СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль сравнения в создании образов героев повести А.Балакаева "Три рисунка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская  работа  посвящена известному  калмыцкому поэту   ХХ в   Алексею Гучиновичу Балакаеву. В  повести «Три рисунка» Алексей Балакаев сумел создать незабываемые образы героев, сумел передать их чувства ярко, живо и неподражаемо.  В современном литературоведении исследованию языка повести А. Балакаева посвящено много работ. Однако не рассмотрен такой вопрос «Роль сравнения в создании образов героев повести». А сравнение – один из  изобразительно-выразительных приемов, которым мастерски владел Балакаев и использовал его как яркое и многофункциональное изобразительное средство.             Цель работы: исследовать роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в создании образов героев в повести А. Балакаева «Три рисунка»

 

Просмотр содержимого документа
«Иссл.раб Бал.»





Оглавление

Введение……………………………………………………..3- 4 стр.

Глава 1.    Способы выражения сравнения ……….........5 - 7 стр.

Глава 2.    Роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в создании образов героев в повести Алексея Балакаева «Три рисунка»………………………………………………………..  8 -  14 стр.              

3. Заключение………………………………………………….15 - 17 стр.

4. Список использованной литературы.................................... 18 стр.

































Введение

Русский язык богат, он имеет неисчерпаемые возможности, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Мастером слова в Калмыкии называют Алексея Балакаева. В  повести «Три рисунка» Балакаев сумел создать незабываемые образы героев, сумел передать их чувства ярко, живо и неподражаемо.

В современном литературоведении исследованию языка повести А. Балакаева посвящено много работ. Однако не рассмотрен такой вопрос «Роль сравнения в создании образов героев повести». А сравнение – один из  изобразительно-выразительных приемов, которым мастерски владел Балакаев и использовал его как яркое и многофункциональное изобразительное средство.( Слайд 1)

            Цель: исследовать роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в создании образов героев в повести А. Балакаева «Три рисунка»

Задачи:        

  1. Изучить материал по теме исследования,  дать определение сравнению

  2. Проанализировать художественный текст повести, определить способы выражения сравнения, выявить наиболее часто употребляемую форму сравнений

  3. Выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения.

  4. Сделать вывод о значении сравнения как литературного приема в повести Алексея Балакаева.

  5. Отобразить с помощью сравнений трагедию калмыцкого народа.

 

3



Актуальность темы. Исследовательская работа посвящена известному калмыцкому поэту ХХ в Алексею Гучиновичу Балакаеву, которому 10 февраля 2013 года исполнилось 85 лет.

Актуальность исследования: Необходимость детальной разработки одного из художественного определения, подчеркивающее какое – либо свойство предмета или явления в творчестве А.Г. Балакаева на примере повести «Три рисунка»

Объектом  нашего исследования стала повесть А.Балакаева «Три рисунка». Данная повесть посвящена депортации калмыцкого народа. В образе Бори автор пытался передать трагедию своих земляков, оказавшихся в изгнании.

Предметом исследования является сравнение как художественное  средство в повести «Три рисунка» Алексея Гучиновича Балакаева.

Работа носит как теоретический, так и прикладной характер, данные исследования можно использовать на уроках литературы при изучении творчества А. Балакаева и уроках, на которых рассматривается сравнение как художественное средство, в анализе стихотворений, для написания сочинения.

 









4



Глава 1.    Способы выражения сравнения

СРАВНЕНИЕ - художественное, поэтическое  определение,  подчёркивающее какое-либо свойство   предмета  или  явления. (Слаид 2)

В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. Эти способы относятся к лексическим, синтаксическим и морфологическим единицам. К основным, т.е. самым распространенным, принято относить три способа:

1. Творительный падеж существительного (От дружелюбного взгляда начальника, будто рукой сняло.)

2. Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно  (Мой маленький друг расцвел, как эти тюльпаны.)

3. Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий. (Боря стал похож на маленького солдата.)

