СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль исторических источников в обучении учащихся Карабахских реальностей»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правда заключается в том, что об истории одной страны и одного народа историк может сказать, примерно, то же самое, что и сам народ этой страны о себе. Азербайджан со своими обширными территориями и богатой историей занимает свойственное себе географическое и стратегическое место среди Восточных и Западных стран, с их общественно  - экономической и политической жизни.

Просмотр содержимого документа
««Роль исторических источников в обучении учащихся Карабахских реальностей»»



«Роль исторических источников в обучении учащихся Карабахских реальностей»

Правда заключается в том, что об истории одной страны и одного народа историк может сказать, примерно, то же самое, что и сам народ этой страны о себе. Азербайджан со своими обширными территориями и богатой историей занимает свойственное себе географическое и стратегическое место среди Восточных и Западных стран, с их общественно - экономической и политической жизни.

Говорят, знание и ум как правая и левая рука. Когда они объединяются, быстро достигается любая цель. Прежде чем исследовать историю любой страны надо исследовать ее исторические отношения с соседними странами и на основе этих исследований можно многое узнать об этой стране, это является испытанным методом. В наше время одним из требований к уроку историй является его эффективность. Для достижения эффективности учитель должен знать все детали, компоненты и связи этого процесса и внедрять учащимся каждый раз.

История - это зеркало прошлого, всегда играла важную роль в истории, было фильтром в мышлении человечества. История средневековья имеет особое значение. В связи с этим история Азербайджана ХVIII-XIX веков играют важную роль в изучении исторических источников и научных монографий. Для развития и продвижения образования, глобальные задачи, возложенные перед ним, для того, чтобы достигать нужные цели, надо использовать мировой опыт. От этого зависит будущее нашего национального образования.

С начала XIX века армяне начали переселяться на наши исконно исторические земли. Это было результатом того, что во время русско-иранской войны наша территория была разделена на две части. Наша добросердечность, открытость позволила армянам переселяться в наши земли. Мы просто пожалели их… и зря. История показала, что не надо было их жалеть…

Я, историк и преподаю уроки историю Азербайджана в IX классе «Карабахское ханство», в X классе «Массовое переселение армян на Северный Азербайджан», XI классе «Карабахская война». В процессе преподавания темы рассказываю учащимся о героизме соотечественников, как они сражались против армянских головорезов, о Ходжалинской трагедии, где армяне показали свое истинное лицо фашиста. Мои ученики внимательно слушают и делают выводы. Они собирают сведения о героях, слушают воспоминания своих дедов, отцов, родственников. Это оказывает положительное влияние с одной стороны, с другой стороны растет любовь моих учеников к родной земле и своим героям, к своей Родине.

С помощью летописи «Карабахнаме» можно более обширно, более точно передать всю правду о Карабахских реальностях.

Одним из исторических источников является «Карабахнаме» Мирзы Адыгезал бека. Автор родился в конце 80-х годах ХVIII века в Шуше. Хочу отметит, что Мирзы Адыгезал бек наряду с азербайджанским языком прекрасно знал арабский, персидский, русский и старотурецкий языки. В 1801 году после объединения Грузии с Россией Адыгезал бек работал в русских учреждениях как переводчик конфиденциальных писем. В фундаментальным труде «Гюлистан-и-Ирам» А. Бакиханого и в своем произведении М. Адыгезал бека есть интересный факт, что он восстановил Мавзолей Низами Гянджеви. Произведение написано в 1845 году. Здесь рассказывается о политическом положении Карабахе с 1736 года до 1828 год. Произведение состоит из введения, 12 частей и концовки. Однако, в отличие от Бакиханова несмотря на то, что произведение написано на родном языке, письменно написал другой человек – каллиграф.

Надо отметит, что работа было переведена и на армянский язык. Мирза Адыгезал бек умер в 1848 году и похоронен в селе Рагимли в Геранбое. (Источник. Азерб. ССР ЭА Доклады, № 5, 1948-ой год). («Карабахнамэ» I книга. Баку 1991 стр.5- 102).

Другой источник - это произведение Мирзы Юсифа Карабаги «История-Сафи». М.Ю.Карабаги (1798-1864) является одним из летописцев. Он написал это произведение на персидском языке и обяснил почему называется так. «Я некоторое время занимался чтением книг, в совершенстве изучил их и решил написать историю без обман, написать правду, только достоверными фактами, потому что видел всю фальсификацию истины». («Карабахнамелер» Баку.1991.II книга. стр. 6-8). Здесь интересно то, что Мирза Юсиф (Нерсесов) был армянином, человеком армянского происхождения, несмотря на это он не отрицает их мошенничество.

