2. Специалист XXI века должен быть интеллигентным, культурным человеком, умеющим ценить мировой опыт и мировые ценности. Он должен научиться самостоятельно находить нужную для себя информацию и грамотно использовать ее в своей работе.
3. Период обучения – важнейший период социализации человека. Студенческий возраст характеризуется стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Поэтому обучение выступает мощным фактором социализации личности студентов и преподавателей. Именно система образования представляет уникальную возможность более или менее спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи. Во-первых, образование является стержнем, вокруг которого, так или иначе, воссоздается вся система общественного самосознания. Во-вторых, образование несет в себе потенциал для внутреннего развития.
Сегодня на сферу образования должна быть возложена особая задача, заключающаяся в формировании нового мировоззрения, которое соответствовало бы эпохе будущего. Однако возникает проблема о необходимости и целесообразности воспитания уже взрослых людей, суть решения которой зависит от толкования данной категории. Если воспитание понимать, как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе профессионального обучения, то ответ должен быть однозначно положительным.
Сегодня обучение и воспитание представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе. Воспитание – это управление процессом социализации индивида, заключающееся в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.
4. Воспитательную деятельность в техникуме можно разделить по следующим направлениям:
Духовно – нравственное воспитание;
Гражданско-патриотическое воспитание;
Эстетическое воспитание;
Воспитание здорового образа жизни;
Экологическое, экскурсионно-туристическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание
5. Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
Ожидаемые результаты:
Студенты научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
6. К мероприятиям духовно-нравственного направления относятся: участие в волонтерской деятельности, участие в первомайской демонстрации и возложение цветов 9 мая. Классные часы, посвященные памятным датам в истории России.
Гражданско-патриотическое воспитание
7. Гражданско-патриотическое воспитание – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны.
Ожидаемые результаты:
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Студенты получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
8. К мероприятиям гражданско-патриотического воспитания относятся различные конкурсы и соревнования по типу «Зарницы»: «А ну-ка парни!», «Допризывник», и другие военно-спортивные игры. Классные часы, посвященные годовщине вывода Советских войск из Афганистана, встреча с последним Героем Советского Союза. Конкурс военно-патриотической песни, литературная гостиная «О родине, о доблести, о славе», Конкурс боевых листков и т.д.
Эстетическое воспитание
9. Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.
Ожидаемые результаты:
Студенты знакомятся с основными направлениями эстетической культуры.
Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
10. Здесь следует указать всевозможные внутренние, внешние творческие конкурсы и мастер-классы: развлекательные, поэтические, музыкальные, подготовка и проведение концертов, походы в библиотеку.
Воспитание здорового образа жизни
11. Воспитание здорового образ жизни – это формирование поведенческого образа жизни направленного на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.
Ожидаемые результаты:
У студентов формируются умения и навыки санитарно-гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
12. Здесь следует упомянуть всяческие спортивные мероприятия. А также ежегодную акцию «Меняй сигарету на конфету», комплекс мероприятий, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИДом, мероприятия по профилактике туберкулеза.
Экологическое, экскурсионно-туристическое воспитание
13. Привлечение и воспитание подрастающего поколения к культуре экологии и туризма, реализация экологического образования; воспитание бережного отношения к родной природе, познавательного интереса, воли и выносливости, взаимоподдержки друг друга.
Ожидаемые результаты:
Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в техникуме, в городе, по месту жительства.
14. Название направления говорит само за себя. Субботники, экологические десанты, туристический слет. Тематические городские квесты.
Так как студенческий возраст – время жизненного, личностного и профессионального самоопределения, период обучения в Профессиональной образовательной организации под профессиональным руководством преподавателя должен быть нацелен на развитие в каждом студенте высокого уровня интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности для способности жить в гражданском обществе. А так как основным средством воздействия педагога является он сам как личность, а не только как грамотный специалист с необходимым набором знаний и умений (профессия педагога требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, способностей), именно человеческие качества, требовательность не только к окружающим, но и, прежде всего к самому себе играют решающую роль в эффективности деятельности преподавателя.
Истинный педагог всегда сможет зажечь хоть ученика, хоть студента, повысить их мотивацию. Настоящий педагог может добиться такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.