СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в формировании коллектива студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль классного руководителя в формировании коллектива студентов

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в формировании коллектива студентов»

Роль классного руководителя в становлении курсового коллектива

Каждый человек понимает, что личность и коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Моя задача- определить как и в чём они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный руководитель, что может позволить построить отношения «личность + коллектив» и что должно стать фундаментом, основой этого.

Большую роль в социальном становлении студентов играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого студента, а различные отношения создают разные группы. Это  могут быть сплочённые группы или  несплочённые. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности.

Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.) в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый  момент своего существования.

Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплочённой группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать её специфику (например возраст), особенности её сплочения.

 Критерии коллектива:

- групповая направленность;

- способность группы к самоуправлению;

- подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива:

- интеллектуальная коммуникативность

(межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);

- эмоциональная коммуникативность 

(общение и поддержка в радости и горе);

- волевая коммуникативность

(способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)

Личность – лидер

Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство эмоций, воображения, морально – этических ценностей.

Термин «личность» взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста.

Само происхождение понятия определяет особое его содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общественных отношений.

Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

Коллектив

Коллектив – это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому студенту приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества.

 Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт.

Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственности зависимости. Они являются основными в коллективе.

Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений на курсе, имея в виду их стержень – деловые связи студентов. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь   в трудную минуту».

Доминирующий фактор сплочения:

- общие интересы;

- стремление приспособиться в специфических условиях;

- авторитет лидера;

- наличие социальных норм.

Принцип сотрудничества:

- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

- беспристрастность в оценке поступков учащихся;

- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

- диалогичность в общении;

- отсутствие страха;

- использование чувства юмора;

- не бояться сделать ошибку и признать её.

Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива,  и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания.

Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме – плану(определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.

И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения,  многие наши проблемы будут решены.

Проект решения педсовета.

Принятие рекомендаций педсовета.

Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

1)    Открытость деятельности классного руководителя:

«Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;

2 ) осуществление обратной связи:

    После каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;

3)сотворчество (сотрудничество в творчестве);

4)успешность (с использованием инструмента оценки);

5) свобода выбора;

6) целевая направленность на конкретный результат дела;

7) привлекательность деятельности.

Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы не получится. Для этого необходимо немногое:

  • открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),

  • обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),

  • сотворчество (сотрудничество в творчестве),

  • успешность (использовать инструмент оценки),

  • свобода выбора,

  • целевая направленность (конкретный результат дела),

  • привлекательная деятельность.

А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения – многие наши проблемы будут решены.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!