Роль классного руководителя в развитии
у учащихся лидерского потенциала, организаторских способностей
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
(Антон Семёнович Макаренко)
Классный руководитель – это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности.
Классный руководитель оказывает ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении, как координатор целостного педагогического процесса. Особое внимание обращает на проблемы жизненного самоопределения и формирование жизненных планов старшеклассников, ориентацию для приобретения навыков для будущей профессии. Становится, таким образом, координатором раскрытия творческого потенциала ученика.
Задачи классного руководителя в организации ученического самоуправления в классе:
создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
формировать толерантность, умение общаться.
реализовать интересы каждого учащегося.
Функции классного руководителя в организации и корректирования классного самоуправления:
1. В начальном звене работа классного самоуправления ведется под чутким руководством классного руководителя. Здесь главную роль играет инструктаж и высокая требовательность со стороны педагога.
2. В среднем звене начиная с 5 класса, классный руководитель старается показать воспитанникам, что они участники совместной деятельности педагога и детей. Всю работу учитель и ученик выполняют сообща, где классный руководитель лишь контролирует выполнение поручений.
3. В старшем звене педагог больше выполняет функцию наблюдателя, а не помощника, так как дети всю работу выполняют самостоятельно.
Принципы, которыми руководствуется классный руководитель при формировании классного ученического самоуправления:
1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать.
3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
4. Самодеятельность – развивать творчество, активность, самостоятельность учащихся.
5. Создание в классе микроклимата сотрудничества учителей, учеников, родителей.
Классный руководитель, выстраивая свою работу по организации самоуправления, должен предположить результаты.
Главными результатами должны быть такие личностные качества учащегося, как:
1.способность к самоорганизации;
2.способность организовывать других;
3.способность принимать решения;
4. быть ответственным и дисциплинированным.