СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль местоимений-существительных в предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте;   отработка навыков употребления местоимений в устной и письменной речи

Просмотр содержимого документа
«Роль местоимений-существительных в предложении»



  • Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

  • Галимова Венера Камоловна


Тема урока: «Роль местоимений-существительных в предложении».


Тип урока: обобщение и закрепление материала

Вид урока: комбинированный

Форма организации урока: урок-игра

Технология: традиционная с элементами развивающего обучения

Цель урока: проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений в устной и письменной речи.

Задачи:

обучающая: закрепление умения употреблять в речи местоимения;

развивающая: развитие внимательного отношения к слову, к родному языку;

воспитательная: воспитывать культуру речи, любовь к языку, слову, совершенствовать культуру поведения.

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный, проблемный, наглядно-иллюстративный, репродуктивный.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, карточки для самостоятельной работы, тесты.



Ход урока:

I. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.


II. Объявление темы урока, постановка цели.

III. Работа по теме урока.

1. Вопросы:

Что нам известно о местоимении?


Местоимение о себе громко заявляет:

Я о себе такого мнения: (слайд №1)

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Тема урока: «Я заменяю имена…» Употребление местоимений в речи. (Слайды №2, №3)

Повторение и обобщение.

Задание. Правильно ли распределены слова? Работа у доски. (Слайд №4)

Вывод. Что мы повторили? Как пишутся местоимения.

Задание 2. Дополнить высказывание, определить разряд и падеж местоимения: (Слайд №5)

... дан во владение ... богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Всегда ли ... обращаемся с ... языком так, как ... ... заслуживает?

По отношению ... человека к ...языку можно совершенно точно судить не только о ... культурном уровне, но и о ... гражданской ценности. К. Паустовский

(Слова для справки: нам, самый, мы, этим, он, того, каждого, своему, его)‏

IV. Физкультминутка.

V. Работа с текстом. (Слайды №6,7)

Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… (И.Ильин) (слайд №8 )

Вопросы по тексту:

- Что объединяет эти предложения? (общая тема; это текст)

- Как соединяются предложения в тексте? (предложения соединяются в тексте по смыслу и грамматически)

- Какие языковые средства использованы для связи предложений? (местоимения)

(Слайд №9)

- Какую синтаксическую роль может выполнять местоимение? (те же функции, что и существительные, прилагательные и числительные, которые оно заменяет)

VI. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. (Слайды 10, 11)


Я иду по полю.

(?)

Приглашаю тебя в гости.

( ?)

Осуществи свои мечты!

( ? )

Я – это ты…Я сам таков. Теперь он мой!


VII. Тренировочные упражнения. (презентация)


VIII. Сеанс одновременной игры.

1. Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? ( Никто).
– Какой пример тебя затруднил? (Никакой).
– Чей ответ был плохим? (Ничей).
– Кого винить, если сам виноват? (Некого).
– Что исправить, если нет ошибок? (Нечего).

2. Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением.

- Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто).

- Как вы справляетесь с домашними заданиями?

- Кто ваш друг? ( Кто-то, некто).

- С кем любите проводить свободное время? (С кем-то).

IХ. Тест. (устный опрос)

В предложениях допущены речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений.

1). Исправьте:

Ихние тетради лежали на столе. (их) (слайд №12)

Говорите: их (не «ихний»!)

2).Исправьте:

Мы ничего не знали о этой истории.

Об этом – о том

Об этой – о той

Об этих – о тех


3).Исправьте:

Мы решили пойти к ему в гости. (к нему – личн. 3л.)


4) В каком случае нет грамматической ошибки.

а) у ей (у нее)

б) тоскуешь по нам (по нас)

в) об этом доме


Х. Творческое задание.


  1. Придумать рекламу местоимения

Образец: «Изучайте местоимения! Они обогащают нашу речь» (слайд №13)

ХI. Итог. (Слайды №14,15)

– Что было для вас интересно?

– Каким творчеством мы занимались сегодня?

– Чему вы научились?

– Что вы узнали на уроке?

Лист самооценки. (Слайд №16)

Вывод: Мир местоимений широк и разнообразен. В речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Без них обойтись нельзя. Постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества. Местоимения создают нам речевое удобство, экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них.

ХIV. Домашнее задание (по выбору): (слайд № 17)

1. Написать благодарственное письмо местоимению.


Приложение.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы

Гл..деть не(на)что, (не) с кого спрашивать, благодарить кого(то), бурно разгорет..ся, (не) разочаровался (н..) в чем, (н..)чего не находит, (н..) с кем (не) посовет..вался, (н..)куда спешить.


Образовать падежные формы

К (он), о (она), от (он), над (он), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря(он, она, они), навстречу (он)


Третье задание: (остальным ученикам)

  1. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

1) свой 2) собой 3) мой 4) наш

  1. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

  2. 1) сколько-нибудь – неопределённое 2) ваш – личное

3) такой – указательное 4) всякий – определительное

  1. В каком примере пишется НЕ?

1) н…чего не произошло 2) н…чего делать

3) н… о чём не думал 3) н…чем не доволен

  1. Какое слово пишется через дефис?

1) (бледно)лицый 2) (ни)кого 3) (кое)какие 4) (не)что

  1. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?

1) тоскуешь по ним 2) об том доме 3) у ей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!