СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль практико-ориентированных занятий при изучении дисциплины "Инженерная графика"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации современных социальных требований педагоги разрабатывают новые подходы. Так использование личностно-ориентированного, интерактивного, развивающего, игрового, проблемного, программированного, компетентностного, коммуникативного и инновационного методов обучения, дают возможность учителям найти индивидуальный подход к каждому ученику. Эти подходы помогают при организации процесса обучения уделить внимание каждому учащемуся в отдельности и в то же время работать со всей группой одновременно. Каждый из этих подходов конечной своей целью имеет развитие в учениках способности к самостоятельному добыванию знаний и решению проблем.

Просмотр содержимого документа
«Роль практико-ориентированных занятий при изучении дисциплины "Инженерная графика"»

Роль практико-ориентированных занятий при изучении дисциплины Инженерная графика

В Национальной доктрине образования[1, 2] указано, что образование является высшей ценностью гражданина, общества и государства, то есть образовательный процесс осуществляется как в интересах личности, так и в интересах общества.

Социальный заказ общества, изложенный в законе «Об образовании», предполагает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»[3].

Современное общество ставит перед средними специальными учебными заведениями  задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формированию человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать его духовно-нравственное развитие личности.

Таким образом, современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности.

Личностно-ориентированное образование  в настоящее время очень актуально. Оно подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей. Ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности [5].

Для реализации современных социальных требований педагоги разрабатывают новые подходы. Так использование личностно-ориентированного, интерактивного, развивающего, игрового, проблемного, программированного, компетентностного, коммуникативного и инновационного методов обучения, дают возможность учителям найти индивидуальный подход к каждому ученику. Эти подходы помогают при организации процесса обучения уделить внимание каждому учащемуся в отдельности и в то же время работать со всей группой одновременно. Каждый из этих подходов конечной своей целью имеет развитие в учениках способности к самостоятельному добыванию знаний и решению проблем.

Основной формой организации процесса обучения инженерной графике в Многопрофильном колледже города Орла является урок. Он дает учителю возможность на практике реализовать современные подходы. Каждый из этих подходов требует особой подготовки, как со стороны педагога, так и обучающихся. Одни методики требуют строгого соблюдения правил, как например проблемный и программированный подходы, а в игровом и инновационном, например, возможна различного рода импровизация и отклонение от основного «сценария». В педагогической практике мною широко используются игры, конференции, различные творческие занятия и экскурсии.

Можно сказать, что такие уроки вызывают у учеников больший интерес к обучению, нежели его традиционные подходы к организации. Здесь учащийся может «раскрыться», проявить инициативу, отстоять свою точку зрения, чего он не может сделать на традиционном уроке.

Долгое время распространенной формой игры была - детская игра. В многочисленных трудах ученых Выгодского, Ушинского, Сухомлинского Шмакова игра выступает как источник духовного развития учащихся, как вид развивающейся деятельности, как форма освоения социального опыта.

В настоящее время благотворное влияние игры и на обучение детей, уже никто не будет отрицать.

При использовании игровых технологий на уроках инженерной графики необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных групп одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)     правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2)     игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3)     игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это объясняется тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций на уроках инженерной графики.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

5. Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. Нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

8. В обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата [4].

Исходя из этого, использование игрового подхода в организации процесса обучения на уроке инженерной графики, реализует требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности.

В конечном итоге, следует отметить, что современные подходы имеют большое значение в организации процесса обучения, но, несмотря на это имеются также и некоторые недостатки, устранение которых может значительно улучшить его качество, а также стать хорошей помощью для учителя в реализации современных подходов к организации процесса обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитенко В. Н. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования. Биробиджан: БГПИ, 2000.

2. Пушкин В. Г. Кибернетические принципы самоорганизации. Л., 1974.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»

4.  http://paidagogos.com/?p=105.

5.http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/p/podxod.html - электронный социологический словарь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!