СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Являясь классным руководителем 6 класса, представляю свое выступление "Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости" на педагогическом совете "Роль всех участников образовательного процесса в повышении образовательных результатов".

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости обучающихся»

Выступление на педагогическом совете «Роль всех участников образовательного процесса в повышении образовательных результатов». Тема: «Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости обучающихся» Комарова Н.А. (учитель биологии, классный руководитель 6 класса)


Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов.

В современных условиях классный руководитель призван постоянно заботиться о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся.

Классный руководитель - это педагог-профессионалявляющийся для растущего человека:

  • духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

  • организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

  • организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,

  • помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

  • координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов, влияющих на становление и развитие воспитанников;

  • создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Работа классного руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

В классах с любой успеваемостью следует развивать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться повышения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители. Таким образом, классный руководитель сотрудничает в этом деле со следующими субъектами: учителями-предметниками, родителями, самими учащимися.

Координируя усилия всех субъектов образовательного процесса (родители, учителя, ученики), классный руководитель создает необходимые условия для самообразования и саморазвития воспитанников.

Каковы же функции классного руководителя по работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучащающимися?

Функции классного руководителя по работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

1. Следит за успеваемостью учащихся, анализирует результаты обучения.

2. Выявляет причины неуспеваемости через индивидуальные беседы с учащимися, сотрудничество с предметником, с психологом, логопедом, учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)

  • недостаточная домашняя подготовка

  • низкие способности

  • нежелание учиться

  • инфантилизм

  • недостаточная работа на уроке

  • необъективность выставления оценки на уроке

  • большой объем домашнего задания

  • высокий уровень сложности материала

  • другие причины

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

3. Контролирует посещаемость, выясняет причины пропусков (уважительные, неуважительные).

4. Сотрудничает с учителями - предметниками, при необходимости оказывает помощь ученику в установлении контакта с учителем – предметником.

5. Следит за результатами обучения больных учащихся, учащихся, находящихся на домашнем обучении, учащихся, пропустивших занятия по уважительным причинам.

6. Своевременно информирует родителей о пропуске уроков.

7. Проводит информационно-просветительскую работу, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

8. При отсутствии положительного результата классный руководитель ставит в известность администрацию школы о низкой успеваемости учащегося и выходит с ходатайством о проведении малого педсовета или совета профилактики.

9. Ведёт карту контроля работы с учащимся, нуждающихся в коррекции.





Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача учителя, классного руководителя, всего коллектива школы.

Выделяют три основные причины неуспеваемости:

1)физиологические проблемы (частые болезни...)

2)психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);

3)социальные:

А) неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, отрицательное влияние извне – улицы, друзей.

Б) снижение ценности образования в обществе,

В) проблемы организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Моя деятельность как классного руководителя по профилактике неуспеваемости в классе складывается из следующих моментов:

А) работы с учащимися (индивидуальные беседы, анкетирование уч-ся, своевременное выставление оценок в дневник, направление к психологу, социальному педагогу);
Б) работы с учителями-предметниками(постоянная связь с предметниками, получение информации перед родительским собранием о пробелах в знаниях учащихся, которые требуют быстрого решения. Вовремя выставленные оценки по различным предметам позволяют кл. руководителю довести до сведения родителей информацию о задолженности учащихся.

В) работы с родителями (анкетирование родителей, беседы, встречи)

Работа с родителями.

Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Перед собранием всегда собираю информацию от учителей-предметников о «проблемных» учениках. Когда говорю, что существуют проблемы у некоторых учеников по успеваемости, разбираю и предлагаю родителям возможные пути решения (сдача задолженностей, зачетов). Здесь и необходима информация от учителей-предметников о возможности сдать (пересдать) материал для получения удовлетворительной оценки. Обращаю внимание на недостаточную домашнюю подготовку и отсутствие контроля со стороны родителей. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником.

Большое значение имеют индивидуальные встречи родителей с учителями-предметниками, организованные кл. руководителем, или по инициативе самих родителей.

Они способствуют усилению контроля со стороны родителей, что позволяют иногда избежать неудовлетворительных оценок за четверть

На повышение успеваемости учащихся должен работать комплекс мер: внеурочная деятельность, работа с родителями, работа учителя- предметника на уроке, воспитательная работа в школе.

