СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль мыслительного процесса в обучении и оздоровлении школьника.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке  хочется обратить внимание на значение мыслительной деятельности школьника в процессе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Роль мыслительного процесса в обучении и оздоровлении школьника.»

Министерство образования и науки РТ











Роль мыслительного процесса в обучении и оздоровлении школьника.

















Работу выполнил учитель высшей

квалификационной категории МБОУ «СОШ № 153»

Кировского района г. Казани Васильев А.А.







Казань 2011 год.







Введение

В современный век высоких технологий, компьютеризации, когда на первый взгляд, развитие физических качеств человека не столько актуально, как во времена, когда чтобы заработать на хлеб насущный человеку приходилось не просто затратить определённые физические усилия, но и обладать ими в той степени, чтобы это было возможно, т. е. если не отменнымито уж точно удовлетворительными.И к сожалению этот взгляд у современного молодого поколения является доминирующим. Достаточно посмотреть на статистику поступающихв высшие учебные заведения, где в основном пользуются спросом специальности умственного труда, а также и вакансии профессий говорят о том же, нужны работники физического труда. И непосредственно сталкиваюсь сам с этой же проблемой,иногда слышу от учеников: «Зачем мне физкультура, она мне в жизни не пригодится, я не собираюсь ей заниматься после школы». Здесь вырисовывается явная проблема - молодое поколение не понимает важность физического развития, физического здоровья для того, чтобыбыть успешными по жизни даже если их труд на благостраны, своей семьи будет умственным.

Проработав двадцать три года по своей специальности и оглядываясь, в прошлое хочется сделать неутешительный вывод: единицы из современных учеников любят физическую культуру как предмет, стремятся научиться многообразной деятельности, которой она отвечает. Я помню глаза своих первых учеников, как они буквально « поглощали» меня, отчего даже дух захватывало, не нужно было искать никаких новых форм и методов, чтобы их заинтересовать. Они с удовольствием учились и научались. Не так, к сожалению, обстоит дело с современными школьниками. Приходится придумывать и изыскивать такие средства и методы, чтобы стимулировать и мотивировать их к научению, сохранению своего здоровья. Нередко даже и положительная отметка по предмету не является стимулом, а уж говорить о сохранении своего здоровья, укреплении его на перспективу не приходится.И не случайно, что последние годы на самых высоких уровнях говорится, и предпринимаются шаги по улучшению сложившейся ситуации - речь идёт о здоровье нации. Значительный шаг был сделан введением третьего часа физической культуры. Какова же моя роль как учителя, какое моё видение решения данной проблемы?

1

Вспоминаю своего преподавателя по теории и методике преподавания физической культуры Бобырева Николая Дмитриевича, как он говорил, что процесс обучения – это двухсторонний процесс и на доске рисовал стрелками схематическую связь между учителем и учеником- от учителя к ученику, и от ученика к учителю. И если одна из связей обрывается, то процесс обучения невозможен. И вот эту проблему зачастую приходится решать на уроках, восстанавливать эту связь – ученика с учителем.Важно, конечно, найти причину потери этой связи и здесь всё очень индивидуально. Но чаще всего причина такова: неинтересно, потому – что не получается, не хватает терпения, упорства, да и зачастую здоровья, простых человеческих сил. Налицо два аспекта - психологический и физический. Каково же решение на мой взгляд? На начальном этапе своей педагогической деятельности я столкнулся с двумя проблемами. Первая заключалась в том, что мне стало самому скучно преподавать из года в год по наработанным шаблонам, так сказать налицо была монотонность преподавания предмета. А вторая вскрылась в работе с учениками. Я видел, что не всем детям дано овладеть теми или иными двигательными навыками, средствами той методики, которой я их обучал. А самое главное, что однажды я пришёл к выводу, который для меня был как гром среди ясного неба. Как-то я предоставил обучающимся возможность подготовить свой организм к определённой работе на уроке, по той простой схеме, что я проводил вместе с ними, выполняя показ. И какого было моё удивление, когда вместо закономерной последовательности выполнения физических упражнений, последовал их хаотичный набор. Вывод был сделан – ученики элементарно копировалис учителя, можно сказать машинально, не было работы мысли, обдуманности того или иного действия, для чего и зачем.

