СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя в самоопределении школьника при выборе профиля обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учителя-предметника и классного руководителя по организации предпрофильного и профильного обучения с ориентацией на выбор профессии.

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя в самоопределении школьника при выборе профиля обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола Города Кызыла Республики Тыва


РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ


Муравьёва Людмила Анатольевна, директор

МОУ СОШ № 3 г. Кызыла


Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, непременным компонентом которой являются фундаментальные знания. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. И эта способность формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия, обеспечивающего приобретение учащимися таких знаний, на которые они могут впоследствии опираться в трудовой и общественной деятельности. Правильный выбор профессии (в соответствии со своими природными и приобретенными качествами) влияет на судьбу человека. Если работа не является для человека тем, что мы называем «вторым домом», то это несчастье для человека. Поэтому одна из главных задач для общеобразовательной школы является оказание помощи учащимся со стороны учителя в сознательном выборе их будущей профессии.

В 2008 году была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». По словам президента, «ее смысл заключается в создании современной школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной жизни образовательной системой». Министр образования России А.А. Фурсенко, определяя первоочередные задачи инициативы, отметил: «Главная задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в конкретном, высокотехнологическом и интересном мире» [1, с.7].

Профессий много. Ошибка в выборе профессии совершенно недопустима, т.к. общеизвестна истина: человек, не обладающий склонностями и способностями к конкретному виду деятельности, не может работать с полной отдачей, достичь больших успехов. Выбор подходящей профессии и работы, которые бы обеспечивали профессиональный рост, материальный достаток, общественное признание, – одна из важнейших забот и проблем каждого человека.

Гибкость, готовность личности к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию, творчеству – слагаемые жизненного успеха.

Для молодежи важными факторами будущей профессии, по их мнению, являются:

  • уровень оплаты;

  • престижность;

  • актуальность;

  • перспективность профессионального роста.

Ранняя юность – время становления индивидуальности молодого человека, время оценки его социального, личностного, интеллектуального потенциала и перспектив развития.

В период обучения в школе, одни учащиеся любят учиться, познавая новое, другие вспоминают о необходимости знаний в критической или конкретной ситуации. Ежегодно перед профессиональным выбором оказываются тысячи выпускников 11-х и 9-х классов.

Одним из важнейших направлений в школе является психолого-педагогическое сопровождение учащихся, которое с помощью учителя поможет им осознать и обосновать свой выбор профиля обучения, а затем и саму профессию. Знакомство учащихся в процессе учебно-воспитательного процесса с основами профессий позволит регулировать формирование компетентностных знаний, умений и навыков. Поэтому необходимо, чтобы связь с трудом и профессией осуществлялась на всех этапах обучения в школе. Однако характер этой связи зависит от уровня фундаментальных знаний, производственных знаний, жизненного и трудового опыта обучающихся. В связи с этим, большое значение в осуществлении задач обучения на уровне компетентности имеет соединение содержания обучения с практическим значением, применением в жизни и профилизацией.

Если перед школой будет поставлен вопрос выявления и развития способностей школьников, управление и самоуправление, то получат эффективное решение такие сегодняшние проблемы, как профориентация, усиление обучения в данном направлении, проблема свободного времени школьника, выявление и формирование талантов, и, наконец, получит развитие творчество учителя.

Выбор профессии – вопрос сложный и в достаточной мере может быть разрешен только комплексом мероприятий, в котором далеко не последнее место занимают способности склонности к определенному труду. Школа должна помочь учащимся выявить, развить и учесть склонности, способности и другие качества личности, касающиеся деятельности. Именно на это ориентирована инициатива «Наша новая школа». Но наличие способностей еще не гарантия их развития.

Способности и склонности выявляются и развиваются только в деятельности и эта деятельности в школьные годы должна быть под руководством и контролем взрослых. А чтобы выявить и развить склонности и способности школьников надо дать им попробовать свои силы в разных видах деятельности в выполнении конкретных самостоятельных и творческих работ. Поэтому новая цель образования – подготовка ученика как субъекта учебной, профессиональной, социальной и личной жизнедеятельности, которая сформулирована в ФЗ «Образование» нашла свое продолжение в инициативе «Наша новая школа», целью которой является обеспечение оптимального функционирования школы как целостной социально-педагогической системы по подготовке старшеклассников к будущей профессии.