Другой источник – после Мирзы Адыгезал бека об истории Карабаха на азербайджанском языке написал Мир Мехти Хазани «Книга об истории Карабаха». Автор пишет «Эта книга состоит из введения и из 24 частей и концовки». («Карабахнамелер». II книга. Баку. 1991. стр. 97).

В книге подробно описаны состояние Карабаха во времена Сефевидов, о тех временах, когда Гянджа была центром Карабахского бейлербейлика. В то же время автор рассказывая о Зиядоглулар, помимо этого о Панахали хане, о его родословне, а также об основании и реконструкции города Шушы в территории Карабахского ханство о меликах «Хамса». Причем, особенно выделяется то, что мелики не были армянского происхождения.

В VII главе произведении рассказывается как чар Грузии Иракли II в 1752 году взял в плен Панахали хана, Карадагского хана – Казим хана, Нахичеванского хана – Гейдаркулу хана, Гянджинского хана – Шахверди хана и как Гаджи Челеби спас этих ханов, и как хан Урмии – Фатали хан Афшар вошел в Карабах, взял в плен Ибрагимхалил ага и увез его в Урмию и как Ибрагимхалил ага взял власть в свои руки. Первое нашествие Ага Мухаммед хана Гаджара и русского генерала Зубова в Азербайджан, политика азербайджанского ханства по этому направлению, второе нашествие Гаджара и казнь М.Панах Вагифа, после смерти Гаджара правил ханством Фатали шах, его отношения с Ибрагимхалил ханом, все происходящее в 1800-1803 годах, нашествие Сисианова Гянджинское ханство, смерть Джавад хана, договор «Кюрекчай», в 1806 году казнь Ибрагимхалил хана и членов его семьи, объявление Мехтикулу аги ханом, а также о договоре «Гюлюстан» в 1813 году, в 1826 году началась война между Россией и Ираном, оккупация Тебриза (в 1827 г. 13 октября), о договоре «Туркменчай» в 1828 году – это очень нужные и интересные сведения. И в конце книги отмечается, что 1747-1828 годах в Карабахе велись строительные работы и краткое сведения о городах Карабаха. Глубоко любящий свой родной язык Мирмехти Хазани написал произведение и для детей, и опубликовал его в 1884 году.

Четвертый источник – еще более интересен. Автор книги «Ахвалати-Карабах» Бахарлы является внуком Мирзы Вали Бахарлы, который был близким помощником Ибрагим хана. В произведении автор пишет об архитектурных памятниках, исторических личностях, о традициях, этнографии Карабаха. Как написано в самом источнике «… книга было написано по мусульманскому календарю 1306г, а по христианскому календарю 1888 г.» В книге автор пишет, что Карабах имеет многовековую историю. Книга состоит из 12-ти частей. В книге указаны как обосновался крепость Шуша, о правителях Карабаха, о его известных, остроумных людях, об экономике, о традициях, о фольклоре Карабаха. Одним из интересных аспектов является информация об архитектуре города. Главным «мехелле» города считали «Хан еви» («Дом Хана»), а их всего было около 20-ти. Шуща в то время был центром культуры, торговым центром, кроме этого в городе были месчиди (храмы), караван-сараи и магазины. В книге написано и о талантливых учителей, о людях, которые занимались наукой, воспитывали всесторонне развитых, одаренных детей. Дети помимо родного языка знали персидский, арабский, русские языки. Они свободно говорили и писали на этих языках. Автор указывает, что кроме родного языка надо изучить и иностранные языки. (Источник «Карабахнамелер». II книга. Баку. 1991. стр. 271 - 306)

В процессе обучения учащиеся должны узнать правду о Карабахе, должны при исследовании прийти к выводу, каковы на самом деле были намерения армян. Практика показывает, что при проведении такого урока в процессе обучения ученики еще ближе знакомятся, гордятся историей родной земли. И это вдохновляет их еще больше любить и дорожить репутацией своей Родины.

Источники и литературы:

1. Источник. Азерб. ССР ЭА Доклады, № 5, 1948-ой год).

2. Аббас - Кули - Ага Бакиханов « Гюлистан- и Ирам» Баку 1991.

3. «Карабахнамелер» I и II книги. Баку 1991.

4. Й. Сафаров «Древний Азербайджан: что мы знаем». Баку 1989

5. YouTube: http://youtu.be/VyJqqRb3jyE

Азербайджанская Республика, город Ширван, учитель истории средней школы № 11 им. Т. Багирова Асадов Сейюб Асад оглы.

[email protected]

[email protected]

Skayp: seyyub.asadov

Tel: +994 050 354-82-73; +994 (055) 345-93-09

5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!