Когда возникает необходимость освоить или усовершенствовать нужное двигательное действие, то можно пользоваться двумя основными способами. Первый – сначала совершается запланированное движение, затем оценивается его качество, вносятся соответствующие поправки, движение повторяется вновь, опять оценивается, вносятся новые коррективы и так много раз до тех пор, пока в исполнении данного двигательного действия, либо технического элемента не будет достигнута желаемая точность. Это способ проб и ошибок. Суть этого метода такова, что сначала производится физическое действие, а затем подключается процесс оценки.

Второй способ предполагает диаметрально противоположный подход – сначала в головном мозгу формируется мысленный образ предстоящего движения (причём предельно конкретный и точный) и лишь затем его начинают выполнять практически, в точном соответствии с мысленной программой. Правда в этом деле приходится проявить упорство самому, так как процесс подразумевает напряжение мыслительной деятельности самих обучающихся, а им чаще этого не хочется и они просят просто показать, что не исключено, а порой даже и необходимо, но после того как будет создан мысленный образ предстоящего действия в рассказе. Таким образом, при этом способе на первом месте мыслительный процесс(психическое начало), а уж за ним следует физический процесс. Этот способ называется «идеомоторным» построением движения. Главное преимущество второго способа перед первым в следующем: каждое движение оставляет в памяти след и если движение было неточным, то и след его в головном мозгу будет и бесполезным и вредным, происходит укоренение ошибки, так как на первых порах производится множество недостаточно точных движений. Если же перед выполнением движения обучающийся воспроизведёт в своём головном мозгу предельно совершенную картину предстоящего действия, то последующее исполнение заранее намеченной психической программы становится гораздо точнее. Здесь очень важно сначала точно представить, воспроизвести мысленный образ и только потом выполнять движение. Если словосочетание - мыслительный образ разбить на мыслительный и образ, то каждое становится в отдельности словом. Любое слово выполняет три следующие функции: оно само по себе несёт некий заряд, информацию; оно выражает образ; оно несёт смысл и является как бы руководством к действию. Значит, ключом к успеху является слово и мне нужно на определённые двигательные действия, которыми я хотел бы, чтобы овладели ученики, подобрать такие слова, которые создали бы у них мысленный образ, при помощи которого они сами бы решили поставленные задачи. В этом уже их творчество.

















2

Любое решение задачи подразумевает под собой конечную цель – результат. Через создание мысленного образа я стараюсь поставить перед обучающимся задачу, тем самым вызывая интерес к решению этой задачи. Но как ни парадоксально, при таком подходе, главным стал не результат, достижение поставленных целей, а сам путь к намеченной цели. Сама по себе методика «идеомоторики» подразумевает создание словесных формул. Но я решил пойти несколько по иному пути, расширив информационное поле для деятельности. Я решил создавать словесные картины, которые и вызывают у обучающихся мысленные образы. Поле для деятельности необъятно, от создания образа предмета, до фрагмента из кинофильма. Важным условием является построение из слов таких картин, которые были бы, во-первых, знакомы ученикам из опыта жизни, во- вторых, должна быть связь между двигательным действием и картинкой, т. е. у задачи должно быть конкретное условие.Несколько примеров. Простое двигательное действие-бег. В основном ученики не следят за техникой постановки стопы, чтобы добиться пластичности и мягкости бега, в основном топают.Если попросить их следить за техникой бега за счёт амортизации в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах, то это уже трудновыполнимо даже на уровне осознания. Я предлагаю ученикам образы - бегущей кошки( все видели как бегает кошка- пластично, бесшумно) или представить их как бы они постарались бегом незаметно подкрасться к кому-нибудь со спины, сразу появляется пластика в движении, аккуратная постановка стопы и как следствие бесшумный бег. Чтобы добиться частоты и «короткого» стояния на опоре в спринтерском беге я им предлагаю представить их как бы они бежали по раскалённой сковородке или как бы они бежали по воде (где глубоко), чтобы оставаться на поверхности.В стартовом разгоне, чтобы добиться мощности можно создать образ толкания машины, чтобы завести её с «толкача» или представить себя вместо запряжённой лошадки, как она разгоняет тяжёлую тележку. Все эти мысленные образы можно создавать на ходу используя вариации, следя за успешностью решения задач. Также через использование мысленного образа можно мотивировать учеников к улучшению их личных достижений или стимулировать к выполнению определённой работы с максимальными усилиями. Например, в быстром беге можно дать образ убегания от какой-то опасности(злая собака, цунами и т. п.). В прыжках в длину можно создать образ грязной лужи, коровьей «лепёшки», пропасти (обозначить границу). Естественно никто из учеников не хочет угодить ни в грязь, ни в «навоз», ни в пропасть. Причём все эти ситуации подаются эмоционально, все следят за процессом и каждый прилагает максимум усилий. Создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует успеху и если не в результатах, что бывает редко, то уж в психологическом состоянии обучающихся точно.