Существует мнение, что сравнение в форме творительного падежа существительного произошло из древних поверий об оборотничестве: тогда люди верили, что человек может в тех или иных условиях превращаться в зверя, птицу, дерево, т.е. "оборачиваться" им. Вспомните героя русской народной сказки, который, ударившись о землю, оборачивается серым волком. Таким образом, форма творительного падежа была рождена определенным фантастическим содержанием.

Уже в первых памятниках литературы эта форма сравнения получила довольно широкое распространение. Так, например, в «Слове о полку Игореве» мы слышим следующие строки: «Боян бо вещий, аще хотяше песнь

5

творите, растекашился мысью по древу, серым волком по зимли, шизым селезнем под облакы…»Сравнения в творительном падеже достаточно распространены в разговорной речи: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией". Сравнение в форме творительного падежа является характерной чертой устного народного творчества, но и в художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности. Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее, когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку.

Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии.

Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Н. Гоголя, М.Лермонтова, С.Есенина, А. Блока и М. Цветаевой.

Сравнительные конструкции со словами подобный, похожий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. «Гора похожа на медведя», «лает подобно собаке», «он похож на пугало».

Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Гоголя, Тургенева и Короленко.

В повести Балакаев использует все эти виды сравнения, но он  применяет ещё и свой особенный способ сравнения, который можно назвать сюжетным.

Его сравнение становится столь обширным, что вырастает, словно в

6



самостоятельную картину, которая на самом деле нисколько не является самодовлеющей, а помогает конкретнее, полнее, глубже раскрыть характер человека или его душевное состояние.

Такой  способ сравнения Алексей Балакаев взял из народной поэзии. Яркое красочное сравнение усиливает песенное звучание стиля повести и трагедию высланного народа.

























7



Глава 2.    Роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в создании образов героев в повести Алексея Балакаева «Три рисунка»

Образ степи для писателя – образ Родины. В описании степи проявляются горячая любовь писателя к родной земле, вера в её могущество, восхищение её красотой и бескрайними просторами. Описание калмыцкой степи помогают понять состояние души калмыков, оказавшихся изгнанными в суровую Сибирь. В данных ниже примерах Балакаев использует две формы выражения сравнения: сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий и сравнительные обороты с союзом «как». Балакаев показывает красоту и величие калмыцкой степи и такое же величие души калмыков.

Рассмотрим примеры.

«Цветы, вечером похожие на скромные колокольчики, утром неузнаваемы»

« Мой маленький друг, расцвел как эти тюльпаны» ( Слайд 3)

 В  этом эпизоде  используется два вида сравнений: с союзом «как», . сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий.

Автор показывает связь картин природы с внутренним миром персонажей. Бадма органично описывает мир природы и сливается с ней, потому что степь - это его родная земля, родина. Своим рассказом он завораживает Борю, который не помнит колыхание и волнение апрельской степи, покрытой удивительными тюльпанами и травой с «пьянящим ароматом». В донесении этой мысли до читателя определяющую роль играют сравнения. Данные сравнения усиливают тоску ребенка о родном уголке, где, как ему кажется, он будет счастлив, а болезнь отступит от его мамы. А рядом

8



всегда будет отец. А ссылка и изгнание останутся в страшном сне. Вдали от дома, каждый человек, с тоской вспоминал свою родину, степь... Когда калмыков выселяли из родных мест, Боря был еще маленьким, поэтому он часто спрашивал Бадму о калмыцкой степи. Боря внимательно слушал рассказ Бадмы о родных степях, тюльпанах. Но однажды, он задал вопрос, взволновавший всех, «В Сибири или в калмыцкой степи лучше?». Впервые Бадма не мог ответить на вопрос Бори честно. На эту тему не разрешалось говорить и спрашивать. Если хочешь быть на свободе, то нужно было делать вид, что всем доволен. Люди не знали: за что и почему их выслали в Сибирь. Каждый калмык хотел получить ответ на этот вопрос. Бадма не сумел правдиво ответить: «Да разве мне самому было все ясно? Да разве уже ответил на этот вопрос себе самому»4.Такой вопрос задавал весь народ, но ответа не находил.

