СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль ранней диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль ранней диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений.»

Р оль ранней диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, то есть те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии.

Речь ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение им активной речью.

У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. Это связано с тем, что не происходит смены ведущей формы деятельности, которой является предметно-действенное общение со взрослыми, а продолжает преобладать эмоционально-положительное общение, влекущее за собой отставание речевого развития. В это время происходит становление самой сложной и важной функции мозга — речи.

Различают речь сенсорную – понимание того, что говорят другие, и моторную – произнесение звуков речи самим человеком. Различные неблагоприятные факторы прежде всего влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель психического развития ребенка.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. К таким причинам относятся:

недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения;

различные органические нарушения периферических органов речи.    Выделяют органические центральные (поражение мозга) и органические периферические причины (поражение органа слуха; несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого неба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей);

неблагоприятное влияние окружающей среды, к которому относится воспитание ребенка в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение);

различные психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье);

недостатки педагогического воздействия;

частые заболевания малыша, ослабляющие его организм;

сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, и др.

В настоящее время интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии.

Эффективная работа логопедической помощи детям раннего возраста в трех направлениях: диагностика; коррекция (устранение или сглаживание имеющихся у детей недостатков в речевом развитии) и профилактика; консультация родителей .

Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями.

Актуальность предлагаемой   логопедической работы — ранняя помощь каждому ребенку для успешности в дальнейшей жизни и развитии в целом. Она позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и предупредить отклонения.

Цель работы логопедической помощи — снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей раннего возраста, всестороннее развитие и коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

 Коррекция речи и профилактика проводится по подгруппам в течение учебного года, по результатам их проводится контрольный срез знаний и выясняется эффективность данной работы. Занятия с детьми проходят в игровой форме. Работа с родителями проводится в виде тренинговых занятий, собраний, используются информационные стенды. По возможности, ребенок направляется на консультацию к врачам, которые назначают в случае необходимости медикаментозное лечение.

Таким образом, раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованные ранняя диагностика и  коррекция способны предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!