Естественно в такой работе надо ориентироваться на возрастные особенности обучающихся, на соблюдение педагогических принципов: систематичности, постепенности, последовательности(от простого мысленного образа к сложному).

Также для решения определённых образовательных задач можно пойти и по несколько другому пути. Это технически создавать такие условия выполнения заданий в которых обучающимся по неволе приходится их выполнять. Например, задача на уроке баскетбола научиться вести мяч с различной высотой отскока. Применяю ведение мяча по гимнастическим скамейкам (горизонтально расположенной, под наклоном), тут же можно добавить ведение без визуального контроля. Расставляем скамейки на определённом расстоянии (расстояние варьируется, чтобы ученики могли не прекращая ведения перешагнуть, перепрыгнуть на другую скамейку).Создаю образ, что баскетбольный мяч наш лучший друг, скамейки - мостики, а под ними пропасть. Ставлю задачу провести мяч идя по «мостикам» не потеряв мяча и не нарушив правила ведения. Если задача не выполнена то вы потеряете друга. Естественно внимание учеников больше сосредотачивается на прохождении по скамейкам, а не на мяче (ведение без частичного визуального контроля), но и образ ответственности за жизнь друга мотивирует их к выполнению задания. Вариаций очень много, всё зависит от контингента и умения обучающихся, а также от творческой активности учителя. Применяя подобные методики построения двигательного действия я пытаюсь вызвать у ученика интерес к самому процессу, решению задачи и когда задача будет решена это даёт положительные эмоции, а как следствие увеличение энергопотэнциала, а отсюда возможность и желание решать более глобальные задачи. Это и есть путь к здоровью. Знания, умения, навыки которые подавались без решения задач, вовлечения в процесс мысли, пройдут сквозь, а обретённые как средства решения задач становятся памятью тела – инструментом психомоторики на всю жизнь.



3

Как уже выше было сказано, что успех в творческом решении задач способствует накоплению положительных эмоций, повышению энергопотэнциала. Здесь же решаются оздоровительные задачи. Все живое движется за счёт энергии. Энергопотэнциал – это материальная основа способности действовать: жить, преобразовывать, творить. Причина любых болезней – это нарушение энергетического цикла. Пока орган получает достаточно энергии, полноценно омывается ею, у него нет проблем. Но если из энергетического канала началась утечка энергии или его закупорило воспалением - нарушается энергетическое равновесие. Где-то возникает избыток, где-то недостаток, оба варианта плохи, так как возникает болезнь.

Энергопотенциал двухслойный.

Нижний слой – базовый- достался нам от рождения. Он обеспечивает жизнь клеток, органов, систем. Им пользуется наше тело, и он потихоньку убывает- из-за болезней, неправильного образа жизни и возрастного ухудшения метаболизма.

Верхний слой –оперативный- приобретается в процессе жизни: он производное от наших движений, действий, мыслей. Величина его зависит только от нас. Он может прибавляться и убывать в огромном диапазоне. Оперативногоэнергопотенциала вполне достаточно чтобы достичь любых целей.