Важная черта произведения Алексея Гучиновича – образ Матери. Это особое изображение внутреннего мира человека различными художественными средствами. Мы рассмотрим, как при помощи сравнений автор создает образы героев. Мать Бори, с которой мы встречаемся в повести нечасто. Автор не показывает историю жизни её. Однако всего несколько метких слов и вся горькая судьба женщина перед глазами читателей.

Мать – человек, живущий ради своих детей, бесконечно любящий их. Художественные сравнения помогают уточнить, понять авторский замысел, его отношение к героине. Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери.

9





Рассмотрим отрывок.

« - Мама, Бадма – мой друг, - сказал он, будто только сейчас вспомнив обо мне, - познакомься»

Сравнение   в этом отрывке доводит до нас беспокойство ребенка о маме, которая больна. В момент встречи с ней он ни о чем не может думать, как о ее здоровье. Только лишь после беседы с ней, Боря вспомнил о Бадме, о лучшем друге, с которым обязательно должен познакомить маму.

Рассмотрим следующий отрывок

« У мамы спина устает быстро, она хочет распрямиться, прогнать боль. Но

спина ее, как застывшая, не поддается.

«Мама долго стоит, согнувшись, как коромысло…»(Слайд 4)

Балакаев обращает наше внимание на маму Бадмы, что, несмотря на боль в спине и усталость продолжает трудиться, чтобы в тяжелых условиях выжить вместе с сыном.

Автор лишний раз подчеркивает тяготы калмыцкого народа в изгнании. Картошка это тот продукт, который помогал калмыкам выжить в суровой Сибири. Органично и искренне из русского фольклора автор приводит сравнение «как коромысло», именно данным сравнением он усиливает труд матери, которая стремится преодолеть тяготы жизни не только ради себя, но и ради своих детей.

10



Алексей Балакаев скупо, но очень ёмко  при помощи точных сравнений раскрывает нам образ матери, её внутренний мир, показывает роль женщины во время изгнания из родных степных просторов.

Можно смело сказать, что вся повесть построена на сближении двух друзей – Бадмы и Бори. Оба они схожи в том, что оказались депортированными вместе со своим народом, а также у обоих отцы ушли на фронт. Но семья Бадмы получила извещение о гибели отца, а Боря продолжал ждать своего отца каждый день у железнодорожной станции. Была у них разница в возрасте, что совсем не мешало их безответной дружбе.

Повествование прозы начинается со сравнения, которое сразу же интригует читателя.

«У меня хранится три рисунка. Более семнадцати лет я берегу их, как самую

дорогую реликвию»

Следующее сравнение взывает нас к образу мальчика, который одиноко стоит в ветхой одежде и смотрит вслед уходящему эшелону.

«И вдруг на его худом, истощенном лице я увидел крупные слезы. Они, как стеклянные бусы, стекали по крыльям маленького курносого носа» ( Слайд 5)

«Видимо, мой вопрос задел самую больную струну его души: опять, словно крупные дождевые капли на стекле потекли слезы»

Автор в сравнении с бусами, дождевыми каплями указал искреннюю боль и тоску ребенка, ждущего папу с фронта.

11





«Он был слишком смышлен, чтобы разговаривать с ним, как с ребенком, но слишком мал ростом, да, видимо, и годами, чтобы принимать его за взрослого».

«Он, как маленький старичок, с посохом в руках, раскачиваясь в обе стороны, мелкими шажками шел в сторону поселка»

Данные сравнения лишь еще больше подчеркивают раннее взросление мальчика, на которого легли заботы о тяжело больной матери в совершенно чужой земле.

«О небо, о земля! Такой маленький мальчик, вместо того, чтобы играть в мяч, бегать наперегонки, совсем, как взрослый разговаривает о трудностях жизни».

В этом сравнении выражается отношение Бадмы к Боре. Здесь автор любуется удивлением Бадмы, раннему взрослению своего юного друга, а также его трепетному отношению к ребенку, который тоже мечтает стать художником. В повести Алексей Балакаев при помощи сравнений олицетворяет нам судьбу ребенка, который волею судьбы рано повзрослел, но в, то, же время не утратил веры в светлое будущее, что характеризует его устойчивое отношение к дружбе. Автор на примере совершенно двух разных характеров возвышает значение слова «дружба». Именно, дружба, донесла до нас прекрасную и грустную историю. Истоки гуманизма этих людей автор видит не только в особенностях их характеров, но и в общественных условиях, в которых формируются судьбы.



