Тема урока: «Роль местоимений-существительных в предложении».
Тип урока: обобщение и закрепление материала
Вид урока: комбинированный
Форма организации урока: урок-игра
Технология: традиционная с элементами развивающего обучения
Цель урока: проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений в устной и письменной речи.
Задачи:
обучающая: закрепление умения употреблять в речи местоимения;
развивающая: развитие внимательного отношения к слову, к родному языку;
воспитательная: воспитывать культуру речи, любовь к языку, слову, совершенствовать культуру поведения.
Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный, проблемный, наглядно-иллюстративный, репродуктивный.
Приемы: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка.
Оборудование: проектор, карточки для самостоятельной работы, тесты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II. Объявление темы урока, постановка цели.
III. Работа по теме урока.
1. Вопросы:
Что нам известно о местоимении?
Местоимение о себе громко заявляет:
Я о себе такого мнения: (слайд №1)
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
Тема урока: «Я заменяю имена…» Употребление местоимений в речи. (Слайды №2, №3)
Повторение и обобщение.
Задание. Правильно ли распределены слова? Работа у доски. (Слайд №4)
Вывод. Что мы повторили? Как пишутся местоимения.
Задание 2. Дополнить высказывание, определить разряд и падеж местоимения: (Слайд №5)
... дан во владение ... богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Всегда ли ... обращаемся с ... языком так, как ... ... заслуживает?
По отношению ... человека к ...языку можно совершенно точно судить не только о ... культурном уровне, но и о ... гражданской ценности. К. Паустовский
(Слова для справки: нам, самый, мы, этим, он, того, каждого, своему, его)
IV. Физкультминутка.
V. Работа с текстом. (Слайды №6,7)
Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… (И.Ильин) (слайд №8 )
Вопросы по тексту:
- Что объединяет эти предложения? (общая тема; это текст)
- Как соединяются предложения в тексте? (предложения соединяются в тексте по смыслу и грамматически)
- Какие языковые средства использованы для связи предложений? (местоимения)
(Слайд №9)
- Какую синтаксическую роль может выполнять местоимение? (те же функции, что и существительные, прилагательные и числительные, которые оно заменяет)
VI. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. (Слайды 10, 11)
Я иду по полю.
(?)
Приглашаю тебя в гости.
( ?)
Осуществи свои мечты!
( ? )
Я – это ты…Я сам таков. Теперь он мой!
VII. Тренировочные упражнения. (презентация)
VIII. Сеанс одновременной игры.
1. Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? ( Никто).
– Какой пример тебя затруднил? (Никакой).
– Чей ответ был плохим? (Ничей).
– Кого винить, если сам виноват? (Некого).
– Что исправить, если нет ошибок? (Нечего).
2. Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением.
- Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто).
- Как вы справляетесь с домашними заданиями?
- Кто ваш друг? ( Кто-то, некто).
- С кем любите проводить свободное время? (С кем-то).
IХ. Тест. (устный опрос)
В предложениях допущены речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений.
1). Исправьте:
Ихние тетради лежали на столе. (их) (слайд №12)
Говорите: их (не «ихний»!)
2).Исправьте:
Мы ничего не знали о этой истории.
Об этом – о том
Об этой – о той
Об этих – о тех
3).Исправьте:
Мы решили пойти к ему в гости. (к нему – личн. 3л.)
4) В каком случае нет грамматической ошибки.
а) у ей (у нее)
б) тоскуешь по нам (по нас)
в) об этом доме
Х. Творческое задание.
Придумать рекламу местоимения
Образец: «Изучайте местоимения! Они обогащают нашу речь» (слайд №13)
ХI. Итог. (Слайды №14,15)
– Что было для вас интересно?
– Каким творчеством мы занимались сегодня?
– Чему вы научились?
– Что вы узнали на уроке?
Лист самооценки. (Слайд №16)
Вывод: Мир местоимений широк и разнообразен. В речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Без них обойтись нельзя. Постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества. Местоимения создают нам речевое удобство, экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них.
ХIV. Домашнее задание (по выбору): (слайд № 17)
1. Написать благодарственное письмо местоимению.
Приложение.
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы
Гл..деть не(на)что, (не) с кого спрашивать, благодарить кого(то), бурно разгорет..ся, (не) разочаровался (н..) в чем, (н..)чего не находит, (н..) с кем (не) посовет..вался, (н..)куда спешить.
Образовать падежные формы
К (он), о (она), от (он), над (он), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря(он, она, они), навстречу (он)
Третье задание: (остальным ученикам)
Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.
1) свой 2) собой 3) мой 4) наш
Укажите ошибку в определении разряда местоимений.
1) сколько-нибудь – неопределённое 2) ваш – личное
3) такой – указательное 4) всякий – определительное
В каком примере пишется НЕ?
1) н…чего не произошло 2) н…чего делать
3) н… о чём не думал 3) н…чем не доволен
Какое слово пишется через дефис?
1) (бледно)лицый 2) (ни)кого 3) (кое)какие 4) (не)что
В каком слове НЕТ грамматической ошибки?
1) тоскуешь по ним 2) об том доме 3) у ей