Кстати, свободный творческий процесс (трата оперативного энергопотенциала) в любой сфере деятельности, будь то написание книги, создание фильма, творческий подход к достижению целей в спорте, решение задач на уроке самими учениками сопровождается столь бурным его восстановлением и накоплением, что это положительно сказывается на здоровье, следовательно, служит восстановлению базового энергопотенциала. Отсюда, если перевести стрелки на рельсы школьной программы, можно сделать вывод: если по закону текучести энергопотенциала он восполняется с избытком и накапливается только в случае траты его в творческом решении задач, значит надо создать ученикам такие условия, при которых это творчество присутствует. Главное здесь, чтобы ученики именно решали задачи используя работу мысли. Если этого не происходит, то надо снизить объём и сложность задач до минимума, но минимума выполнимого. И так решая минимум задач, но решая, шаг за шагом будет восстанавливаться оперативный энергопотенциал. Значит, будет и восстанавливаться здоровье, появится интерес. И со временем, при правильном подходе, решаемый минимум перейдёт в другое количество и качество.

На мой взгляд, это доминирующее условие в решении задач по оздоровлению школьников, так как имеет психическое начало. Потери свободной энергии можно быстро восстановить и с помощью физической нагрузки. Средства физической культуры усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость.

Проблема оздоровления человека, в частности ребёнка, не может быть, по - видимому, решена без учёта особенностей адаптации- одного из важнейших качеств живой материи. Структурно-функциональное состояние организма находится в прямой зависимости от его физической активности. Чем больше биологическая система работает, тем более длительное время она сохраняется. Увеличение работы (объёма и мощности) приводит к усилению функционирования систем организма. Отсюда вытекают всё те же принципы: постепенности возрастания физической нагрузки, последовательности и т. д.

Биологические системы не имеют памяти на сохранение заработанных структурно-функциональных состояний. Это говорит о том, что занятия должны носить систематичный характер. Физическое развитие организма необходимо осуществлять гармонично, всесторонне. Необходимо воздействовать на организм ребёнка разнообразными по виду раздражителями, разнообразной для всех групп мышц физической работой. Здесь большое поле для творчества учителя и самих учащихся. Считаю, что посредством целенаправленных физических упражнений можно воздействовать на нейроны головного мозга тех участков коры, которые отвечают за способности к обучаемости. К таким упражнениям относятся все нестандартные задания, при помощи которых в процесс вовлекаются волевые усилия в преодолении дискомфорта.Как часто приходилось наблюдать, что самое простое задание, но предложенное в необычной форме вызывает бурный интерес у учеников и их невозможно оторвать от процесса. Ещё один простой пример. Как- то раз, мне пришло в голову забросить баскетбольный мяч в кольцо необычным способом, рикошетом от стены спортзала. Я попробовал и у меня получилось, конечно, не с первой попытки. После каждой неудачной попытки я вносил коррективы (в какую точку стены надо направить мяч и с каким усилием) и у меня получилось. После, я это задание показал ученикам.Во- первых, каков был их неподдельный восторг, но ещё больше, их желание повторить увиденное.А в процессе решения этой нестандартной задачи они выступили в роли «конструкторов – задать траекторию, « хирургов» - точность в движениях и т.д.)

Путей к физическому совершенству много. И задача учителя обозначить эти пути, задать направление движения, чтобы школьники не ограничивались занятиями физкультурой в школе, а мотивировать их к самостоятельным занятиям, выработать потребность в самосовершенствовании.

Физическая культура должна войти в быт каждого школьника и сопровождать его по всей жизни.



Список используемой литературы:



« Роль представлений в формировании двигательных навыков» А.Ц. Пуни.

« Идеомоторная тренировка в спорте» А.А. Белкин М. ФиС 1983

« Психомышечная тренировка, метод психическойсаморегуляции» Алексеев А.В. М. 1979г.

« О мальчике который умел летать или путь к свободе» И. Акимов, В. Клименко .



















Приложение



План – конспект урока физической культуры


Тема: «Совершенствование ритмовой структуры бега на уроках лёгкой атлетики»


Задачи: 1. Совершенствовать технику специально-беговых упражнений.