12





Глава 3. Примеры сравнений, характеризующие персонаж в сравнении животными.

« Я тоже, как весенний суслик после спячки, вышел из красного уголка и смотрю на людей» (Слайд 6)

«- Разве бывает такой человек? Язык, как у коровы, длинный».

«Боря же ощетинился, как котенок перед собакой, будто шулмус пришел по его душу,и, боязливо пробравшись к двери, опрометью выскочил на улицу» (Слайд 7)

«Боря затаился, как кот, прикусивший коготь».

« От хлеба, колбасы, рыбы, консервов и сахара, которыми солдаты одаривали Бори, он быстро поправился. Округлилось его худое лицо. Он пополнел, как ягненок, вкусивший зеленой травки» (Слайд 8)

  Данные сравнения не только помогают нам раскрыть образ персонажей, но и анализировать их поступки. Поступки, характеризующие героев в сравнении с животными, придают тексту повести яркую неповторимость. В повести Алексей Балакаев при помощи сравнений олицетворяет нам человека, который как суслик вышел из спячки. Здесь автор обращается к народным калмыцким поверьям, где выход суслика ассоциируется с весной. Оригинальным выглядит сравнение с шулмусом, в котором мы сразу окунаемся в волшебный мир калмыцких сказок. А сравнение с ягненком сразу наводит нас на мысль о преображении ребенка, которой из болезненной худобы стал превращаться довольного жизнью юношу. Сравнение с «длинным языком коровы» еще больше усиливают юморис

13



тические карикатуры Бадмы в адрес особо разговорчивых девушек.

Я считаю, что данные сравнения не случайны, они не только придают шарм языку повести, но и раскрывают трагедию души человека. Одно только сравнение с ягненком, шулмусом уже наводит на мысль о безумной тоске по апрельской степи с молодой травкой и гордости за необыкновенный колорит калмыцкого фольклора.

Вот таким нехитрым образом Алексей Балакаев донес до нас трагедию народа, который выдержал и выстоял тяжелый период изгнания. А самое главное – историю мальчика, который так и остался в чужой сибирской земле, сохранив жизнь русской девочке. А сравнения помогли автору незатейливо проникнуть в сердца читателей и заворожить своей неординарностью, открытостью, искрометной значимостью в художественном произведении

Встретив уже в начале жизненного пути бесчисленные страдания, мальчик при ином стечении обстоятельств мог бы замкнуться в себе, ожесточиться, возненавидеть все и вся. Но этого, к счастью, не произошло, в самый трудный, критический момент рядом с Борей оказались добрые люди. Отзывчивым на доброту и ласку, благодарным оказалось непорочное сердце ребенка. Нравственно богатая личность, герой повести, совершает прекрасный подвиг – ценою жизни он спасает такую же осиротевшую, как он, подругу. Но трагедия эта поистине оптимистическая: светло скорбит автор о безвременно ушедшем из жизни человеке. С укрепившейся верой в светлые начала бытия, в конечное торжество добра и справедливости закрывает эту книгу читатель. Гибель героя выступает как сущность одного из типических явлений – огромной живительной силы – гуманизма, который питает нравственные силы народа.





14



Заключение

Повесть Алексея Балакаев «Три рисунка» посвящена дружбе Бори и Бадмы. Писатель рисует психологический портрет героя, чьи потенциальные возможности очень велики. Образы детей можно рассматривать как стадии развития национального характера, которые воплощают судьбу народа. Смерть маленького героя – это отражение народного представления о жизни. Бадма признается, что не по годам развитый ум мальчика не только обрадовал его, но и вселил тревогу. Он вспомнил, что его бабушка говорила: «Мудрый человек долго не живет», такая истина могла родиться только в самых неблагоприятных условиях бытия. Так воплощается в повести заян (судьба) человека.

