СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль семьи в правовом воспитании ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Роль семьи в правовом воспитании ребенка"»


«Роль семьи в правовом воспитании  ребёнка»



С древнейших времён человечество понимало, что счастливая жизнь начинается со счастливого детства. Многие философы и мыслители прошлого поднимали в своих трудах проблему защиты прав детей.

С наступлением 21 века проблема защиты прав ребенка стоит особенно остро и объясняется рядом причин:

Во-первых, часто безнаказанное нарушение прав, свобод и законных интересов ребёнка частными и должностными лицами;

Во-вторых, неспособность детей самостоятельно защищать свои права и законные интересы;

В-третьих, недостаточность жизненного опыты, беспомощность детей.

Социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

Первичным институтом защиты прав ребёнка выступает семья. В семье, где ребёнок рождается, растёт, воспитывается и формируется как личность, он впервые получает защиту от различных неблагоприятных условий окружающей среды.

 Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Школьный возраст — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей. Причем, они не только имеют право, но и обязаны это делать. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Для разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН–ЮНИСЕФ, осуществляющий  международную защиту прав ребёнка, который разработал следующие документы:

Декларация прав ребёнка (1959)

В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Приняв краткую Декларацию прав ребёнка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка (1989 г.) стала базовым документом по защите прав детей во всём мире. Это соглашение государств, подписанное ими. Если Декларация провозглашает права человека и рекомендует государствам их выполнять, то Конвенция требует обязательного их выполнения. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

Конвенция состоит из 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция ставшая  результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединённых Наций 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, после ратификации её двадцатью государствами. В настоящее время 174 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате присоединения к ней. Конвенция о правах ребёнка увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Итак, главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребёнка. 

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;

– на развитие;

– на защиту;

– на активное участие в жизни общества.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) принята 30 сентября 1990 года в США Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, в которой говорится, что дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежды. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Однако для многих детей реальности детства совершенно другие. Дети подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию, страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса, умирают от недоедания и болезней.

Защита человеческого  достоинства является одним из основополагающих прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав  человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Никто не имеет права унижать, оскорблять, жестоко обращаться с ребенком.

Что же подразумевается под словами «Жестокое обращение»? Это любого рода насилие над ребёнком, а именно:

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.  

Сексуальное насилие или развращение - осознанное или неосознанное в силу возрастной незрелости или других причин вовлечение ребенка, с его согласия или без, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей. Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с  тем  чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие–периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим  насилием  является:

-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

-угрозы в адрес ребенка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;

-предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

-ложь и невыполнение взрослым обещаний;

-однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

-обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

-принижение его успехов;

-длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

-совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

-похищение ребенка;

-причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка. 

 К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

-задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

-импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;

-попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);

-уступчивость, податливость;

-ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

-депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

-запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

-ребенок не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

-брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

-отсутствуют прививки, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

-не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

-устает, апатичен, имеются отклонения в поведении, в том числе противоправные.

Ничто не может оправдать жестокое обращение родителей к своим детям-ребенок и родитель имеют равные права, в том  числе и право быть свободным от страха и насилия.

Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям—эстафета ненависти и жестокости продолжается.

 Есть старинная мудрость:

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!