После выявления пробелов в знаниях начинается работа с неуспевающими. Классного руководителя должна интересовать обстановка в семье отстающего учащегося. Для этого проводятся встречи с родителями, разрабатываются совместные действия для улучшения усвоения базовых знаний ребенком.
Индивидуальная работа с неуспевающими детьми классным руководителем — это 50% успеха. Родители также должны быть заинтересованы в успешной учебе ребенка и всячески содействовать учителям... 
Но как бы то ни было, такой ученик - всего лишь ребенок, которому следует помочь в учении, и, может быть, в преодолении себя.
Я, как классный руководитель обязана выявлять причины неуспеваемости через индивидуальные беседы с учеником и родителями. Причем беседы эти должны быть доброжелательными, потому что оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков, потому что ученик, не справляющийся с учебой, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны коллектива – это не всегда по плечу даже взрослому, а тем более подростку. 
В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть, ребенку именно в этот момент не хватает внимания, отсюда смена психологического настроения, тревожность, часто дети так реагируют и на семейные неурядицы. Что-то новое в работе с неуспевающими изобрести сложно. Помочь детям в этом может только содружество взрослых: учителей-предметников, родителей и классного руководителя.
И здесь всем важно идти в одном направлении

  • Я обязана знать о пробелах в знаниях учеников, о пропусках уроков и сразу же говорить об этом с родителями, поскольку контроль и вовремя оказанная помощь-половина пути к успеху.

  • Очень правильная форма работы с родителями - вечера открытых дверей. Перед встречей с предметниками, проанализировав учебную ситуацию, рекомендую родителям обязательное посещение преподавателей тех предметов, по которым вижу затруднения. И это не только неудовлетворительные оценки, но и, может быть, неровные результаты, которые говорят об отсутствии системности в подготовке ученика.

  • Важно, чтобы у родителей не было недостатка в информации, хотя, конечно, это далеко не всегда зависит от классного руководителя и учителя-предметника.

  • Кстати, я всегда предупреждаю, что буду вынуждена позвонить родителям. На мой взгляд, нужно быть осторожным с передачей стрессовой информации. К встрече с родителями я готовлюсь, поскольку полагаю, что каждая встреча должна стать для них полезной и результативной; нет смысла приглашать, чтобы сообщить о неуспеваемости, для этого достаточно телефонного звонка, необходимо предлагать совместные пути выхода из ситуации.

  • С пятого класса в своей работе я стараюсь проводить чередование творческих поручений. Слабоуспевающие ученики, как правило, нерешительны, а смена поручений позволяет найти такой вид деятельности, где ребенок будет чувствовать себя успешным: организация мероприятия, или уход за цветами, или подборка тематического материала в газету.

  • Важно создать для ученика ситуацию успешности и закрепить ее практическими заданиями, важно дать ребенку почувствовать удовольствие от хорошо сделанной работы и через это попробовать повлиять на отношение к подготовке уроков. Безусловно, очень важна здесь роль учителя-предметника, дающего возможность слабому ученику дать красивый ответ. А это возможно только при взаимопонимании предметника и классного руководителя. Я рада, что среди педагогов, работающих в моем классе подобрался именно такой коллектив учителей, которые всегда с пониманием относятся к просьбам классного руководителя.

  • Среди поручений группам в классе есть учебный сектор, который с 5 класса и сейчас с удовольствием проверяет дневники на аккуратность заполнения и полноту записи домашнего задания, и, что очень важно, объясняет непонятое тем, кому это требуется. Например, один ученик всем желающим помогал по математике, другой - по русскому, причем именно объясняя, а, не давая тетради для копирования. Хотя и такое бывает тоже. Кроме прочего, это формирует и отсутствие высокомерия у успешных. Такая работа важна вдвойне: объясняют тем, кто не понял, и повторяют сами. Сильные ученики не отказывают помощи тем, кто не справился с заданием. 