Но воплощению судьбы маленького человека способствуют яркие сравнения. Благодаря сравнениям язык повести яркий, образный, лаконичный. Если бы мог, А.Г. Балакаев, наверно, согласился со словами американского писателя Джека Лондона, который сказал так: “Писать, надо сжато, рассказывать о сильных человеческих переживаниях, острых ощущениях и ярких характерах”. Главный герой повести Боря показан нам маленьким мальчиком, но не умом, а по возрасту. Вместо того чтобы играть, читать книжки, наш герой вынужден работать, думать, как прокормить себя и больную мать. Война и депортация отняли у детей того поколения все радости детства, на их хрупкие плечи легли заботы о родных и близких. На войне отец Бори, но он ждет его, забыв о холоде и голоде, стоит целыми днями на станции, ожидая поезда. Вот здесь, на станции, познакомились Боря и Бадма. Боря был мальчиком не разговорчивым, пугливым. Доброе отношение Бадмы к мальчику смягчило его сердце, изменило его отношение к людям. Война отняла тысячи жизней людей, но не смогла отнять доброту, человечность, понимание, любовь. В своей повести А. Балакаев рассказал не

15



только о горьких днях и событиях военного времени, но отразил в образах своего времени их гуманистическую сущность. Писателем создан образ Бадмы, который заботился о Боре как старший брат.

Проведенный нами анализ роли сравнительных оборотов поможет оценить мастерство Алексея Балакаева по достоинству, как это сделал В.Г.Белинский, который сказал так: “И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные!.. (Слайд 9)

Мы считаем, что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Мы установили и подтвердили примерами, что сравнения  в повести помогают автору создать образы героев, показать человеческие переживания, отобразить индивидуальность каждого персонажа. Большинство сравнений имеет фольклорные истоки, благодаря чему автору удалось олицетворить

образы изгнанников земли своей, которые в чужом краю сумели сохранить любовь к родным бескрайним степным просторам.

В процессе выполнения работы мы узнали много нового о  творчестве А.Г. Балакаева, о значении сравнений в художественном тексте, улучшили навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширили умение работы с разными источниками. Работа имеет перспективы, потому что в русской литературе в творчестве других писателей сравнения  очень часто играют ведущую роль в создании образов героев. Это может впоследствии явиться продолжением нашей работы.

        Завершаю работу строками собственного сочинения

Война отняла у ребенка детство,

Она нарушила его покой.

Но он не сдался,

16



Он боролся и стремился

Невзгоды жизни победить.

Его сердечко добрым было,

Оно сумело растопить

Бадмы печальные мотивы.

И отобразить для нас – потомков

Судьбу изгнанников в Сибири.

Но все же Боря наш остался

В Сибири гордой и суровой.

Погиб он, как герой,

Спасая девочку своей рукой.

И память вечная живет

В сердцах калмыков о тех,

Изгнанниках, оставшихся в Сибири.















17



Список использованной литературы.



1.Бадмаева Б. Б., Гей В.А. Наш современник в жизни и в литературе. Советская калмыцкая проза. Основные тенденции развития. - Элиста, 1976. - 166 с.

2. Балакаев А. Три рисунка. Маленькая повесть. Авторизованный перевод А. Исбаха. М., 1964. - 56

3. Ю.Балакаев А. Три рисунка. Маленькая повесть. Авторизованный перевод с калмыцкого Александра Исбаха. Элиста, 1984. - 56 с.

4. Балакаев А. История моих произведений. // Теегин герл, 1997. №5

5. Балакаев А. Г. Моя жизнь, моя правда. Элиста, 2000. - 472 с.

6. Балакан А. Гурвн зург. Элст, 1963. - 48 с.

7. Н.Балакан А. Арвн гурвн эдр, арвн гурвн жил. Роман. Элст, 1991

Научно-исследовательская и критическая литература:

1.Белинский, В. Г.  Петербург и Москва [Текст] / В. Г. Белинский // Полн.

сбор. соч. – Т. 13. – М., 1995

2.Белый, А. Мастерство Гоголя [Текст] / А. Белый. – М.; Л., 1934.

3.Буровик, К. А. Родословная вещей [Текст] / К. А. Буровик. – М., 1985.

