СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль ОПД в формировании УУД

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно – исследовательская деятельность - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.

 

Просмотр содержимого документа
«Роль ОПД в формировании ууд - доклад»

Проектно – исследовательская деятельность - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.



Как формировать УУД школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом.

Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику.

Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

Универсальные Учебные Действия:

Личностные универсальные действия     обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные действия      дают учащимся организовать их учебную деятельность.

Познавательные универсальные действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, возможно, проследить при организации проектной деятельности на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности по содержанию курса.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.



Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

предполагать, какая информация нужна,

отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Коллективные

Коммуникативные

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

 





Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник замысливания

В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант

Творец

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

Актер

В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.























Просмотр содержимого презентации
«Роль ОПД в формировании УУД»

Проектно – исследовательская деятельность - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД . Роль курса «Основы проектной деятельности» в формировании УУД

Проектно – исследовательская деятельность - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД .

Роль курса «Основы проектной деятельности» в формировании УУД

При ведении проектного обучения необходимо помнить, что образовательным результатом является не конечный произведённый ребёнком продукт, а изменение уровня сформированности ключевых компетенций ,  которые обучающиеся демонстрируют в ходе проектной деятельности. Учитель должен сосредоточится не на продукте, а на отработке процедур проектной деятельности!

При ведении проектного обучения необходимо помнить, что образовательным результатом является не конечный произведённый ребёнком продукт, а изменение уровня сформированности ключевых компетенций , которые обучающиеся демонстрируют в ходе проектной деятельности.

Учитель должен сосредоточится не на продукте, а на отработке процедур проектной деятельности!

Цель курса «Основы проектной деятельности» Формирование культуры и навыков проектной деятельности Основные задачи курса ОПД в 5 класс е Развитие познавательных навыков обучающихся; Формирование умений самостоятельно конструировать пути реализации цели; Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.

Цель курса «Основы проектной деятельности»

Формирование культуры и навыков

проектной деятельности

Основные задачи курса ОПД в

5 класс е

Развитие познавательных навыков обучающихся;

Формирование умений самостоятельно конструировать пути реализации цели;

Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.

Структура курса ОПД 1.Модуль «От проблемы к цели» (10 часов). 2.Модуль «Работа с каталогами» (4 часа) 3.Модуль «Работа со справочной литературой» (5 часа). 4.Модуль «Способы первичной обработки информации» (6 часов). 5.Модуль « Вместе к одной цели» (9 часов).

Структура курса ОПД

1.Модуль «От проблемы к цели» (10 часов).

2.Модуль «Работа с каталогами» (4 часа)

3.Модуль «Работа со справочной литературой» (5 часа).

4.Модуль «Способы первичной обработки информации» (6 часов).

5.Модуль « Вместе к одной цели» (9 часов).

Модуль «От проблемы к цели» (10 часов)   В результате освоения модуля учащиеся: 1. формируют представления о противоречии, лежащем в основе проблемы; 2. получают опыт:  а) описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;  б) постановки задач, адекватных цели;  в) планирования ресурсов. 3. учатся:  а) обозначать проблему;  б) формулировать цель на основании проблемы;  в) формировать план деятельности.

Модуль «От проблемы к цели» (10 часов)

В результате освоения модуля учащиеся:

1. формируют представления о противоречии, лежащем в основе проблемы;

2. получают опыт:

а) описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;

б) постановки задач, адекватных цели;

в) планирования ресурсов.

3. учатся:

а) обозначать проблему;

б) формулировать цель на основании проблемы;

в) формировать план деятельности.

Модуль «Работа с каталогами» (4 часа)   1. Формируют представление:  а) о структуре каталогов;  б) об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки; 2. Получают опыт:  а) самостоятельной работы с каталогами в библиотеке;  б) поиска информации по заданному параметру;  в) установление параметра поиска; 3. Учатся:  а) пользоваться каталогами;  б) устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

Модуль «Работа с каталогами» (4 часа)

1. Формируют представление:

а) о структуре каталогов;

б) об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки;

2. Получают опыт:

а) самостоятельной работы с каталогами в библиотеке;

б) поиска информации по заданному параметру;

в) установление параметра поиска;

3. Учатся:

а) пользоваться каталогами;

б) устранять ошибки, допущенные при поиске информации.

Модуль «Работа со справочной литературой» (5 часов)    Формирует представления :  а)о видах справочной литературы  б)о структурировании информации в справочной литературе. 2. Ученики получают опыт:  а) работы со справочной литературой;  б) отбора информации в соответствии с необходимостью;  в) оформлению ссылок на источник информации. 3. Учатся находить информацию в справочной литературе.

Модуль «Работа со справочной литературой» (5 часов)

  • Формирует представления :

а)о видах справочной литературы

б)о структурировании информации в справочной литературе.

2. Ученики получают опыт:

а) работы со справочной литературой;

б) отбора информации в соответствии с необходимостью;

в) оформлению ссылок на источник информации.

3. Учатся находить информацию в справочной литературе.

Модуль «Способы первичной обработки информации» (6 часов) 1.Формируют понятия о способах первичной обработки информации. 2. Будут уметь:  а)работать с текстом при помощи разных приемов;  б)комбинировать разные способы первичной обработки информации;  в)работать с понятиями;

Модуль «Способы первичной обработки информации» (6 часов)

1.Формируют понятия о способах первичной обработки информации.

2. Будут уметь:

а)работать с текстом при помощи разных приемов;

б)комбинировать разные способы первичной обработки информации;

в)работать с понятиями;

Модуль « Вместе к одной цели » (9 часов) 1. Узнают: -правила командного поведения; -роли участников группового взаимодействия; -основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него. 2. Научатся: - выполнять различные роли в команде; -согласовывать процедуры совместного действия, распределять зоны ответственности за коллективный продукт; -обращаться за помощью в сложных ситуациях группового взаимодействия; -достигать консенсуса при конфликте интересов (при наличии координатора такого взаимодействия).

Модуль « Вместе к одной цели » (9 часов)

1. Узнают:

-правила командного поведения;

-роли участников группового взаимодействия;

-основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

2. Научатся:

- выполнять различные роли в команде;

-согласовывать процедуры совместного действия, распределять зоны ответственности за коллективный продукт;

-обращаться за помощью в сложных ситуациях группового взаимодействия;

-достигать консенсуса при конфликте интересов (при наличии координатора такого взаимодействия).

Ре

Ре

Плюсы проектной деятельности для обучающихся + навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной  деятельности

Плюсы проектной деятельности

для обучающихся

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной

деятельности

Минусы проектной деятельности для обучающихся -  ученик часто попадает в стрессовую ситуацию, переоценивая свои возможности или при возникновение технических накладок;  психологические, коммуникативные проблемы в проектных группах; недостаток времени  обучающихся для  коммуникации;

Минусы проектной деятельности

для обучающихся

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию, переоценивая свои возможности или при возникновение технических накладок;

  • психологические, коммуникативные проблемы в проектных группах;
  • недостаток времени

обучающихся для

коммуникации;

« Ребенок – не сосуд, который нужно заполнить,  а факел, который нужно зажечь…»

« Ребенок – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!