СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль мотивации и рефлексии в учебном процессе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация- одна из важных проблем, над которой приходится работать всем учителям - дефектологам. Высшей учебной мотивацией обучающегося  является интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
««Роль мотивации и рефлексии в учебном процессе»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья"











«Роль мотивации и рефлексии в учебном процессе»:





Судеркина А. Ю.,

учитель высшей категории

















2019 г.





«Роль мотивации и рефлексии в учебном процессе»:

Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).

Это высказывание можно применить и для нашей школы, основной контингент которой не желает получать знания.

Как же можно в таких условиях у обучающихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Обратимся к понятию мотива. Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности.

Привить интерес к изучаемому высокого уровня обученности обучающихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети со сложным дефектом прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей, отмечается слабость мотивации к обучению.

Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться следующих правил работы:

  1. На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.

  2. Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.

  3. Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.

  4. Для предотвращения утомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения.

  5. Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.

Таблица “Мотивации учения” (слайд 3)

Положительная мотивация.

  • Удовольствие от учёбы

  • Значимость результата

Мотивациясредства , побуждающие к познавательной деятельности, активному освоению материала.

Отрицательна мотивация.

  • Вознаграждение за результат

  • Принуждение к учёбе

Признаки мотивации

  • Осуществление собственной деятельности

  • Умение отста-ивать своё мнение

  • Умение оценивать одноклассников

  • Умение объя-нять слабым обучающимся непонятные места

  • Умение выбрать посильные задания из предложенных для решения

“Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они небыли, если ребёнок мог бы достигнуть более высоких.

И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка.

Признаки мотивации

  • Слабая заинте-ресованность в учёбе

  • Нацеленность лишь на оценку

  • Неумение ставить цели

  • Неумение преодолевать трудности

  • Отрицательное отношение к школе, учителям


Электронные учебные пособия по русскому языку и литературе, созданные на базе мультимедиа, оказывают благотворное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в эпоху литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы, памятки. На следующем уроке обучающиеся с ОВЗ выполняют задания на повторение на доске. Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важным считаю формирование умения работать с учебником, справочной литературой.

Для того чтобы повысить мотивацию к обучению на уроках и внеурочных занятиях по предмету я приобщаю учеников к в совместному целеполаганию, планированию и прогнозированию результатов, при этом учитываю их индивидуальные психологические особенности. С этой целью на своих занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию проблемного обучения. Применяю разнообразные формы, методы, виды работ.

Ситуация успеха- вера ученика в свои силы .На своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учеб-ную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым обучающимся.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра.  Например, «Найди окончание» (найди потерянные окончания пословиц), «Убери лишнее слово “Кто больше придумает слов ?” - это самые любимые игры обучающихся. Можно в 8-9 кл использовать шарады, загадки-шутки. На уроках применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников: задания с пропуском отдельных букв, слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок.

 Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

Вербальные игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки, игры «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку».

Чтобы “разговорить” всех обучающихся очень играем в игру, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику, использую скороговорки, чистоговорки.

У детей с ОВЗ существуют проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.). С целью преодоления таких проявлений, используем игры, снимающие напряжение.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к учебным предметам.

Рефлексия окончания занятия.

Этап завершения урока. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

Рефлексия – самооценка деятельности. Цель рефлексии: оценить собственную учебную деятельность на уроке.

Классификация рефлексий:

  1. Рефлексия настроения

  2. Рефлексия деятельности (Дерево творчества) (слайд 4)

  3. Рефлексия содержания (Светофор) (слайд 5)

На данном этапе организуется самоанализ и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности, то есть рефлексия тесно связана с целеполаганием, в этом случае она – не только итог, но и старт для новой цели.

Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность, помогает ученикам осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.

Обсуждать с обучающимися в конце урока не только то, «что мы узнали» (то что выучили), но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотели бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

­ В ходе опроса на уроке (выставление оценок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, желание ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий. Вопросы для этапа рефлексии Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь? Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания? Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам урока и других временных отрезков: изучения темы, раздела, учебной четверти, года и т.п.


Приемы, направленные на развитие критического мышления.

   Прием «толстые и тонкие вопросы». Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет если…?

На что похоже…?

 

Кто? Что?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?


«Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

прием «Рефлексивные вопросы».

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

  1. Что показалось вам сегодня трудным?

  2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

  3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

  4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

  5. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

  6. Были ли моменты недовольства собой?

  7. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

  8. Заметили ли вы свои успехи…?...

 Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Цель: способствовать формированию умения критически оценивать результат.

Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

«Плюс-минус-интересно» Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» «П» «М» «И» Всё, что понравилось на уроке Всё, что не понравилось на уроке Все любопытные факты и вопросыучителю

Упражнение «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Приём «синквейн» Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Прием «Яблоня» Описание. На доске – рисунок- яблоня. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое и всё поняли, то прикрепите к яблоне красное яблоко, если не всё поняли, но было интересно – зелёное, если было трудно -жёлтое».

В конце урока обучающиеся на яблоне располагают яблоки красные, жёлтые, зелёные.

Прием «Продолжи фразу»

– Мне больше всего удалось…

- Я могу себя похвалить…

- Мне было интересно….

- Мне было трудно…

- Я хочу сказать спасибо…

Приём «Плюс-минус-интересно»

«П» «М» «И» Что понравилось, что не понравилось, любопытные факты или вопрос учителю. Описание. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

«П»

«М»

«И»




В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, ситуаций.

В графу «И» - «интересно» - вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Примечание: Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Прием «Цветное настроение» Обыграть любую форму заполнения цветом. Настроению соответствует цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

«Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока»

- Как бы вы назвали урок?

- Что было самым важным на уроке?

- Зачем мы сегодня на уроке…?

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какова цель урока?

- Чему посвятим следующий урок?

- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

- Что для тебя было легко (трудно)?

- Доволен ли ты своей работой?

- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство.

Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у обучающихся. Современные формы и методы работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся. (слайды 8,9). Мотивация и рефлексия – это совместная деятельность учителя и обучающихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Список использованных источников:

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

  2. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.

  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/ Е.П.Ильин. - СПб.:, Питер, 2004.

  4. Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина) / Бадмаева Н. Ц.

  5. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

  6. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов./ С. Я. Рубинштейн.– М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

  7. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр./ Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2008.- 264с.

  8. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/602193/

  9. Интернет ресурсы: http://www.neuch.ru/referat/5071.html

  10. Интернет ресурсы: http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!