4.Гуковский, Г. А. Реализм Гоголя [Текст] / Г. А. Гуковский. – М.; Л., 1959.





















18



Аннотация на работу:

«Роль сравнения в создании образов героев повести «Три рисунка» Алексея Балакаева».

Магомедова Сакинат в своем исследовании «Роль сравнения в создании образов героев повести «Три рисунка», опираясь на данное произведение, раскрывает значение сравнения как изобразительно-выразительного средства в создании образов героев и примеры сравнений, характеризующие персонаж в сопоставлении животными в повести Алексея Балакаева.

Содержание работы посвящено необходимости детальной разработки одного из художественного определения, подчеркивающее какое – либо свойство предмета или явления в творчестве А.Г. Балакаева на примере повести «Три рисунка». Автор создает сравнения в соответствии с той функцией, которую они вносят в характер каждого персонажа.

В ходе поиска автору удалось установить, что произведение « Три рисунка», в которых автор на примере Бори отразил свои мысли о родине, думы об отце, и мечту о будущем - есть уникальное повествование судьбы маленького народа. Таково печальное и глубокое гуманистическое содержание этой повести. «Своим пером, омытым кровью и слезами, писатель свидетельствует о всенародных бедствиях и горестях в годы военного времени».

Алексей Балакаев раскрыл внутренний мир героев: их светлую добрую душу, которая, несмотря на тяжелые условия жизни, не черствеет, не поддается злобе и ненависти к другим. Последний' поступок Бори - свидетельство этому. А сравнения вносят незабываемое впечатление и неординарность восприятия повести Алексея Балакаева.

Эта работа является своеобразным творческим материалом для последующего изучения сравнений в творчестве Алексея Гучиновича Балакаева.







ДИРЕКТИВА НКВД СССР О НАЧАЛЕ ОПЕРАЦИИ

ПО ВЫСЕЛЕНИЮ КАЛМЫЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ



г. Элиста 26 декабря 1943 г.

Лично:

Яшалта – Покотило

Башанта – Митряшову

По распоряжению зам. наркома т. Серова к операции приступите 28 декабря с. г., повторяю – 28 декабря с. г. с рассветом.

Примите все меры к своевременному развертыванию операции. Получение подтвердите.

Маркеев

Информцентр МВД РК-ХТ, д. 1, л. 93. Копия.

















// Ссылка калмыков: как это было: сб. док. и материалов. Т. 1, кн. 1. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1993. – С. 32. – (Кн. памяти ссылки калмыцкого народа).







УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О ЛИКВИДАЦИИ КАЛМЫЦКОЙ АССР И

ОБРАЗОВАНИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СОСТАВЕ РСФСР



Учитывая, что в период оккупации немецко–фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, –Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

            1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать. Совету Народных Комиссаров СССР наделить калмыков в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству.

            2. Образовать в составе РСФСР Астраханскую область с центром в гор. Астрахани.

Включить в состав Астраханской области районы бывшей Калмыцкой АССР – Долбанский, Кетченеровский, Лаганский, Приволжский, Троицкий, Улан-Хольский, Черноземельский и Юстинский и гор. Элиста; районы Астраханского округа – Владимировский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский, Харабалинский и гор. Астрахань.

Астраханский округ Сталинградской области ликвидировать.

            1. Районы бывшей Калмыцкой АССР – Малодербетовский и Сарпинский включить в состав Сталинградской области; Западный (Башанта), Яшалтинский – включить в состав Ростовской области; Приютненский – в состав Ставропольского края.

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР –

(М. Калинин)

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР –

(А. Горкин)


Москва, Кремль

27 декабря 1943 г.


ЦХСД, ф. 89. Перечень 61, док. 11.

// Ссылка калмыков: как это было: сб. док. и материалов. Т. 1, кн. 1. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1993. – С. 18  19. – (Кн. памяти ссылки калмыцкого народа).

















































ДОКЛАДНАЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРКОМА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР ЧЕРНЫШОВА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР Л. П. БЕРИИ О ЗАВЕРШЕНИИ ОПЕРАЦИИ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ КАЛМЫКОВВ ВОСТОЧНЫЕ РАЙОНЫ СТРАНЫ

27 января 1944 г.Сов. секретно

Докладываем, что расселение спецпереселенцев–калмыков в Алтайском и Красноярском краях, Новосибирской, Омской областях закончено 22 января 1944 года.

