СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль традиционных ценностей в цифровом обществе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается гуманистическая роль традиционных ценностей в цифровом обществе, обеспечивающих систему прав и свобод граждан в условиях высокого уровня технократического развития. Конвергентное гармоничное развитие человеческого и цифрового потенциала общества зависит от гуманитаризации и инновационности отношений человека и искусственного интеллекта. Синергетическая диалектика развития человеческого и искусственного интеллектов в цифровом обществе является одним из драйверов развития экономики будущего.

Просмотр содержимого документа
«Роль традиционных ценностей в цифровом обществе»

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

А.А. Мишучков., г. Оренбург


Аннотация: В статье раскрывается гуманистическая роль традиционных ценностей в цифровом обществе, обеспечивающих систему прав и свобод граждан в условиях высокого уровня технократического развития. Конвергентное гармоничное развитие человеческого и цифрового потенциала общества зависит от гуманитаризации и инновационности отношений человека и искусственного интеллекта. Синергетическая диалектика развития человеческого и искусственного интеллектов в цифровом обществе является одним из драйверов развития экономики будущего.

Ключевые слова: традиционные ценности, права и свободы человека, цифровое общество, гуманизация, цивилизация.


Человеческая цивилизация, объединенная глобальным рынком и Интернетом, стоит перед общей дилеммой: искать источники развития в своем духовном потенциале или уповать на внешний технократический путь развития, который поможет решить основные проблемы человечества. Глобальная цифровизация приведет в скором будущем к радикальному изменению рынка труда, его качеству. Из-за более высокой общей производительности труда вырастет средний уровень реальных доходов в странах цифровой экономики, нормой станет творческая «безработица», самозанятость людей в сферах самообслуживания и креативности.

Известный американский социолог Питирим Сорокин (1879 – 1964 гг.) размышляя о будущем мировой цивилизации, прослеживал три стадии ее развития: «идеациональный» («ideational»), «идеалистический» («idealistic»), «чувственный» («sensate») [1, С. 431]. Современный технократический период человечества П. Сорокин оценивает как промежуточный и переходный от потребительской (чувственной) культуры к духовной (идеациональной). Человечество, испытывая духовный голод и исчерпав ресурсы материального подхода к миру, проходя промежуточный этап идеалистической (интегральной) культуры, переходит к духовной (идеациональной) цивилизации, основанной на приоритете духовных ценностей над материальными и постулировании нравственного развития человека как цели для всего общества. Интегральная культура основана на технократическом пути развития общества, где приоритет смещается к материальным ценностям и к дегуманизации человека. Духовная цивилизация ставит человека во главу угла (гуманистический проект человечества), где права и свободы человека являются священными, а производство духовных ценностей человеком – его неотъемлемой сущностью. Искусственный интеллект эпохи цифрового общества не способен понять логику духовных ценностей человечества и наслаждаться, в отличие от человека, этими ценностями. Синергетическое взаимодействие и диалектическая цельность человека и искусственного интеллекта возможна в области пользования материальными и идеальными (цифровыми) продуктами, в развитии технологий комплементарного и инновационного их развития. Перспективой единого мирного развития человечества становится поиск цивилизационного этоса ценностей, совмещающий как традиционные (эксклюзивные), так секулярные (инклюзивные) ценности. Такой цивилизационный этос человечества является основой духовной (идеациональной) ступени развития человечества, основой его гармоничного гуманного и технократичного развития.

Под традиционными ценностями понимается вид базовых культурных ценностей, устойчивых, позитивных, нематериальных понятий, которые передаются из поколения в поколение как исторически сформированный социальный духовный опыт человечества, обеспечивающие культурно-историческое единство и непрерывность развития общества, определяющие самобытность, жизнеспособность и потенциал развития цивилизации; обладающие качеством базисности и универсальности в отношении всех прав и свобод человека, признанных международным законодательством [2, С. 211]. Традиционные ценности стали основой философии гуманизма в истории человечества, породив феномен прав и свобод человека. О роли традиционных ценностей для системы прав и свобод говорит Резолюция Совета по правам человека ООН: «Традиционные ценности отстаивают свободу, человеческое достоинство и другие ценности, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, они могут играть важную роль в реализации международных прав человека в различных социальных и культурных контекстах. Образование в области прав человека и обучение с помощью таких традиционных ценностей может быть эффективным в осуществлении продвижения и защиты прав человека в местном контексте» [3, С.79]. Именно через взаимодействие и взаимообогащение данных двух ценностных систем возможно глобальное единство человечества с сохранением культурного многообразия, диалектика универсального и уникального в развитии общества будущего. Сохранение единого культурного этоса человечества возможно в конвергентном развитии в общей системе, включающей традиционные ценности и принятые в международном праве права и свободы человека. Данная объединенная система ценностей обладает свойствами: гуманизма, легитимности, универсальности, всеобщности, плюральности ценностей, признания культурной уникальности ценностей, неделимости, взаимосвязанности, взаимозависимости этих двух подсистем этоса. «Традиционные ценности, поддерживающие свободу, человеческое достоинство, справедливость и другие принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека, могут выполнять конструктивную роль в осуществлении международных прав человека в различных социальных и культурных контекстах. При осуществлении поощрения и защиты прав человека на местном уровне весьма эффективными могут стать образование и подготовка в области прав человека с использованием таких традиционных ценностей» [3, С.24]. Синергетическое единство двух подсистем человеческого этоса характеризуется диалектическим взаимодействием духовных (абсолютных) традиционных ценностей и материальных (релятивных, инструментальных) ценностей. Традиционные ценности доцифровой эпохи связаны с накоплением и интенсификацией духовного потенциала человечества, они человекоразмерны, человекосозидающи. Посттрадиционные ценности цифровой эпохи стали общими для человека и искусственного интеллекта, они создают информационно-технологический, виртуальный и материальный потенциал человечества. Данный вид ценностей комплементарен человекомашинному общению и креативности.