2. Закреплять ритмовую структуру бега средствами бега через препятствие.

3. Развивать ловкость, координацию движений средствами выполнения нестандартных упражнений.

4. Способствовать развитию скоростных качеств.

5. Воспитывать внимательность, чувство ответственности.


Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, кубики, деревянная планка, самодельные картонные коробочки.


Ход урока:


Части урока. Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводно-подготовительная часть.

  1. Построение, постановка задач.


  1. Разминка:

- ходьба, бег, переменный бег, многоскоки




- упражнения на восстановление

дыхания, расслабление мышц ног


- общеразвивающие упражнения на месте




- упражнения на растягивание,

подготовка связок нижних

конечностей к скоростной,

«взрывной» работе (рывково –

тормозные упражнения)


1 мин



3-4 мин







2 мин





3- 4 мин








10 -11 мин


Приветствие, разъяснение задач урока.



Дистанция 1 метр, следить за постановкой стопы «под себя», переменный бег 30 секунд через 30, в многоскоках упругое, мягкое приземление, расслабленная работа верхнего плечевого пояса.


Вдох через нос, выдох через рот, встряхивание нижних конечностей в ходьбе.


Учащиеся стоят по кругу, выполняется суставная гимнастика, начиная с шеи, верхнего плечевого пояса, поясничного отдела позвоночника, заканчивая нижними конечностями. Количество повторов 8-12 раз.


Наклоны, выпады, «барьерный шаг», растягивание икроножных мышц, имитация работы рук на месте со сменой частоты движения по команде, выпрыгивания вверх со сменой ног в разных плоскостях. Следить за амплитудой движения.






  1. Ускорения с заданиями

- определяем атакующую ногу



- ускорение с использованием разметки на

полу



- ускорение с преодолением разметок

в виде кубиков



- ускорение с преодолением

гимнастических скамеек






- ускорение с увеличением высоты

средней скамейки на 7-14 см




- ускорение через скамейки с заданием






20 мин




2 раза




2 раза




12-14 раз







4 раза





2-3 раза





24-25 мин

Выполняются по диагонали зала

- по хлопку учителя ученики, не раздумывая должны резко

выполнить мах ногой, имитируя удар по футбольному

мячу

- во время бега ученик должен, акцентировано поставить

стопу на указанную учителем разметку, если требуется

подобрать ногу, не снижая скорости бега


- кубики преодолеваются только атакующей ногой (по

принципу барьерного бега), расстояние между кубиками 3

беговых шага, примерно 5 метров


- высота скамеек 30 см, сначала ставится одна, далее две,

три скамейки вместо кубиков. По мере привыкания

учеников к заданию начинает варьироваться расстояние

между скамейками, акцентируя внимание на частоту,

длину шага, атаку атакующей ногой и ритма бега в

три беговых шага


- используется 4 кубика, высотой 7 см и деревянная планка,

сначала высота препятствия увеличивается на 7 см, далее

на 14 см (кубики друг на друга). Задание: препятствие не

перепрыгивать, а пробегать, как и до изменения высоты


- класс отворачивается, и учитель варьирует расстояние

между скамейками. Задание: угадать, где изменилось

расстояние между скамейками за счёт анализа ритмовой

структуры бега


Заключительная часть


  1. Ускорение с использованием одной скамейки с заданием: сбить атакующей ногой картонную коробочку










  1. Подведение итогов


























9-11 мин




- на гимнастической скамейке устанавливаются кубики

высотой 14 см и на них деревянная планка (лёгкая). На неё

устанавливается картонная коробочка (10Х15 см).

Задание: во время преодоления препятствия сбить

коробочку подошвой. По мере выполнения задание

усложняется уменьшением размеров коробочек (8Х12 см,

спичечный коробок). До препятствия семенящий бег и

только за 2-3 метра начинается активноенабегание с

последующей атакой атакующей ногой.




- анализ проделанной работы, выставление оценок.








План – конспект урока физической культуры


Тема: «Совершенствование двигательных навыков средствами нестандартных упражнений и заданий»

Задачи: 1. Совершенствовать технику передачи мяча.