Всего расселено 22175 семей – 93062 человека, в том числе мужчин – 18982, женщин – 33895 и детей – 40185 человек. Расселение в основном произведено в колхозах и частично в совхозах, леспромхозах и предприятиях местной промышленности путем уплотнения местного населения.

В период с 29 декабря по 26 января с. г. производился прием эшелонов со спецпереселенцами. Всего принято 46 эшелонов.

В пути следования эшелонов и во время расселения калмыков умерло всего 1640 человек (1,6 % к общему числу), из них: детей до 16-летнего возраста 642 человека, стариков – 736 человек и в возрасте от 16 до 40 лет – 262 человека.

В том числе умерло от воспаления легких – 488 человек, желудочно-кишечных заболеваний – 341 человек, истощения – 227 человек, туберкулеза – 65 человек, других болезней – 23 человека и в связи со старческим возрастом – 496 человек. Госпитализировано в пути следования и на станциях разгрузки 1010 человек. Разгрузка эшелонов проходила организованно и планомерно.

Как при приеме эшелонов, так и при вселении в колхозные и совхозные дома никаких эксцессов и происшествий, как со стороны прибывших калмыков, так и местного населения, не было.

Большинство спецпереселенцев в первые же дни после расселения приступило к работе в колхозах, леспромхозах и на предприятиях местной промышленности.

Зам. народного комиссара внутренних дел СССР

комиссар госбезопасности 2 ранга Чернышов

Начальник ГУЛАГА НКВД СССР

комиссар госбезопасности 3 ранга Наседкин

Резолюция: Тов. Угарову. В дело по расселению калмыков.

ГАРФ, ф. Р- 9479, оп. 1, д. 176, лл. 405 – 406. Подлинник.

// Ссылка калмыков: как это было: сб. док. и материалов. Т. 1, кн. 1. – Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1993. – С. 123 – 124. – (Кн. памяти ссылки калмыцкого народа).







ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВНАРКОМА СССР № 1432–425 СС О ВЫСЕЛЕНИИ КАЛМЫКОВ В АЛТАЙСКИЙ И КРАСНОЯРСКИЙ КРАЯ, ОМСКУЮ И НОВОСИБИРСКУЮ ОБЛАСТИ



28 декабря 1943 г. Москва. Кремль.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. В соответствий с Указом Президиума Верховного Совета ССР всех калмыков, прожива­ющих в Калмыцкой АССР, выселить в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.

Выселение калмыков возложить на НКВД СССР.

2. Обязать НКВД СССР направить выселя­емых калмыков:

в Алтайский край – 25.000 человек

в Красноярский край – 25.000 человек

в Омскую область – 25.000 человек

в Новосибирскую область – 20.000 человек

3. Возложить на Алтайский и Красноярский крайисполкомы, Новосибирский и Омский облисполкомы:

а) Прием, размещение и вовлечение прибывающих спецпереселенцев в члены сельскохозяйственных, рыболовецких и промысловых артелей и наделение приусадебными участи ми в соответствии с уставом сельхозартели.

б) Оказание содействия по строительству собственных домов переселяемым путем предоставления местных строительных материалов.

в) Расселение калмыков производить главным образом в сельском хозяйстве, животноводстве и рыболовецких хозяйствах. Рабочих, служащих в предприятия районов вселения с использованием по специальности.

Расселение производить в первую очередь в пустующие здания колхозов и совхозов, путем освобождения части зданий в труднопереселенческих и спецпоселках, а также путем уплотнения жилых зданий в колхозах, совхозах и подсобных хозяйствах.

  1. Обязать председателей крайисполкомов: Алтайского – тов. Корчагина, Красноярского – тов. Колущинского, облисполкомов – Новосибирского – тов. Токарева и Омского – тов. Гришина для обеспечения приема и размещения прибывающих переселенцев провести следующие мероприятия:

а) Создать краевые и областные комиссии в составе председателей крайисполкоме секретарей обкома и начальников УНКВД. Возложить на эти комиссии проработку и проведение всех мероприятий, связанных с приемом и размещением прибывающих спецпереселенцев.

