СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в формировании финансовой грамотности подростка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представление родителей  об их роли в развитии финансовой грамотности подростка.

Задачи:сформировать у родителей понимание  об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми;  выявить противоречия и проблемы семейного воспитания на пути  формированияэкономического мышления ребёнка; отработать подходы в воспитании культуры финансовой грамотности всей семьи.

Форма проведения: час общения.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в формировании финансовой грамотности подростка»






Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций



Внеклассное мероприятие (родительское собрание????)

для обучающихся 5-7 классов и их родителей


Роль родителей в развитии (формировании)

финансовой грамотности подростка


Подготовила

Шендрик Наталья Ивановна,

учитель экономики МБОУ гимназии №103

г. Минеральные Воды

Минераловодского городского округа










Роль родителей в развитии (формировании) финансовой грамотности подростка. (Слайд 1)

Цель: расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности подростка.

Задачи: сформировать у родителей понимание об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми; выявить противоречия и проблемы семейного воспитания на пути формирования экономического мышления ребёнка; отработать подходы в воспитании культуры финансовой грамотности всей семьи.

Форма проведения: час общения.

Форма работы:

• анкетирование;

• беседа;

• игра.

Оформление и оборудование:

Мультимедийный проектор и компьютер; презентация по теме: «Роль семьи в развитии (формировании) финансовой грамотности подростка»; раздаточный материал: памятка «Учитывайте особенности возраста при обучении ребенка финансовой грамотности», памятка «10 правил безопасного использования банковской карты».

Ход собрания.

Учитель: Добрый день, уважаемые родители и ребята. Сегодня мы проводим совместный урок взрослых и детей. Перед началом, познакомимся с правилами нашей работы: (слайд 2)

1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2. У нас нет зрителей, работают все.

3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем слушать других и задавать корректные вопросы.

Учитель: Все согласны с правилами?

Учитель: В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но и детей. А как же иначе, если мама с папой каждый день только и делают, что говорят о том, что, сколько стоит, почему подорожало и как заработать больше. Наши ребята тоже задаются вопросами и хотят от нас услышать ответы на них. К сожалению, мы не всегда можем ответить на вопросы ребят из-за нехватки времени, а иногда из-за отсутствия соответствующих знаний. Поэтому сегодня наша задача сформировать базу знаний и ответить на вопросы волнующие не только нас, взрослых, но и наших детей.

Для продолжения беседы необходимо ответить (да, нет) на вопросы анкеты (отвечают и дети, и взрослые): (слайд 3)

  1. Участвуют ли дети в планировании семейного бюджета?

  2. Знаете ли вы как не покупать лишнего?

  3. Правильно ли, по вашему мнению, расходуются карманные деньги ребенком?

  4. Знаете ли вы правила безопасного обращения с деньгами?

  5. Способны ли дети содействовать экономии семейного бюджета?

Давайте сравним ответы детей и родителей на первый вопрос. Участвуют ли дети в планировании семейного бюджета?

Родители и дети сравнивают ответы.

Учитель: Уважаемые взрослые, можете ли вы объяснить, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?

Родители:

  1. Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.

  2. Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.

  3. Мы и так знаем, что они могут предложить и учитываем их пожелания.

Учитель: Согласны ли с мнением родителей дети?

Дети: высказывают свои мнения.

Учитель: Для того чтобы развеять сомнения родителей, а ребятам дать возможность отстоять право участвовать в планировании семейного бюджета поиграем в игру.

Для проведения игры разделимся на команды по две семьи в каждой.

Игра 1. Бюджет семьи (слайд 4).

Условие игры: за 1 минуту в таблицу «Доходы и расходы» записать как можно больше статей.

Доходы

Расходы

1



Время закончилось. Проверяем ответы.

