Роль классного руководителя в становлении курсового коллектива
Каждый человек понимает, что личность и коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Моя задача- определить как и в чём они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный руководитель, что может позволить построить отношения «личность + коллектив» и что должно стать фундаментом, основой этого.
Большую роль в социальном становлении студентов играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого студента, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплочённые группы или несплочённые. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности.
Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.) в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования.
Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплочённой группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать её специфику (например возраст), особенности её сплочения.
Критерии коллектива:
- групповая направленность;
- способность группы к самоуправлению;
- подготовленность группы к совместной деятельности.
Показатели развития коллектива:
- интеллектуальная коммуникативность
(межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);
- эмоциональная коммуникативность
(общение и поддержка в радости и горе);
- волевая коммуникативность
(способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)
Личность – лидер
Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство эмоций, воображения, морально – этических ценностей.
Термин «личность» взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста.
Само происхождение понятия определяет особое его содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общественных отношений.
Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.
Коллектив
Коллектив – это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому студенту приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества.
Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт.
Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственности зависимости. Они являются основными в коллективе.
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений на курсе, имея в виду их стержень – деловые связи студентов. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.
А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».
Доминирующий фактор сплочения:
- общие интересы;
- стремление приспособиться в специфических условиях;
- авторитет лидера;
- наличие социальных норм.
Принцип сотрудничества:
- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся;
- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;
- диалогичность в общении;
- отсутствие страха;
- использование чувства юмора;
- не бояться сделать ошибку и признать её.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания.
Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме – плану(определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.
И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.
Проект решения педсовета.
Принятие рекомендаций педсовета.
Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:
1) Открытость деятельности классного руководителя:
«Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
2 ) осуществление обратной связи:
После каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
3)сотворчество (сотрудничество в творчестве);
4)успешность (с использованием инструмента оценки);
5) свобода выбора;
6) целевая направленность на конкретный результат дела;
7) привлекательность деятельности.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы не получится. Для этого необходимо немногое:
открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),
сотворчество (сотрудничество в творчестве),
успешность (использовать инструмент оценки),
свобода выбора,
целевая направленность (конкретный результат дела),
привлекательная деятельность.
А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения – многие наши проблемы будут решены.