СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музыкального воспитания в системе дополнительного образования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В области музыкальной педагогики сделано немало для создания условий, способствующих развитию инновационных форм обучения, и что особенно важно, это направленность педагогики на реализацию потенциала обучения.

Просмотр содержимого документа
«Роль музыкального воспитания в системе дополнительного образования»

А.В. Куркова

ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Е.В. Гассий


РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В области музыкальной педагогики сделано немало для создания условий, способствующих развитию инновационных форм обучения, и что особенно важно, это направленность педагогики на реализацию потенциала обучения.

Конвенция ООН «О правах ребенка» и другие международные и федеральные документы утверждают права детей на нормальные условия развития, раскрытие творческого потенциала личности. Согласно закону РФ «Об образовании» (1992 г.), учреждения дополнительного образования призваны в этой связи создавать, педагогические условия, использовать традиционные и инновационные социально— культурные технологии для формирования специальных знаний, умений и навыков детей в области художественного, в том числе музыкального творчества.[1,28] В отличие от общеобразовательных школ, занимающихся обучением и социализацией детей, цели деятельности школ искусств и музыкальных школ как организационных структур системы дополнительного образования в РФ направлены на инкультурацию и индивидуализацию развития личности в сфере досуга, на обучение детей с ранних лет искусству в различных его видах и жанрах, где значимое место занимает музыкальное искусство.

На рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы раннего эстетического развития детей средствами музыкального искусства, через обучение инструментальному исполнительству (игре на фортепиано и других музыкальных инструментах).JI. А. Баренбойм, В. М. Бехтерев, М. Варро, Ф. Вик, Н. А. Ветлугина, JI. Д. Дмитриева, А. Н. Зимина, А. Н. Леонтьев, JI. Раман, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, К. Д. Ушинский разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Пропагандируя различные педагогические взгляды, первые музыкальные педагоги, ученые теоретики и методисты прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.[7,28]

В России теория и методика дошкольного музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с конца XIX века. В первой половине XIX века и в течение XX столетия российская теория дошкольного музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли. В последние годы преобразования, происходящие в обществе, затронули и систему дополнительного образования, где стали появляться школы раннего развития детей. Музыкальное воспитание, особенно обучение игре на фортепиано в дошкольный период, способствует позитивному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению. Поиск педагогических концепций и методик раннего обучения детей игре на фортепиано в условиях учреждений дополнительного образования обуславливает необходимость применения новых идей.[14,29]

Особую роль в инновационных видах обучения музыки в конце ХХ века заняла игровая форма обучения. Игровая форма обучения музыке — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение музыкального опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейментом (англ. edutainment), которым означают всевозможные формы образования без принуждения, образовательные развлечения (включая образование посредством развлечения).[11,28]

Игра — это не только забава для детей или способ приятно провести досуг. С ее помощью также можно изучать что-то новое, осваивать науки, запоминать сложные понятия. Игровое обучение позволяет сделать учебу более легкой не только для малышей, но и для учеников старшей школы, и даже для взрослых. И самое главное, что применять игру в качестве метода обучения совсем несложно.[5,28]

Интересно, что игру в качестве обучающего элемента использовали еще с древних времен. Например, в Древней Греции это были спортивные состязания, состязания в словесности и умении вести спор, в музыке. Состязания, дискуссии и некоторые другие элементы игрового обучения использовались и используются практически в каждом учебном заведении от древних времен до наших дней.[13,28]

Однако игровое обучение как отдельный метод выделилось совсем недавно — во второй половине 20 века. Сегодня оно стремительно развивается, но пока используется далеко не везде. Игра способна существенно облегчить ребенку любого возраста и даже взрослому усвоение новых знаний и навыков, повысить интерес к обучению. В отличие от традиционной формы обучения игровое обладает следующими преимуществами:

  • Легкая и интересная форма. Игра имеет увлекательный, понятный и привлекательный для всех формат проведения. Здесь нет строгой дисциплины, и участники обладают большей свободой действия, чем в альтернативных учебных ситуациях.

  • Повышенная активизация участников. Игрой легче заинтересовать, легче привлечь участника и легче добиться от него нужного результата. Ведь в ее процессе задействуются эмоциональные, умственные, физические и другие ресурсы.

  • Дополнительная мотивация. С помощью игрового формата можно не только научить, но и смотивировать на учебу, а также добиться от ребенка проявления инициативы, настойчивости, креативности и целеустремленности.

  • Легкость передачи и усвоения знаний. Особенностью игры является тот факт, что в нее участники должны вступать добровольно. Благодаря этому снижается влияние психологических защит, которые мешают понимать и принимать новую информацию, осваивать новые умения и навыки.

  • Многофункциональность. Игра – отличный способ объяснить то, что не очень понятно, дать новую информацию, научить чему-то, научиться взаимодействовать, раскрыть потенциал и др.

Дети младшего возраста, обучающиеся игре на фортепиано, обладают следующими общими психофизическими чертами, которые обязательно нужно учитывать.[4,28]

  • Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.

  • Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.

  • В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.

  • В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.

  • В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.[2019,29].


Список использованых источников:

  1. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М.: Музыка, 2003 — 139 с.

  2. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1997 — 51 с.

  3. Смирнова Т. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс. Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. — М.: ЦСДК, 2008. — 70 с.

  4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Дека-ВС, 2008 — 94 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!