д) В местах вселения ко времени прибытия переселяемых обеспечить подготовку помещений для их размещения.

  1. Для обеспечения питанием прибывающих спецпереселенцев в первые дни их устройства и освоения Наркомзагу СССР и Наркоммясомолпрому СССР выделить Красноярскому и Алтайскому краям, Омской и Новосибирской областям продовольственного фонда по расчету согласно приложения № 1 в счет оставленного спецпереселенцами на месте скота и зерна

  2. Обязать Правление Сельхозбанка (тов. Кравцова) обеспечить выдачу кредитов для спецпереселенцев на индивидуальное жилищное строительство и хозяйственное обзаведение из расчета до 5 тыс. рублей на семью с рассрочкой на 7 лет под гарантию колхоза и совхоза.

  3. Обязать Госплан СССР (тов. Вознесенского) выделить в 1–м квартале 1944 года для производства ремонта и приспособлений жилых зданий и других построек спецпереселенцам в течение января и февраля 1944 года:


    пиломатериалов

    катанка для гвоздей

    стекла

    Алтайскому краю

    5 тыс. м3

    7 тонн

    2 вагона

    Красноярскому краю

    3 тыс. м3

    7 тонн

    2 вагона

    Омской области

    3 тыс. м3

    7 тонн

    Новосибирской области

    3 тыс. м3

    7 тонн

    2 вагона

  4. Предоставить право Красноярскому и Алтайскому крайисполкомам, Омскому, Новосибирскому облисполкомам мобилизовать для перевозки спецпереселенцев авто- и гужтранспорт любых предприятий союзной и местной промышленности и колхозов, а также использовать автотранспорт, работающий на вывозке зерна в попутном и порожном направлении.

Заместитель Председателя Совета

Народных Комиссаров Союза ССР (В. Молотов)



Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР (Я. Чадаев)




ГАРФ, ф. Р-9479, оп. 1, д. 136, л. 8 – 11. Завер. копия. Опубл.: Убушаев, В. Б. Калмыки: выселение и возвращение. 1943 – 1957 гг. / В. Б. Убушаев. – Элиста: Санан, 1991. – С. 22 – 23; Иосиф Сталин – Лаврентию Берия: «Их надо депортировать». Документы, факты, комментарии. – М.: Дружба народов, 1992. – С. 84 – 85.













Просмотр содержимого презентации
«Презентация Балакаев (2)»

СРАВНЕНИЕ  - художественное, поэтическое  определение,   подчёркивающее какое-либо свойство   предмета   или  явления .

СРАВНЕНИЕ - художественное, поэтическое  определение,

  подчёркивающее какое-либо свойство   предмета

  или  явления .

« Мой маленький друг расцвел, как эти тюльпаны»

« Мой маленький друг расцвел, как эти тюльпаны»

«Мама долго стоит, согнувшись, как коромысло…»

«Мама долго стоит, согнувшись, как коромысло…»

«И вдруг на его худом, истощенном лице я увидел крупные слезы. Они, как стеклянные бусы, стекали по крыльям маленького курносого носа»

«И вдруг на его худом, истощенном лице я увидел крупные слезы. Они, как стеклянные бусы, стекали по крыльям маленького курносого носа»

«Я тоже, как весенний суслик после спячки, вышел из красного уголка и смотрю на людей»
  • «Я тоже, как весенний суслик после спячки, вышел из красного уголка и смотрю на людей»
«Боря же ощетинился, как котенок перед собакой, будто шулмус пришел по его душу,и, боязливо пробравшись к двери, опрометью выскочил на улицу»
  • «Боря же ощетинился, как котенок перед собакой, будто шулмус пришел по его душу,и, боязливо пробравшись к двери, опрометью выскочил на улицу»
«Округлилось его худое лицо. Он пополнел, как ягненок, вкусивший зеленой травки»

«Округлилось его худое лицо. Он пополнел, как ягненок, вкусивший зеленой травки»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!