2. Совершенствовать технику ведения мяча без визуального контроля.

3. Развивать мышечную память средствами подбора специальных заданий.

4. Развивать координацию движения.

5. Способствовать развитию внимания и сосредоточенности.

Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, стойки, обруч, теннисные мячи, ведёрки.

Ход урока

Части урока. Содержание учебного материала.

Дозировка.

Организационно-методические указания.

Вводно-подготовительная часть.

1.Построение и постановка задач.


2. Разминка:


- Ходьба, бег, бег с изменением направления, многоскоки, приставные шаги.


- Упражнения на восстановление дыхания и расслабления.


- Общеразвивающие упражнения




- Упражнения на растяжение


- Упражнения с баскетбольными (б/б) мячами :

  • Сжимание мяча между ладонями

  • Жонглирование б/б мячом


  • Подбрасывание мяча над головой на 1-2 метра, поймать мяч с отскоком от пола.




1мин




3-4 мин.



30 сек.



1,5 мин




2 мин.


3 мин








12 мин.


Приветствие, разъяснение задач урока.




Дистанция 1 метр, бег по диагонали, змейкой, противоходом, приставные шаги в защитной стойке.


Вдох через нос, выдох через рот, встряхивание нижних конечностей.


Суставная гимнастика, начиная с верхнего плечевого пояса и заканчивая нижними конечностями (8-10 повторений)


Наклоны, выпады, следить за амплитудой движений



Пальцы расставлены, ладони плотно прилегают к мячу

Передать мяч с одной руки на другую вокруг корпуса, вокруг колен, между ногами «восьмёркой»

Кисти на мяче располагаются сверху - сбоку, плотно прилегают к мячу, ловить на уровне: пояса, колен, в максимальной низкой точке от пола.






Основная часть.

1. Передача мяча в парах:

а) одним мячом (двумя от груди, одной от плеча, с отскоком от пола)


б) двумя мячами одновременно (первый номер выполняет прямую передачу, второй – с отскоком от пола)


в) двумя мячами по варианту (б), но один мяч заменяется на волейбольный


2.Ведение мяча с заданиями:


а) дриблинг – обводка трёх стоек правой, левой рукой (на одной стороне зала), провести мяч по двум гимнастическим скамейкам (на другой стороне зала)


б) дриблинг между стойками + провести мяч рядом со скамейкой, идя по скамейкам.



в) дриблинг между стойками + провести мяч по скамейкам (край одной стоит на крае другой так, что – первая скамейка наклонная, вторая – горизонтальная)


г) дриблинг между стойками + используя скамейки варианта (в), но по скамейке идёт ученик и ведёт мяч рядом со скамейкой



3 мин.












8 мин.



Следить за техникой передачи и техникой ловли.



Следить за точностью выполнения, синхронностью.




Обратить внимание, как влияет различие веса мячей, на мышечные ощущения и качество передач.




Расстояние между скамейками 1 метр, на первую и вторую скамейку мяч заводим ударом одной рукой в пол, удар в скамейку.



Расстояние между скамейками 1 метр, перешагнуть с одной скамейки на другую не потеряв контроль над мячом.


Обратить внимание на высоту отскока от наклонной скамейки и перевод на горизонтальную без потери контроля над мячом.



Обратить внимание на силу воздействия при посылании мяча в пол по мере увеличения высоты наклонной скамейки

3. Ведение мяча по залу с заданием:


а) используя лицевую стену зала, выполнить передачу в стену двумя от груди под углом 45°-50° и принять мяч с отскоком от пола двумя руками, перейти к ведению + атака кольца на другой стороне зала


б) задание по варианту (а), на некотором расстоянии от стены кладётся обруч, в который нужно попасть мячом после его отскока от стены


4. Ведение мяча частично без визуального контроля.








5. Ведение мяча без визуального контроля.






4 мин.








5 мин.



5 мин.











25 мин.



Обратить внимание на траекторию отскока от стены (рассчитать силу передачи и угол, чтобы принять мяч)





Рассчитать траекторию отскока.




