«Роль кукольного театра в изучении
иностранного языка»
Город Уфа
МБОУ «Гимназия № 3»
Учитель немецкого языка: Хисматуллина Ф.Б.
«Великая цель образования –
это не знания, а действия»
(Герберт Спенсер).
Введение.
В условиях работы по новым ФГОС все больше возрастает роль предмета «Иностранный язык». Особое внимание уделяется целям изучения иностранного языка, его вкладу в решение основных педагогических задач. Целью обучения иностранному языку на начальном этапе является формирование элементарной коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
В условиях работы по новым ФГОС приоритетными становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Ключевой становится такая компетенция образования, как «научить учиться». Обучение строится на системно-деятельностном подходе, оно должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие, который основывается на следующих принципах:
- Принцип деятельности
-Принцип непрерывности
- Принцип целостности
-Принцип психологической комфортности
-Принцип вариативности и комфорта
Иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций».
Как сделать так, чтобы развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходило наиболее эффективно?
Изучаю имеющийся опыт, мы пришли к выводу, что это игра, а именно- театр.
2. Кукольный театр как способ реализации системно- деятельностного подхода и как разновидность ролевой игры на уроках иностранного языка обладает всеми её свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка,
И выполняет в учебном процессе 4 функции:
Мотивационно- побудительная
Обучающая
Воспитательная
Ориентирующая.
Вместе с тем игра с куклой как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые особенности. Возможны следующие функции куклы на уроке:
Кукла – образ:
Кукла – модель ситуации:
Кукла – собеседник, партнёр:
Кукла – третье лицо, предмет разговора:
Таким образом, ролевая игра с куклой является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Кукольный театр- это не только красочное представление, но и эффективное средство изучения немецкого языка, вызывает интерес и мотивацию к изучению языка, приобщает к культуре и традициям страны изучаемого языка. Несмотря на небольшой, но яркий опыт работы в сфере драматизации, хотелось бы поделиться с вами секретами интересной и эффективный работы на уроке.
3. Из опыта работы с кукольным театром.
Приемы драматизации нужно как можно чаще вводить на уроках. Для этого достаточно 2-3 минутных разминочных диалогов в начале урока и закрепляющие диалоги, монологи в конце урока, если остается время.
Вначале ученики играют простыми пальчиковыми куклами, изготовленными из бумаги или куклами-перчатками, которые учащиеся изготавливают сами. Использование самодельных кукол, на мой взгляд, более эффективно, чем принесенные из дома игрушки.
К концу изучаемой темы у ребят накапливается достаточный запас слов и отрепетированных действий для постановки небольшого спектакля как в настоящем кукольном театре.
В ходе подготовки пьесы драматический метод позволяет продуктивно работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией. И главное, что цель изучения реплик и монологов вполне ясна, реальна и важна для детей. Каждая личность в ходе подготовки к спектаклю реализует свои творческие способности, умение сотрудничать, находить компромиссы, умение отстаивать свою точку зрения, проявлять характер и работа ть над собой как личности. Эта цель – маленький спектакль.
Мне стало интересно, а как сами учащиеся ответили бы на вопрос о новой инновационной технологии.
В своих анкетах учащиеся отмечают “интерес”, “необычность обстановки”, “популярность среди одноклассников и учеников других классов”. Они ” хотят продолжать эту деятельность”, “ по-новому видят учителя и одноклассников”. Есть желающие “самостоятельно написать сценарий.”
Проведенный среди актеров кукольного театра анонимный опрос показал, что мотивация к изучению немецкого языка стала даже выше на 15 %.
Кукольный театр «Wunderkinder» на немецком языке работает в нашей гимназии с 2011 года. Работа по организации кукольного театра требует от учителя много времени, сил и средств. Но, как показали итоги опроса, результат того стоит. Кроме всех прочих положительных моментов, уровень успеваемости по немецкому языку в группе детей, участвующих в постановке пьес кукольного театра, возрос на 25%.
Заключение.
Кукольный театр «Wunderkinder» на немецком языке, способствует реализации детских возможностей. Наш кукольный театр служит не только средством изучения языка в рамках урока, но и средством проявления талантов и способностей, проявления себя как всесторонне развитой личности не только в рамках школы, но и за ее пределами. Театр открывает так же дополнительные возможности для развития учащихся, так как они ближе знакомятся с культурой и традициями изучаемого языка, встречаются и беседуют с носителями языка, знакомятся и общаются с творческими коллективами из других городов, обмениваются опытом и т д. Участники кукольного коллектива не только играют в театре, но так же исследуют ее. Так в прошлом году учащиеся работали над исследовательскими проектами по теме: «Использование перчаточных кукол на уроке». Им было очень интересно работать с куклами перед классом, они придумывали лексические игры, закрепляли пройденный материал с классом, общались, что у ребят вызывало бурю эмоций, мотивацию, интерес к изучению языка. Я заметила, что благодаря театру, среди участников складывается крепкий коллектив, где каждый чувствует себя комфортно.
Несмотря на небольшой опыт работы, я надеюсь, что театр станет одним из способов формирования лучших качеств учащихся как личности и с немецким языком мы будем покорять все новые и новые вершины как в учебе, так и в творчестве. Этот проект явился стартовой площадкой для меня и я надеюсь на дальнейшую успешную творческую педагогическую деятельность.
3