СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ» (консультация для воспитателей дошкольных учреждений)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, познает окружающий мир. Атмосфера любви детей и родителей создает положительное эмоциональное воздействие на ребенка, поэтому будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению не только специалистов, но и их родителей.

 В материале изложены подходы к решению данной проблемы в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
««Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ» (консультация для воспитателей дошкольных учреждений)»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 98»

города Магнитогорска








«Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении

дошкольников с ОВЗ»

(консультация для воспитателей дошкольных учреждений)



















Соломкина Ирина Владимировна ,

воспитатель высшей кв.категории






Магнитогорск

2022 год

Аннотация

Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, познает окружающий мир. Атмосфера любви детей и родителей создает положительное эмоциональное воздействие на ребенка, поэтому будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению не только специалистов, но и их родителей.

В материале изложены подходы к решению данной проблемы в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.


Введение

В последнее время проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья   является особо актуальной.

      Участие родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий  логопеда, психолога, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

Общая характеристика детей

с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развитияобучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.

Коррекционно-воспитательная работа

по преодолению речевых нарушений

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя.

При ведущей роли учителя-логопеда в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя- логопеда.

Развитием речи детей в группе занимается воспитатель. Воспитатель работает в тесном контакте с учителем-логопедом, дополняя друг друга. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе воспитатели обеспечивают практическое знакомство детей с ОВЗ с предметами и явлениями, особенно результативно это происходит в продуктивных видах деятельности. В ходе конструирования, аппликации, лепки воспитатели создают условия для развития навыков общения, расширения и обогащения словаря детей: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Педагоги поддерживают и поощряют речевую активность каждого ребенка и направляют ее в нужное русло и использую для решения коррекционно-развивающих задач. В группе воспитатели тренируют у детей мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым, идет не только отработка общих задач (научить новому навыку, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Благодаря организации разнообразных занятий и режимных моментов в течение дня воспитатели обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении периода пребывания детей в группе. В работе над фразовой речью воспитатель широко использую речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения.

Таким образом, благодаря постоянной, систематичной совместной работы воспитателя и учителя-логопеда, педагоги обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей с ОВЗ в ДОУ. Происходит активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкции, развиваются навыки связной речи, совершенствуется слуховое внимания и фонематическое восприятие, закрепляется правильное звукопроизношение.

Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников

На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, поэтому педагоги очень тесно должны сотрудничать с родителями воспитанников. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому педагоги должны проявлять инициативу и стараться понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Исходя из практики работы с детьми, можно выделить три типа родителей:

  Первый тип родителей – «Родитель активный». К сожалению, это самая малочисленная группа – это родители, которые адекватно оценивают возможности своего ребенка, осознают и принимают тот факт, что их ребенок имеет серьезные нарушения.

 Родители этого типа занимают активную позицию в процессе коррекции и развития речи у детей (добросовестно и регулярно выполняют все рекомендации педагогов группы, учителя-логопеда, педагога-психолога; посещают групповые и индивидуальные консультации и семинары-практикумы, проводимые педагогами и специалистами; активно включаются во все начинания педагогов группы).

 Второй тип родителей – «Родитель пассивный». Эти родители осознают трудности, которые испытывает их ребенок, принимают их. В учебно-педагогическом процессе они занимают пассивную позицию, считая, что тех усилий, которые приложат педагоги, будет достаточно для того, чтобы помочь ребенку преодолеть имеющиеся нарушения. Нередко родители такого типа оправдывают свое бездействие тем, что не имеют соответствующего образования и опыта («Пусть уж как-нибудь без меня…»; «Они же специалисты, они лучше справятся…»).

Третий тип родителей – «Родитель игнорирующий». Родители этого типа игнорируют очевидные проблемы детей, ожидая, когда трудности разрешаться сами собой. Такое поведение может быть вызвано разными причинами: незнанием родителями особенностей развития дошкольника, высоким уровнем родительских притязаний, нежеланием признать, что ребенок не оправдал возложенных на него надежд, желанием скрыть от родных и знакомых тот факт, что ребенок нуждается в коррекционной помощи.

 А ведь именно благодаря родителям малыш сможет поверить в свои силы, найти понимание и поддержку, справиться с трудностями. Очень важно, чтобы это понимали родители, чтобы в решении проблем ребенка они занимали активную позицию, были ему опорой, знали, как и чем ему помочь, умели это делать. Поэтому необходимо, чтобы родители владели информацией о психофизических особенностях детей с ограниченными возможностями и знали, какие методы и средства будут наиболее эффективными в процессе их развития.

Основные направления работы с родителями детей с ОВЗ

1. Психологическая помощь и поддержка семьи;

2. Информационно-образовательная поддержка: изложенные в доступном виде сведения о заболевании ребенка, современных методах обучения и воспитания. Знания такого рода помогают родителям адекватно оценивать ситуацию, ее ресурсы, выстраивать оптимальную реабилитационную тактику, и, следовательно, снижают эмоциональное напряжение, вызванное особенностями развития ребенка.

Правовые основы взаимодействия ДОУ и родителей

В соответствие с Уставом ДОУ, участниками образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов являются  воспитанники, их родители (законные представители), педагогические,  медицинские работники и другие сотрудники учреждения.