По четырём углам зала стоят 4 корзины с теннисными мячами (2 – на полу, 2 - на высоте 1 метр от пола). Задание: подведя мяч к корзине, не прекращая ведения, взять теннисный мяч, перенести его в другую корзину и положить в неё. Условие: с низкой несём в высокую корзину и наоборот. Движение по залу хаотичное.



В центре зала устанавливается ворота из стоек, расстояние между ними метр. Начинается ведение с открытыми глазами (2-3 метра), после чего учащиеся глаза закрывают и продолжают ведение мяча до ворот и стараются пройти сквозь них, не потеряв мяча. Расстояние ведения с закрытыми глазами 9-10 метров.

Заключительная часть.


1. Игра в форме соревнования по точности бросков в баскетбольную корзину с использованием мячей, разной величины и веса (б/б, волейбольного и теннисного).





2. Подведение итогов



8 мин.



Класс делится на 4 команды по три человека, происходит жеребьёвка очерёдности выполнения бросков. Каждый участник выполняет по три броска потоком по одному броску, меняя мячи. Фиксируется количество попаданий команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество попаданий.







План – конспект урока физической культуры

Тема: «Роль и значение мотивации обучающихся в достижении и улучшении спортивных результатов на уроках лёгкой атлетики»

Задачи: 1.Совершенствовать низкий старт и стартовый разгон в соревновательной форме.

2.Развивать координацию движений средствами челночного бега в усложнённых вариантах, скоростную выносливость.

3.Определить уровень скоростно-силовых способностей учащихся.

4.Способствовать воспитанию чувства товарищества, коллективизма средствами эстафетного бега.

Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки, кубики, рулетка, секундомер, фишки.

Ход урока:

Части урока. Содержание учебного материала.

Дозировка.

Организационно-методические указания.

Вводно-подготовительная часть.

1.Построение.постановка задач.

1 мин.

Приветствие, объяснить что такое «мотив» на примерах

2.Разминка:

-ходьба, бег, бег с изменением направления, приставные шаги, скретные шаги.


-упражнения на восстановление дыхания


- общеразвивающие упражнения в движении







- общеразвивающие упражнения стоя на месте



- специально-беговые упражнения




-ускорения










-расслабление

3 мин.





30 сек.




1 мин.







4 мин.




2 мин.




2 мин.










1 мин. 30 сек.


15 минут

Дистанция 1 метр, бег по диагоналям, «змейкой», приставные шаги правым и левым боком, на носках.


Вдох глубокий через нос, выдох через рот протяжно.


Наклоны и повороты головы, чередование ходьбы на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы. Смена положений прямых рук на 4 счёта.



Суставная гимнастика, упражнения на растяжение мышц ног, прыжки (вариации).


Бег с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени, с прямыми ногами, многоскоки.


4 ускорения по разметкам с заданием:

-в 1-м-набор скорости с подсчётом шагов;

-во 2-м- сделать на 1 шаг больше;

-в 3-м- прокат на заданном расстоянии с подсчётом шагов;

-4-м-сделать на 1 шаг больше.


Сидя на скамейке, максимально расслабившись.

Основная часть.



1.Низкий старт и стартовый разгон









2.Челночный бег 3 по 10м




3.Прыжок в длину с места










4.Челночный бег 3 по 10м


















5.Лёгкоатлетическая эстафета (встречная)

8 мин.









2 мин.




7 мин.










4 мин.


















4 мин.












25 минут

Класс делится на забеги (расчётом на 1-4). Забеги проводятся по олимпийской системе в 4 круга (квалификация, ¼ финала, ½ финала, финалы). В финалах мотивировать оценками и призами.


Выбрать 4 мальчиков, пробежать с переноской кубиков и фиксацией времени.


