роман М. Шолохова, дескать, он - гимн сталинской коллективизации. Учебники уделяют внимание «Тихому Дону», но о «Поднятой целине» - в лучшем слу­чае упоминают! У Мурина Д. Н. читаем: «Шолохов выполнил «со­циальный заказ», возможно данный лично Сталиным... Шолохов идеализировал, смягчил ситуацию... слукавил. Вряд ли оптимизм Шолохова найдёт сейчас оправдание».

Нельзя допускать безапелля­ционность! Вот слова профессора-эмигранта Н. Тимашева из статьи 1932 года: «Ни в одной книге так, как в романе Шолохова, не рас­крыт роковой, подлинно трагедийный характер «социалистического переустройства деревни...» Проницательный читатель! Пришло время перечитать обличительные страницы в сценах раскулачива­ния; обнаружить ярко выраженное несогласие со сталинским планом коллективизации в сцене столкновения посланца ЦК Давыдова и местного секретаря райкома; увидеть отсутствие добрых красок в образе Сталина (он здесь строго со служебными целями - как автор статей или репрессивных указаний); услышать разоблачения систе­мы, вложенные в уста Половцева или Щукаря (например, о крепост­ничестве, что грядёт колхозникам!) Нет, произведение М. Шолохова не гимн сталинщине. Это честная фотография действительности по возможностям 30-х годов.

Благодаря историческим фактам, о которых мы узнали на уро­ке, мы можем сказать, что художники, и М. Шолохов, и А. Плато­нов, правдиво изобразили события коллективизации. Значение этих произведений бесспорно. Оба помогают нам сделать очень важный вывод: коллективизация проводилась «на костях, крови и слезах» простых людей. Это была величайшая трагедия!

Домашнее задание. Прочитайте повесть А. Платонова «Впрок». Охарактеризуйте её с точки зрения «хроники» коллекти­визации (найдите «конкретику»), почему это повесть-предупреж­дение, повесть-тревога?

Дополнительное задание. Составьте историко-литературный календарь коллективизации.

Для иллюстрации можно использовать следующие художест­венные произведения: «Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Муравия» А. Твардовского, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Хлеб для собаки» В. Тендрякова.


Литература:

История-Литература: Интегрированные уроки. 11 класс/Авт.-сост. Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. - Волгоград: Учитель, 2003.-174 с.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!