СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музеев в гражданско-патриотическом воспитании школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа школьного музея МБОУ СОШ №16. Музей имеет более 100 подлинных экспонатов

Просмотр содержимого документа
«Роль музеев в гражданско-патриотическом воспитании школьников»

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

«Память - основа совести и нравственности, основа культуры, память - одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей»

Д.С.Лихачев

Проблема военно-патриотического воспитания является сегодня особенно актуальной. Если раньше патриотов страны воспитывали через пионерскую и комсомольскую организации, с помощью конкурсов строя и песни, военнопатриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас эти формы работы забыты. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека как гражданина своего отечества.

Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. « Быть патриотом - это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», - сказал глава государства в Послании Федеральному собранию России.

Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»:

1) Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2) Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе

3) Гражданско–правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ возвращения молодого поколения к пониманию силы и могущества нашего государства. У молодого поколения нет ощущения, понимания неразрывности своей собственной судьбы и судьбы Родины. Наш долг сегодня - создание благоприятных условий для «возвращения» патриотизма. Необходимо переосмыслить традиционные формы и виды работы с детьми по содержанию деятельности, организационному статусу, возможностям и условиям для возрождения патриотического сознания, осмысления своей роли и места в жизни общества, судьбе Отечества. Возросшая роль патриотического направления в современном образовательно-воспитательном процессе школы требует применения инновационных методов в работе с подрастающим поколением, в частности использования наглядных средств обучения и вовлечения детей в активную практическую деятельность.

Значительным арсеналом форм и методов работы по активизации

патриотического воспитания обучающихся обладает школьный музей. Музейный предмет, музейная среда дают значительные возможности эмоционального воздействия.

Музей должен пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др.. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Самой большой достопримечательностью нашей школы является Музей боевой славы. Интересна история его создания. Далекий 1986… Молодой увлеченный историей края военрук Солянников Алексей Николаевич организовывает походы и экскурсии по местам Боевой Славы, которые позже становятся традиционными. Возникает идея о создании музея, и её подхватывает первый директор школы Сарычева Галина Ивановна. В результате наш музей имеет более 40 подлинных экспонатов. Чтобы оставить потомкам след памяти тех суровых лет как урок, который не должен повториться. И началась огромная кропотливая работа. Каждый класс собирал материал, велась переписка с участниками ВОв. Пионерской дружине 11 мая 1981 было присвоено имя Скокова. И к великой радости учеников, учителей, родителей 25 февраля 1986 года музей был открыт. В течение нескольких лет председателем Совета музея был ветеран ВОв Самойленко Николай Георгиевич. Музей живет и сегодня. Здесь проходят лекции, уроки мужества, встречи с ветеранами.

Музей имеет историко-краеведческое направление. Очень помогают в проведении экскурсий экспозиции «Битва за Москву», «Сталинградская и Курская битвы», «Моя родословная», «Они защищали г. Невинномысск», «Памятные места родного города», «Символы государства» и мн. др. А вот подлинные документы и вещи участников войны, подаренные музею: военный билет, справки о ранениях, грамоты, медали, фотографии военных лет, пожелтевшие страницы треуголок. И потомкам близкими и родными становятся судьбы Монзырева Александра Павловича, Гутченко Ивана, Самойленко Николая Георгиевича. Герой Советского Союза Ткачев Владимир Яковлевич был частым гостем в нашей школе. Здесь учились его правнуки. Владимир Яковлевич передал музею много материала о себе и друге Герое Советского Союза Буклове Федоре Григорьевиче. Огромный воспитательный потенциал несет в себе материал о герое Чеченской войне, нашем ученике Николае Котелевском.

Собран материал о жителях родного города и участниках войны: о Гордееве В.Ф., Овчарове М.Б., Кадаеве И.П.

Наши ученики пишут работы по краеведению и принимают участие в работе МАН, имеют в своем активе ряд призовых мест.

Введение в учебный план спецкурса История казачества вызвала необходимость создания уголка «Казачьему роду нет переводу». А наличие горницы – перспектива создания в школе этнографического музея. В перспективе получение в дар от ветеранов личных вещей и наград, более тесная связь с общественностью города.

Имеющийся материал музея используется не только на уроках истории, но и на уроках литературы. Подарены сборники стихов П. Остапенко, собрания рассказов Овчарова М.Б. «Каждому свое…», Э. Выдуца «Расскажи, дедуля, про войну» и др.

Музей – одно из любимых учащимися мест в школе. Дети гордятся достижениями прежних учеников, стараются быть похожими на лучших. Мы поддерживаем тесную связь с городским и Ставропольским музеем, посещаем выставки, заказываем экскурсии, принимаем участие в проводимых музеем мероприятиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!