  • В 6 классе для группы учеников запись домашнего задания в дневники не всегда актуальна, а для их родителей - очень волнующей. Тогда я создала беседу ВКонтакте сначала с единственной целью - вести общение через социальные сети. Некоторые родители подписались в группу, выполнение уроков стало контролировать легче. Ведь информация о домашнем задании очень важна. Это еще один момент в моей работе по предупреждению неуспеваемости.
    Желательно, в идеале, проводить отслеживание результатов контрольных работ по разным предметам и беседы с родителями об этом.
    Кроме того, правильной считаю вести работу по проведению общественных смотров знаний с приглашением родителей. Пусть такая деятельность требует большей подготовки, она окупается знаниями ребят. Стыдно показаться неучем перед родителями одноклассников. И родителям тоже полезно посмотреть на своих детей в учебной обстановке и в сравнении с другими учениками.
    Конечно, есть в моей работе и печальная практика малых педсоветов со слабоуспевающими учениками и их родителями. Безусловно, этот шаг должен быть самым крайним, когда не помогают личные беседы, встречи с родителями, беседы с учеником и учителем-предметником. 
    К сожалению, нехватка времени не позволяет в своей работе проводить совещания с учителями-предметниками и кл. рук-ль ограничивается личными беседами с ними. Такая форма могла бы быть полезной для более широкой картины отношения к обучению учеников класса. Но никогда не поздно начать…
    В заключение мне хотелось бы привести стихотворение

Е.Аксельрода   «Плохой ученик»:

Был ученик не слишком хваток:

Немало измарал тетрадок,

Набрался двоек  –  в прах и пух!

Учителя рыдали вслух…

Особо ж  –  точные науки

Он не любил, стонал от скуки:

От арифметики  –  удар,

Урок по физике  –  кошмар!

Сказал директор: «Нихт ферштейн, 

–Ты что, глупец, Альберт Эйнштейн?»

Ответил тот на свой манер:

«Всё относительно, майн Херр».

Мы не можем предугадать взлетов и падений наших детей, но должны очень постараться быть для них примером заботы, искренности, доброты, честности в отношениях. Чтобы через много лет своим детям они могли сказать: « У МЕНЯ БЫЛА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. МНЕ ТАМ БЫЛО ХОРОШО».




приложение 1

Класс / кл. руководитель

Неуспеваюшие обучающиеся

5 класс / Другова Е.Н.

  1. Заводевко М.

  2. Коновалюк И.

  3. Пшенников Н.

6 класс / Комарова Н.А

  1. Гусейнов М.

  2. Расоян С.

  3. Саргсян Н.

  4. Шангин С.

7 кл. / Коновалова А.С.

  1. Арутюнян Л.

  2. Богданов Д.

  3. Богданов К.

  4. Жидовец А.

  5. Мингалеев Р.

  6. Хрусталев Е.

8 кл. / Ерусланова О.В.

  1. Денисов В.

  2. Зорин Д.

  3. Игнашов С.

  4. Кононова Анас.

  5. Коркишко Р.

Причины неуспеваемости

Предотвращение неуспеваемости

-низкие способности

- нежелание учиться

- личная неорганизованность

- отсутствие волевых усилий

- отсутствие системности домашнего режима

- невыполнение требований учителя

- недостаточная работа на уроке

- необъективность выставления оценки на уроке

- большой объем домашнего задания

- высокий уровень сложности материала

- психо-физиологические особенности ребёнка (недостаточное владение общеучебными умениями и навыками)

- пропуск уроков (по уваж. или неуваж. причине)

- языковый барьер

а) работы с обучающимися

- индивидуальные беседы с обучающимися;

- рейтинг, отражающий успеваемость

(количество «5» и «2» у кого больше)

- своевременное выставление оценок в дневник;

- направление к социальному педагогу;
б) работа с учителями-предметниками

- постоянная связь с предметниками;

- получение информации перед родительским собранием о пробелах в знаниях учащихся, которые требуют быстрого решения;

- вовремя выставленные оценки по предметам в дневник;

в) работа с логопедом, психологом


г) работа с родителями

- беседы, встречи;

- довести до сведения родителей; информацию о задолженности учащихся; - индивидуальные встречи родителей с учителями-предметниками


Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача учителя, классного руководителя, всего коллектива школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!