Если в основе профильной и предпрофильной подготовки использовать систему мероприятий по психологической поддержке и правильном регулировании или управлении деятельности учащихся, тогда выпускник не будет после школы стихийно определяться с вузом: поступить куда-нибудь, а будет ориентирован на будущую профессию. А это, в свою очередь, будет способствовать развитию кадрового потенциала, способного решать стратегические задачи с такими важнейшими качествами личности, как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Анализ трудоустройства выпускников муниципальных образовательных учреждений 2009 года города Кызыла показывает, что ориентация выпускников в выборе профессии очень ограниченна. Чтобы выяснить определить границу этих ограничений, были проведены исследования среди школьников 9 класса. На основе анкетирования, выбор направления для профессионального обучения определился следующим образом:

  • медицинское направление – 10,2%

  • правосудие – 3,3%

  • юриспруденция – 18%

  • финансы и кредит, бухучет – 9,33%

  • педагогическое – 8,2%

  • социальные работники – 2,14%

  • инженертно-техническое – 2,27%

  • силовые структуры – 1,13%

  • психология – 1,51%

  • железнодорожный транспорт – 1%

Наглядно эти данные представлены на рисунке 1 в диаграмме.


















Рис. 1. Выбор направлений для профессионального обучения


Анализируя выбор учащихся 9 класса, можно отметить: единичными случаями встречаются факультеты лесного хозяйства, радиотехнический, политологии, геологии, кадастровое землеустройство, гражданское и промышленное строительство. Среди новых профессий – менеджмент, предпринимательство, дизайнер, маркетинг, сервиз туризма, нанотехнологии.

В процессе исследования выявлено, что совершенно нетронутый резерв в усилении эффективности обучения профессиональной ориентации заключается в использовании индивидуальных способностей и склонностей. Если по каким-то причинам выявление, развитие и учет склонностей и способностей не существует, то без этого становится неразрешимым ряд учебно-воспитательных задач.

При ориентации на стратегию правительства Республики Тыва и развитие экономики в области собственного кадрового потенциала, можно сказать, что выбор профессиональной подготовки выпускников определяется далеко не практической деятельностью, а руководящей, управленческой, которая не предусматривает производство материальных ценностей и развитие экономики. В нашей республике присутствует дефицит рабочих и инженерно-технический специальностей, поэтому сегодня стоит остро вопрос по ориентации сегодняшних учащихся 8 – 11 классов в этом направлении. Однако, данные опроса, проведенного в апреле-мае 2010 г. показывают, что хотя 98% учащихся задумываются о своей будущей профессии, но они слабо ориентируются в их многообразии. Поэтому возникает проблема сегодняшних школьников, решить которую поможет учитель.

Из числа опрошенных 62,8% учащихся сказали, что учитель-предметник ориентирует на выбор профессии, 45% сказали, что классный руководитель вел речь о рынке труда в нашем городе, о дефиците профессий, о типе профессий, который подходит конкретно для ученика. Опрос показал, что учащиеся знакомы с типом профессий «Человек-человек» (62%), «Человек-техника» (80%), «Человек - Художественный образ» (72,6%), «Человек – Знаковая система» (32,7%), «Человек-природа» (72,6%). При этом только 78% опрошенных удовлетворены выбранным профилем обучения, а это значит, что в будущем возможна ошибка в выборе профессии.

Таким образом, главным направлением работы современной школы является помощь учащимся в самоопределении выбора будущей профессии, которое можно осуществить через психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Главная роль в таком направлении отводится учителю, чтобы через процесс обучения и воспитания раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочность и патриотичность человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, тогда сегодняшняя школа превратится действительно в новую школу, о которой сегодня говорит Президент.


Скачать

© 2018, 3537 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!