Родители (законные представители) имеют право на:

- квалифицированную  помощь по вопросам воспитания и обучения ребенка;

- присутствие на педагогических советах, в тех случаях, когда заслушивается вопрос об обучении и поведении его ребенка;

- присутствие на обследовании ребенка специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения ДОУ;

- посещение образовательной и иной деятельности детей в пределах учреждения с разрешения Заведующего ДОУ.

Родители (законные представители) обязаны:

- выполнять решения органов самоуправления, соблюдать Устав МБДОУ;

- принимать участие в деятельности родительской общественности;

- поддерживать постоянную связь с педагогами, оказывать им содействие в реализации уставных целей;

- обжаловать решения администрации ОУ или его Совета в вышестоящих инстанциях в установленном порядке;

- участвовать в выработке и принятии решений органов самоуправления ОУ, высказывать свое мнение, критические замечания, вносить предложения в адрес любого работник ОУ.

Формы и методы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ

Значимость и разнообразие форм работы с родителями, имеющими ребенка с ОВЗ  трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей.  Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.

Основные формы взаимодействия с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы подразделяются на:

- коллективные,

- индивидуальные,

- наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, консультации, семинары.

К индивидуальным формам относятся беседы с родителями и тематические консультации.

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются: наглядная информация для родителей, родительские собрания, памятки для родителей, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, информационные стенды, дни открытых дверей.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: учителя-логопеда и медицинского работника, музыкального руководителя.

Беседа - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие педагога и родителей. Беседа может возникать стихийно или по инициативе любого участника коррекционно-развивающего процесса. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Тематические консультации организуются с целью подробного освещения вопроса, который является актуальным на данный момент для одной или нескольких семей. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в ДОУ  они могут получить поддержку и совет.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы. К ним относятся  выставки детских работ, стенды, папки-передвижки и т.д.

     Также в работе с родителями педагоги должны использовать и нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей, выставки совместных поделок, презентации, совместная проектная деятельность с семьей.

 В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп:

- информационно-аналитические,

- досуговые,

- познавательные,

- наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам ДОУ. Полученные сведения позволят лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.  Родители становятся более открытыми для общения.

Познавательные формы организации общения педагога с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями  развития детей, рациональными методами и приемами коррекции   нарушений,  способствуют формированию у родителей практических навыков.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, на родительских  собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам коррекции развития детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение данной проблемы. Возможна организация родительского клуба. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На таких собраниях дети вместе с родителями просматривают видеоматериалы, книги и обсуждают мультфильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на коррекционно-развивающий процесс. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные нетрадиционные формы организации общения ДОУ  и родителей решают задачи ознакомления семьи с условиями, содержанием и методами работы ОУ, что позволяет объективнее оценивать его деятельность.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.

Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим образовательным  учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися с детьми.

Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Примерные формы работы с родителями в ДОУ

- Анкетирование.
- Родительское собрание.
- Мастер-класс. Основной принцип мастер-класса – "Я знаю, как это делать, и я научу вас".
- Индивидуальная консультация.
- Открытое занятие.
- Информационный стенд.
- Информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ.

Принципы взаимодействия педагога с родителями

Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.

1.  Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.

2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.

3Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а  не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, педагог должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.

5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.



Заключение

Взаимодействие с родителями - процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.     

 От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Таким образом, роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий учителя-логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.






























Рекомендуемая литература

1. Азизова, В. П. Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.vpedagog.ru/articles/childrens-fears.html, свободный.

2. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь декабрь 2008

3. Дети с недостатками в развитии: в помощь родителям. – Барнаул: Инв-ЭСКО-спорт, 1999.

4.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М.: ООО «Аспект», 2005. – 448 с.

5.Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.

6. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/ Г.Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю.Н.Вьюнкова и др.; Под.ред. Г.Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

7.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитиии: учебн. пособ. для студ.сред. пед.учеб.заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиванов, С.Н. Шаховская, Ю.А. и др. – 3-е изд., доп. – М. : «Академия», 2001. – 160с.

8.Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

9. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология; Флинта, МПСИ - Москва, 2010. - 376 c.

10. «Особенная» семья – «особенный» ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2003. – 232 с.

11.Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями

развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008

12. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети: [пер. с англ.] / М. Селигман, Р. Дарлинг. – М.: Теревинф, 2007. – 368 с. – (Особый ребенок).

13. Семья и аномальный ребенок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ritonok.narod.ru/fails/st2.htm, свободный.

14. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/family/00058.htm, свободный.

15.Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997

16.Содействие семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной реабилитации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=475197, свободный.

17. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : «Академия», 2001. – 312 с.

18. Токарева, С. В. Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.portal slovo.ru/pedagogy/37996.php, свободный.

19. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи

и основные принципы – С -Пб, «Речь», 2005

20. Фирсова, Е. Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях с умственно отсталыми школьниками // Специальная психология. – 2009. – № 3. – С.53-59.

21.Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. – М.: Теревинф, 2006. – 40 с. – (Лечебно-педагогические программы).

22. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка: дети и психологические проблемы в семье. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с. – (Психология детства: современный взгляд).

23. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!