СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья – это ячейка общества, союз мужчины и женщины, связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет потребности в общении, в любви, в понимании.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста»

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья – это ячейка общества, союз мужчины и женщины, связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет потребности в общении, в любви, в понимании.

По мнению Л.В. Зубовой, семья – это та среда, в которой ребенок начинает жить, и к которой он очень восприимчив. Именно это воздействие, накапливаясь с возрастом, становится частью личностной структуры. В этом смысле важно абсолютно все: и социальное положение, и род занятий, и уровень образования родителей, и сама внутрисемейная атмосфера [1, с.54].

Семья как первый инсти­тут социализации имеет огромное значение на развитие основных черт лично­сти дошкольника, на развитие у него нравственных качеств. Именно в семье дети получают первые уроки социальной жизни, формируется харак­тер.

Формирование детей, их процесс усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей начинается с общения с близкими и родными ему людьми. Разумеется, что создать такой тесный и постоянный контакт является доступным только в семье.

Воспитание своих детей, формирование личности ребенка, с первых лет его жизни – основное обязательство родителей. Родители имеют огромное влияние на ребенка, приобщают его к окружающему миру. В семье, где ребенок растет не один, создаются самые благоприятные условия для разностороннего развития личности. Конечно, родители должны быть примером для подражания, уметь правильно организовать жизнедеятельность своего ребенка, ведь от этого зависит успех воспитания.

В период раннего детства взрослым, который оказывает большое влияние на развитие ребенка, являются родители, особенно мать. Г.Г. Кравцов считает, что в формировании личности ребенка занимаемая матерью позиция во многом определяет весь ход психического развития дошкольника в раннем возрасте, его способностей, черт характера [2, с.66].

Важное место в процессе формирования личности ребенка занимает безграничная любовь родителей к нему. В этом случае у ребенка появляется ощущение себя ценностью своих родителей. Любовь в семье дает детям необходимую для них защищенность в этом огромном мире. Следствием этого является гармоничное развитие личности в целом.

Дети уже с рождения ощущают, как положительные, так и отрицательные контакты со стороны взрослых. Все дальнейшее развитие дошкольника зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Даже мимолетная улыбка может заменить ощущение некоторых контактов. Нехватка эмоциональных контактов всегда отрицательно влияет на личности дошкольника и в последующем может привести к страху перед общением. Халатность семьи к потребностям и чувствам своего ребенка препятствуют его здоровому развитию.

По мнению Н.И. Непомнящей, существует прямая связь между определенными особенностями условий жизни, воспитания в семье и типом формирующейся личности. Ведь направленность ближнего окружения на бытовой комфорт и материальное благополучие отрицательно влияет на самостоятельную деятельность ребенка [3, с.160].

Именно родители становятся главным образцом поведения детей. А в случае, если они теряют свой авторитет, то подражать дети начинают знакомым, а это может плохо влиять на ребенка. Еще с древних времен, считалось очень значимым сохранить уважение к старшим в семье, что означало главное условие морально устойчивого подрастающего поколения. Нужно уважительно относиться к интересам и взглядам своего ребенка, попытаться понять мирок, в котором они живут и тогда вряд ли ребенок усомниться в авторитете своих родителей.

В семье дошкольник учится выражать свое мнение, учится отличать плохое от хорошего, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. То, что ребенок получает в детстве, у него это сохраняется на всю жизнь. Ценность семейного воспитания выражается в том, что в ней ребёнок находится в течение большого периода своей жизни, и по длительности своего влияния на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Отношения ребенка и взрослого в семье должно быть доверительным. Дети должны понимать то, что они еще многое не знают, поэтому должны прислушиваться к советам взрослых. В семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, самостоятельности, инициативы.

Таким образом, первостепенную роль в формировании личности играет семейное воспитание. Родители всегда должны быть примером для подражания, ведь все хорошее и все плохое человек получает из семьи. Проявляя любовь и понимание к детям, мы можем сформировать полноценно здоровое развитие личности. От того, каким было у человека детство, зависит весь уклад его личности и его жизненная судьба.


Список литературы

1. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. – 2002. – №7. – С. 54.

2. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. – 1991. – №2. – С. 66.

3. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. – 160 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!