СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль тренера-преподавателя в формировании компетенций учащихся при их профессиональном ориентировании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для тренеров-преподавателей. В докладе рассматриавается вопрос личности тренера как одно из условий эффективности тренировочного процесса.   Для того чтобы стать настоящим воспитателем, тренеру-педагогу необходимо требовательно относится к себе, всегда повышать свою квалификацию, участвовать в сборах, семинарах, принимать участие в соревнованиях в качестве бойца или судьи. Одним из основных условий эффективности тренировочного процесса является отношение тренера к тренировкам. Если тренер не опаздывает и не пропускает занятий, то своим примером воспитывает такое же отношение к тренировкам у спортсменов. Это играет большую роль в воспитании некоторых черт характера и воли. Отдельное внимание уделено вопросу принципам морали нашего общества.

Просмотр содержимого документа
«Роль тренера-преподавателя в формировании компетенций учащихся при их профессиональном ориентировании»

«Роль тренера – преподавателя в формировании компетенций учащихся при их профессиональном ориентировании»

(Материал для выступления на педагогическом совете)


Хорошо организованные тренировочные занятия и соревнования воспитывают у спортсменов не только силу, ловкость, быстроту и выносливость, но и чувство товарищества, дисциплинированности, волю, способность преодолевать трудности. Плох тот педагог-тренер, который не видит ничего, кроме секунд, метров, рекордов, который не находит пути к сердцу своего ученика.

Тренер - преподаватель должен постоянно интересоваться жизнью своих воспитанников, успехами своих учеников в труде, в учебе, следить за тем, как они повышают свой идейный и культурный уровень. Необходимо хорошо знать каждого ученика, чтобы суметь правильно подойти к нему, завоевать доверие, вовремя предостеречь от ошибок.

Педагогу не стоит ограничивать свою деятельность только спортивными интересами, он должен знать и другие стороны жизни своих учеников. Хорошему тренеру дорог каждый спортсмен, он принимает близко к сердцу его горести и неудачи, радуется его успехам и победам.

А для этого необходимо следить не только за результатами своего воспитанника, показателями в спорте, но и интересоваться его жизнью, интересами вне спортивного зала. Очень важно найти правильный подход к каждому спортсмену, уметь поддержать и развить в нем самые лучшие качества и задатки, бороться против всего отрицательного. Это обязывает тренера быть не только наставником в спорте, но и воспитателем, заботиться не только о техническом совершенствовании спортсмена, но и о воспитании в нем высоких моральных качеств, неустанно внушать ученику, что успех обязывает к скромности, к неустанной работе, к борьбе за достижение еще более высоких результатов. Тренер должен быть прежде всего воспитателем, и если он не воспитатель, то он и не тренер.

Для того чтобы стать настоящим воспитателем, тренеру-педагогу необходимо требовательно относится к себе, всегда повышать свою квалификацию, участвовать в сборах, семинарах, принимать участие в соревнованиях в качестве бойца или судьи. Одним из основных условий эффективности тренировочного процесса является отношение тренера к тренировкам. Если тренер не опаздывает и не пропускает занятий, то своим примером воспитывает такое же отношение к тренировкам у спортсменов. Это играет большую роль в воспитании некоторых черт характера и воли. Если тренер отличается пунктуальностью, то у его воспитанников формируется то же самое качество.

Очень важное напутствие тренерам: Не давайте обещаний своим ученикам, которое вы не в состоянии выполнить, ведите здоровый образ жизни, так как юные воспитанники полностью берут с вас пример.

Необходимо всегда поддерживать своих воспитанников особенно во время прохождения соревнований. Ведь именно во время соревнований спортсмен испытывает наибольшее волнение, так как он чувствует ответственность перед тренером и командой за своё выступление, а также боится плохо показать себя перед зрителями, именно в эти моменты тренер должен найти нужные слова для того чтоб поддержать своего воспитанника.

Нужно всегда помнить, что в основе процесса формирования морально-волевых качеств спортсмена должны лежать принципы морали нашего общества. Несоблюдение этого принципа может привести к формированию у молодежи отрицательных черт характера: индивидуализма, эгоизма, себялюбия, зазнайства, пренебрежения к коллективу и т.п.

Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания спортсмена, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, тренер - преподаватель учит воспитанников, как вести себя в самых различных ситуациях.