Цифровое общество будущего освобождая человека от рутинной физической и интеллектуальной работы закладывает важный фундамент в создание новой духовной свободы человека как креативного существа. Автоматизация, цифровизация, роботизация общества позволяет человеку обратиться от стандартного рабочего времяпрепровождения к нетипичному соотношению работы и отдыха, где ключевым смыслом является его нравственный рост, непрерывное обучение и созидание духовного богатства общества. Создание этого нравственного потенциала общества не доступно искусственному интеллекту и информационным технологиям, он является исключительной привилегией человека. Таким образом, глобальное высвобождение человечества от рутинной работы в эпоху роботизации и открытость информационно-ценностного взаимообщения (глобализация и Интернет) позволит приблизить реально человечество к третьей духовной ступени развития, по мысли Питирима Сорокина. Человек, освободив себя от рабства потребительского общества, свойственного индустриальному обществу, сможет выйти на постиндустриальный этап развития, где главным станет его самовыражение и самореализация.

Значимой тенденцией будущего цифрового гражданского общества становится повышение цифровой компетенции человека: сочетание ответственной свободы человека (жизненный выбор), развитие человеческого потенциала (качества жизни), развитие информации как ресурса человека (использование, вклад, безопасность, защита конфиденциальности и ответственность); общественная польза как этическая выгода всех как цель развития человека, выявление его потенциалов, безопасного, этичного и эффективного использования цифровых ресурсов [4, С.95]. Для рынка труда в цифровом обществе значимыми становятся такие компетенции работников, как: решение проблем, сотрудничество, лидерство, эмоциональная маневренность гибкость, любопытство, адаптивность, абстрактное мышление, воображение, креативность, нестандартность, сочувствие, забота, честность, интуиция, эмпатия, критическая оценка и передача знания, привнсение своих личных ценностей на рабочее место, что увеличивает стоимость работника. Эти качества обеспечивают большую устойчивость и успех перед лицом изменение рабочей и социальной среды в эпоху цифровых технологий.

Под влиянием цифровизации изменяются радикально бизнес-модели управленческих действий. Для индустриальной экономики характерны субординационная и иерархическая формы управленческих коммуникаций, для постиндустриальной цифровой экономики – сетевая партнерская инновационно-самообучаемая форма управления коммуникациями. Для раскрытия человеческого потенциала требуется инновационный стиль управления (переход от норм к цели, от правил и процедур к смыслу, от иерархии к личностной автономии). Обычные управленческие функции планирования, организации, управления и контроля становятся совместной партнерской деятельностью сотрудников, похожих на коучей (самообучащихся сотрудников). Нормой становится поиск талантов и уникальное предложение на рынке, сильный брендинг как личностное предложение, высокая нравственная корпоративная культура как условие конкурентоспособности. Ученые Мустата И. и Алекс С. выделяют 22 управленческие компетенции менеджера в бизнес-коммуникациях цифровой экономики: способность к изменениям в бизнес-коммуникациях, аналитическое мышление, стратегическое мышление, командная работа, определение целей, распознавание возможностей, распознавание проблем, решение проблем, принятие решений, упреждающее мышление, управление временем, общение, интуитивное мышление, ответственность, аргументация, творчество, делегация, дипломатия, управление конфликтами, гибкость, мужество и самоуважение [5, р.414].

Таким образом, выявление человеческого потенциала в гуманистической перспективе развития традиционных ценностей людей и инновационных технологий позволит в цифровую эпоху создать основу для безопасного и благополучного будущего.


Список литературы

  1. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин / Пер. с англ. общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. – М. – Политиздат, 1992. – 543 с.

  2. Мишучков, А.А. Диалог цивилизаций: традиционные ценности в условиях глобализации: монография. / А.А. Мишучков; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017. – 520 с.

  3. Поощрение прав человека и основных свобод посредством более глубокого понимание традиционных ценностей человечества. Резолюция консультативного комитета Совет по правам человека 6 – 10.08.2012 г. ООН / HRC / AC / 9/2. Режим доступа: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/AdvisoryCom/Session9/A.HRC.AC.9.2_ru.pdf

  4. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Д. Тапскотт / Пер.с анг. Игоря Дубинского. Под ред. Сергея Писарева. – М.: Рефл-бук, 1999. – 408 с.

  5. Mustata, I. C.; Alexe, C. G.; Alexe, C. M. Developing competencies with the general management ii business simulation game. // International journal of simulation modelling. – №16, 3. – 2017. – Р. 412 – 421.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!