(слайд 5) Таблица «Доходы и расходы»

Доходы

Расходы

1

Заработная плата

Питание

2

Пенсия

Одежда

3

Премия

Коммунальные услуги

4

Дотации и пособия

Транспортные расходы

5

Гонорар

Мебель

6

Стипендия

Налоги

7

Рента

Досуг и развлечения

8

Проценты

Дополнительные образовательные услуги

9

Дивиденды

Платные медицинские услуги

10

Наследство

Непредвиденные расходы

11

Грант


12

Бонус


13

Налоговый вычет за покупку квартиры, образование, медицинские услуги


Вот как много статей пополнения семейного бюджета мы знаем!

Учитель: С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

Родители и дети: рассказывают о трудностях.

Учитель: Уважаемые родители, удалось ли вам за одну минуту объяснить детям значение разных статей доходов и расходов?

Родители: Статьи, которые вспомнить удалось, объяснили, статьи, которые не вспомнили, не удалось.

Учитель: Оказывается, не так уж много времени на это надо. Но мы еще раз дадим определения всем статьям доходов и расходов. (Перечисляем статьи расходов и расходов с пояснением каждого) Запомнили?

Дети: Да!

Учитель: Переходим ко второму вопросу. Знаете ли вы как не покупать лишнего?

Родители:

  1. Ходить в магазин со списком.

  2. Иметь в кошельке деньги, только на необходимые товары.

  3. Не брать с собой детей!

Учитель: Ребята согласны с взрослыми?

Дети: Нет! (доводы детей).

Учитель: Можете ли вы определить степень необходимости товара?

Родители: Да, если товар первой необходимости или на товар есть необходимая сумма денег.

Учитель: При помощи следующей игры мы попытаемся понять, как же определить степень значимости товара.

Игра 2. Докажи, что товар необходим (слайд 6). Каждая семья играет отдельно.

Условия игры: за 1 минуту назвать больше плюсов или минусов одного и того же товара и убедить в необходимости или ненужности данного товара. Товар каждая семья выбираете самостоятельно согласованно (можно взять товар, который планируется приобрести в ближайшее время).

Название товара

Плюсы товара

Минусы товара

Игра закончена. Обсуждаем результаты.

Родители и дети: зачитывают плюсы и минусы выбранного товара, оглашают результат.

Учитель: Можно сделать вывод, если товар действительно необходим, то и доводов для его покупки будет больше, а если товар приобретается по привычке, то и минусов можно найти достаточно. Главное, сначала взвесить все за и против, а потом совершать покупку. Так мы сможем уберечь семейный бюджет от лишних затрат.

Учитель: Переходим к третьему вопросу. Правильно ли, по вашему мнению, расходуются карманные деньги ребенком?

Родители и дети: краткое обсуждение

Игра 3. Распредели карманные деньги (для детей) (слайд 7).

Учитель: Ребята, вам предстоит определить желаемую сумму карманных денег на неделю и распределите их по статьям расхода так, чтобы родители могли убедиться в вашей грамотности в обращении с деньгами? Но прошу не забывать, ваша задача, как и задача взрослых экономно использовать семейный бюджет. Желаю успеха!

Учитель: С родителями мы познакомимся с памяткой (Приложение 1) «Учитывайте особенности возраста при обучении ребенка финансовой грамотности» (раздает родителям).

Прежде чем приняться за обучение ребенка финансовой грамотности, обязательно изучите психоло­гические особенности его возраста. В разные возрастные периоды может отличаться способность к восприятию и интерпретации полученной информации, а также спо­собность ставить долгосрочные цели. Не нужно давать ребенку больше информации, чем он способен понять — это может вызвать нежелание заниматься финансовыми вопросами дальше.

Учитель: Пока мы знакомились с возрастными особенностями детей, наши ребята уже подготовили представить свои программы по распределению карманных денег. Послушаем их.

Ребята: представляют и обосновывают свои действия.

Родители: задают вопросы и помогают скорректировать действия своих детей в отношении карманных денег.

Спорные вопросы решаем совместно!

Учитель: Следующий вопрос звучит так: Знаете ли вы правила безопасного обращения с деньгами?

Дети и родители: Да!

Учитель: Не торопитесь их называть. Мы поиграем в очередную игру под названием: Финансы и безопасность!