Во взаимоотношениях тренера и ученика ведущая роль принадлежит тренеру. Уровень развития положительных личностных, качеств тренера -важнейшее условие нормализация взаимоотношений спортсмена, а, следовательно, и повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

В воспитательной работе нельзя не учитывать, что вместе с ростом спортивного мастерства и достижений изменяется и социальное положение спортсмена. Ему создаются более благоприятные условия для тренировок, к нему повышается внимание руководителей спортивных организаций, прессы, болельщиков. Спортсмен начинает понимать, что не только он зависит от других, но и другие зависят от него. Как показывают исследования, значительно повышается уровень самооценки.

Роль высокой самооценки может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, повышение уровня самооценки у спортсменов высокого класса может отражать их уверенность в своих силах. С другой стороны, у некоторых спортсменов при резком и легком изменении их социального статуса повышение уровня самооценки может, очевидно, привести к самоуверенности, к появлению «звездной болезни». У спортсменов может укрепиться мнение, что они незаменимы в команде, что они и так все могут. Отсюда — снижение требовательности к себе, ухудшение дисциплины и как следствие этого — снижение спортивных результатов.

Статус и самооценка спортсмена не должны вступать в противоречие с чувством коллективизма и со своими возможностями. Поэтому самооценка должна находиться под постоянным контролем тренера. Иногда необходимо снижать ее уровень, так как при расхождении уровня самооценки спортсмена с оценкой его со стороны окружающих (например, товарищей по команде) у него может возникнуть эффект неадекватности, который сопровождается невротическими реакциями, направленными либо на себя, либо на окружающих (спортсмен ищет в них причину своих неудач). Спортсмен становится мнительным, недоверчивым, замыкается в себе, что отрицательно сказывается на психологическом климате всего коллектива.

Неблагоприятно влияет на спортсмена обратный вариант — когда общественное мнение оценивает возможности спортсмена выше, чем оценивает их он сам и чем они есть в действительности, и когда спортсмен в результате этого берет повышенные обязательства. В этом случае возникает ситуация психологического стресса: спортсмен воспринимает внешние требования и ожидания, соотносит их со своими возможностями и поскольку требования, по его мнению, завышены, оценивает ситуацию как угрожающую его престижу. В результате спортсмен, ссылаясь на физическое заболевание, начинает избегать тех соревнований, в которых победа кажется ему проблематичной. У спортсмена появляется боязнь проигрыша.

Вообще вполне логично считать, что в целом спортсменам свойственна уверенность в себе. Однако, очевидно, и то, что в спорте могут оказаться люди, изначально не обладающие уверенностью. Такие спортсмены могут пытаться скрыть за внешней общительностью и физической активностью чувство собственной неадекватности и неуверенности в себе. Внимательный тренер должен знать, кто из его воспитанников уверен в себе, а кто нет, и в случае необходимости оказывать последним эмоциональную и словесную поддержку. Более уверенный в себе спортсмен будет иначе реагировать на похвалу и порицание тренера, чем тот, кто не уверен в себе. Как общее чувство неуверенности, так и неуверенность в специфических спортивных ситуациях зарождается в раннем детстве, а затем уже в более поздние периоды жизни формируется в условиях соревновательной борьбы. Ситуация вечно запасного или вечно «подающего» надежды, но не оправдывающего эти надежды как раз та самая, которая взращивает в спортсмене комплекс неуверенности.

Как показывают исследования ряда авторов, уверенность — очень важный фактор для достижения успеха не только в области спорта.

!!! Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных, состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды, участников состязаний и др.

Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Таким образом, тренер является во время тренировки не только наставником, а по большей части примером, которому воспитуемые следуют. Так же стоит отметить, тот факт, что тренер-преподаватель во время тренировки может лучше узнать своих подопечных становясь тем самым старшим товарищем, а не просто учителем того или иного направления. Стоит отметить, что такое отношение ребенка к тренеру способно в большей степени мотивировать к результатам, а так же воспитанник будет менее закрепощён, о своих неудачах и зонах развития будет говорить без стеснения. Что касается воспитательной функции, то как говорилось выше, дети копируют поведение тренера, берут за основу его мировоззрение, манеры поведения, стиль одежды.

Что же касается взаимодействия между тренером и семьей подопечных, стоит отметить, что при качественной работе повышается желание заниматься, родители видя успехи детей способствуют саморазвитию детей (тренировки в домашних условиях). Повышается семейная активность - т.е., родители активно участвуют в жизни школы: принимают участие в организации соревнований и их проведении; сами участвуют в соревнованиях, праздниках, различных акциях, митингах. Такие совместные мероприятия с детьми и родителями имеют очень важное воспитательное значение, т.к. развивают морально-волевые качества, которые необходимы не только для тренировок, но и для учебы и развития ребенка как личности.


Спасибо за внимание!

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!