СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привить детям уважение к старшим, любовь к родителям 

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи у дошкольников»

РОЛЬ СЕМЬИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ

ДОШКОЛЬНИКА


С.И. Ермишина

студентка 3 курса БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»


Передовые мыслители различных эпох высоко ценили значение трудового воспитания. Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [1]. Воспитание должно зажечь в человеке жажду труда серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.

Актуальность данного вопроса заключается в важности трудового воспитания детей в семье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках,пословицах; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.

Во-первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

Во-вторых, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

В-третьих, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации[2].

Большое внимание трудовому обучению детей уделял и В.А. Сухомлинский. "Трудовое воспитание, - отмечал он, - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно, прекрасно".

Выдающийся педагог рассматривал трудовое воспитание в неразрывном единстве с воспитанием высоких нравственных чувств к родителям и другим взрослым людям. Жизнь детей немыслима без труда, без физического и духовного напряжения.

Приучать ребенка к труду надо начинать уже с двухлетнего возраста. Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится более самостоятельным, усваивает полезные практические навыки в самообслуживании, включается в труд взрослых.

 Важно приучать детей выполнять нужные, не менее интересные для них трудовые обязанности, но не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду. Главное говорить ребенку слова «вместе» и «помогу» и это доставит ему большую радость.

Именно в семье ребенок получает навыки относящиеся к ручному труду. Например, девочка уже к 6 годам может держать иголку,пришивать пуговицы, делать стежки, шить для куклы простую одежду, стирать кукольное белье . А мальчики под пристальным вниманием папы учатся вбивать гвоздь,сбивать скамейку для куклы,скворечник для птиц, разные конструкции самолетов.

Важное место в семье родители уделяют вопросам формирования навыков по уходу за собой:снимать, надевать одежду и вешать ее на место, завязывать шнурки, чистить зубы, умываться, причесываться,вытирать нос, пользоваться туалетом, а так же организовать питание.

Родители приучают ребенка: накрыть стол, убрать со стола, подать пищу для своих близких, изучают правила элементарного этикета, поведения за столом.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для каждого члена семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, как проводят вечера, выходные, праздники. Поэтому каждая мама приучает ребенка создать в доме уют не для глаз, а для души всех обитателей.

Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Поэтому необходимо вовлекать малыша в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядки и т. д. важно чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослым.

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом можно убедиться наблюдая за подготовкой к семейным праздникам.

Более старшим детям доверяют более сложные дела: навести порядок в шкафу для посуды, аккуратно разложить белье на полках, помыть игрушечную посуду. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью. Большое влияние на ребенка будет оказывать его посильное участие в подготовке различных семейных праздников, таких как: «День рождения», «День семьи», «День матери», «Новоселье», «Новый год», «Рождество», « Международный день семьи» и др.

В исследовании Д. О. Дзинтере выявлено, что формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, обязанностей поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу нерасторопности или неумелости. Негативно сказываются на развитии ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Наконец, родители часто прибегают отрицательным отзывам о своей работе: «Завтра понедельник так не хочется идти на работу!»; «Только пообедали, а уже об ужине надо думать. Как надоела бесконечная готовка!» такие высказывания могут быть сделаны под влиянием сиюминутного настроения, а маленький ребенок принимает их всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких и любимых людей трудиться.

Нами было проведено исследование отношения родителей к проблеме трудового воспитания. С этой целью нами разработана анкета, содержащая в себе вопросы, направленные на выявление их мнения по поводу обучения трудовым умениям в семье. В исследование приняли участие 18 родителей. Отношение родителей к труду детей в семье оценивалось на основании результатов анкетирования, которое проводилось нами в МБДОУ «Детский сад № 14». По характеру ответов респондентов на вопросы анкеты: «Нужно ли обучать ребенка труду в семье?»; «Почему?»; «Чему и как вы учите сына\дочь трудиться дома?» можно было судить о глубоком понимании родителями необходимость приучать ребенка к труду в семье.Анализируя ответы родителей, нами был сделан вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – хозяйственно-бытовой труд, остальные виды труда занимают незначительное место.

Для осуществления трудового воспитания в семье, важно добиться, чтобы родители понимали необходимость совместной работы с детским садом по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома, а так же должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы. С этой целью необходимо знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста в дошкольном учреждении.

Таким образом, проведенная работа показала значимую роль семьи в трудовом во Мы убедились в том ,что именно семья способствует подготовке ребенка к жизни, созданию положительного отношения к своему труду. Формирует готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения и проявлять ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.



Библиографический список

  1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 14-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2013. - 416 с.

  2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — Москва: «Академия», 2002.

  3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика[Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений\Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов.- 2-е изд.-Москва : «Академия», 1997.-240с.

  4. Веракса, А. Н. От рождения до школы [Текст] : основная образовательная программа дошкольного образования / А. Н. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильева. - 3-е изд., испр. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.

  5. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. Москва: Просвещение, 1987.- 98с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!