Прыжки выполняет весь класс поточным методом по две попытки с фиксацией результата. На третью попытку класс мотивируется (мотив- перепрыгнуть предмет, который кладётся на отметку лучшего результата из двух попыток. Предмет-образ грязной лужи)


Участвуют те же 4 мальчика. Но уже получают задания (мотив):

1,2-соревнуются с девочкой;

3-бежит с усложнённым заданием- вместо кубиков-спички (мотив-проявить собранность и концентрацию внимания);

4-бежит после предварительных двух кувырков вперёд (мотив-проявить мужество, подвиг, т.к. придётся преодолевать нарушения функции вестибулярного аппарата)

Задание: улучшить предварительные результаты.


Класс делится на 2 команды: мальчики и девочки. Участники соревнуются с фиксацией результата. Далее выставляется приз (бутылка лимонада-это мотив) и предлагается повторить эстафету, но с определённым условием: команда, победившая в 1 забеге, стартует через тот промежуток времени, сколько она выиграла (система Гундерсона; гандикап)

Заключительная часть.



1.Упражнения на дыхание и растягивание


2.Упражнения на внимание.




3.Подведение итогов, награждение.

2 мин.



1 мин.




2 мин.


5 минут.

Статическая растяжка, потягивания.


Приведение в равновесие правого и левого полушария встречными движениями рук.


Объявить оценки, наградить призами.



Внеклассное мероприятие по физической культуре

Тема: «Здоровый образ жизни в режиме дня школьника»

Цели и задачи: 1.Пропагандировать здоровый образ жизни.

2.Прививать правильное понятие здорового образа жизни.

3.Способствовать развитию чувства ответственности индивидуума перед коллективом.

4.Развивать двигательные качества.

5.Развивать координационные способности.

Инвентарь: раскладушки, школьный ранец, мячи, канат, ведро, берёзовые веники, таз, савок.

Состав команд: 5 юношей, 5 девушек.

Ход мероприятия:

Режим дня

Конкурсы

1.Подъём

Из положения лёжа на раскладушке по команде встать, взять зубную щётку, пасту, полотенце и бежать до контрольной отметки, и обратно, положить туалетные принадлежности на тумбочку и передать эстафету следующему из команды, который уже лежит на раскладушке.

2.Зарядка

Разучить и показать комплекс упражнений на 24 счёта, капитан команды показывает, остальные выполняют синхронно. Оценивается подбор упражнений и синхронность выполнения.

3. Дорога в школу.

Эстафета выполняется бегом с передачей школьного ранца (ранец за спиной).

4.Школьный урок.

Конкурс- перетягивание каната всей командой. Образно перетягиванием каната является то, с какой страстью, упорством и рвением дети приобретают знания на уроках в школе.

5.Дорога домой. Обед.

У каждой из команд запечатанный конверт, в нём листок с названием продукта питания. По команде участник бежит до места, достаёт листок и крепит к доске, бежит обратно и передаёт эстафету. И так далее. Суть конкурса в том, что в конвертах написаны продукты трёх категорий: белки, жиры, углеводы. Участникам надо выстроить правильную цепь с позиции диетологии, например: мясо-салат из капусты; каша гречневая-масло-хлеб.

6. Гигиена жилища (уборка в доме)

Эстафета с передачей веника, совка и ведра. По команде участник бежит до определённого места, где разбросано 10 предметов (имитирующих мусор), нужно при помощи совка и веника подобрать и положить предмет в ведро и передать эстафету следующему участнику.

7.Домашнее задание

Участник бежит до определённого места, где лежит ручка и листок бумаги, на котором написаны хорошие и вредные привычки. Надо быстро отыскать и зачеркнуть одну из вредных привычек, и т. д.

8.Занятие в секции

Эстафета: каждый участник выполняет 1 попытку прыжка в длину с места, следующий с того места, где приземлился предыдущий участник и так все 10 человек. Побеждает та команда, которая дальше прыгнула.

9.Баня

Конкурс в виде эстафеты с передачей тазика, веника и мочалки. Участник бежит до места, которое обозначено как «Баня» и обратно. Перед конкурсом рассказать о пользе пара и гигиене тела.

10.Сон

Конкурс заключается в следующем: 9 членов команды раздевают одного участника. Конкурс проводится в виде эстафеты, каждый снимает с «готовящегося ко сну» одну часть гардероба, последний укладывает спать.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!