Условия игры: За 1 минуту записать, а потом назвать как можно больше способов безопасного обращения с деньгами. Время пошло!

Итак, по очереди озвучиваем разные способы, без повторений.

1 семья: Не вкладывать в финансовые пирамиды.

2 семья: Не влезай в долги.

3 семья: Прежде чем выбрать товар ознакомьтесь с содержимым всех полок и ценами.

4 семья: Не носить большую сумму денег, а если возникла такая необходимость разделить ее на несколько частей и поместить в разные места (карман пиджака, потайной карман сумки и т. д.).

5 семья: Застраховывайте вклады и кредиты.

6 семья: Не поддавайтесь на акционное предложение, например «2 по цене 1».

7 семья: Хитрые ценники некруглой цены – «19 рублей 99 копеек».

8 семья: Учись контролировать свои финансы.

9 семья: Хранить деньги на банковской карте.

Учитель: Да, способ хранения денег на банковской карте очень удобный, но он тоже требует соблюдение правил обращения с ней. Рассмотрим подробнее эти правила (слайд 8-10).

10 правил безопасного использования карты:

  1. Храните ПИН-код отдельно от карты.

  2. Не сообщайте ПИН-код посторонним лицам и не вводите его при работе в интернете.

  3. В случае потери карты или ПИН-кода срочно обратитесь в банк для блокировки карты.

  4. Подключите услугу СМС-уведомлений о действиях по карте.

  5. Храните в кошельке и в мобильном телефоне контактный номер службы поддержки держателей карт на случай потери или кражи.

  6. Обратите внимание: банк никогда не будет отправлять вам писем с требованием в ответ прислать номер карты, ПИН-код. При получении подобных писем не отвечайте на них и предупредите сотрудников банка.

  7. При снятии денег при помощи банкомата обращайте внимание на его внешний вид на наличие странного вида накладок на щель картоприемника. При возникновении подозрений лучше воспользуйтесь другим банкоматом и предупредите сотрудников банка.

  8. Не оставляйте карту без присмотра, даже если расплачиваетесь за заказ в кафе, - просите официанта принести мобильный терминал.

  9. Регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение на домашнем компьютере, с которого осуществляется вход в интернет – банк или производятся покупки в интернете (авиа- и ж/д билеты, бронирование отеля и т.д.)

  10. Установите доступный лимит по карте. Так вы повысите уровень безопасности своих финансовых средств и сделаете бюджет более послушным.

Это стоит запомнить и взрослым, и детям!

Учитель: Последний вопрос нашего собрания: Способны ли дети содействовать экономии семейного бюджета? Ответ на него мы получим во время игры

«Как я экономлю семейный бюджет!»

Условия игры для детей: перечислить правила экономии бюджета детьми. Родители консультируют, задавая наводящие вопросы.

Примеры ответов.

  1. Бережно относиться к личным и семейным принадлежностям.

  2. Разумно расходовать карманные деньги.

  3. Учиться хорошо, чтобы не тратить деньги семьи на репетиторов.

  4. Всегда выключать свет, газ, воду во избежание переплат за коммунальные услуги.

  5. Помогать родителям, на приусадебном участке выращивать экологически чистые продукты питания.

  6. Не подвергать свое здоровье и жизнь опасностям.

  7. Экономить на транспортных расходах, если возможно.

  8. Совместно с родителями сберегать и накапливать на банковском счете лишние деньги.

  9. С 14 – летного возраста подрабатывать в фирме родителей или близких родственников.

  10. Составить личный финансовый план.

Учитель: Молодцы! Все молодцы родители и дети. Многое вам было известно, многое вы узнали сегодня. Но главным в семье каждого из вас должно стать доверие друг другу и совместное решение проблем даже финансовых. В завершении нашего собрания предлагаю финансовый девиз семьи

Единая семья – единый бюджет, бесполезным тратам скажем все нет!


Источники информации


1. http//welf.ru/kniga-finansovoe-zdorove;

2. https://yandex.ru/images/

3. Зеленцова А., Петелина Е. 12 простых шагов к новой финансовой жизни.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!