Во второй половине 19 века на окраинах Российской империи началось культурно-историческое движение, названное впоследствии «просветительским».
Больую роль в просветительском движении балкарии и Карачпя сырал род Урусбиевых. Будущее своео народа они связывали с дальнейим развитием культуры и образования.
Целью данной работы является:
1.Изучение жизни и деятельности представителей рода Урусбиевых
( охватывается три поколения рода).
2.Определить место и роль Урусбиевых в развитии общественной мысли и культуры Балкарии и Карачая ХIХ –ХХ вв.
Для достижения этих целей были решены задачи:
1.Сбор материала о выдающихся представителей рода Урусбиевых
2.Установление тесной связи их деятельности с историей и культурой балкарского народа
3. В работе дана оценка вклада рода Урусбиевых по сохранению и изучению народа как этноса
4. Работа представляет личный интерес авторов в поиске примера для подражания
В последнее десятилетие XX века появились статьи, книги, посвященные деятелем культуры и просвещения Балкарии и Карачая. Но до сих пор нет специального исследования посвященного им - Урусбиевым. Данная работа позволяет сделать вывод о неоценимой роли Урусбиевых в собирании и сохранении культурных достижении народа.
Работа носит межпредметный прикладной характер. Может быть использована в учебных заведениях по таким предметам, как «История КБР» и «Культура народов КБР».
Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ УРУСБИЕВЫХ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ДВИЖЕНИИ БАЛКАРИИ И КАРАЧАЯ В XIX-XX в.»
на тему: « Роль Урусбиевых в культурно- просветительском движении Балкарии и Карачая в Х I Х- ХХ вв
подготовила: ученица 10-А класса
МКОУ «СОШ №28» г.о. Нальчик
ЭБЗЕЕВА САИДА
Руковдитель: учитель истории
Бичекуева М.Ш.
- Изучение жизни и деятельности представителей рода Урусбиевых ( охватывается три поколения рода).
- Определить место и роль Урусбиевых в развитии общественной мысли и культуры Балкарии и Карачая Х I Х –ХХ вв.
Для достижения этих целей были решены задачи:
- Сбор материала о выдающихся представителей рода Урусбиевых
- Установление тесной связи их деятельности с историей и культурой балкарского народа
- Работа представляет личный интерес авторов в поиске примера для подражания
С середины Х I Х века балкарскии аул Урусбиево стал центром, где останавливались все горовосходители, путешественники, ученые. Здесь побывали российские ученые:И. Иванюков, М.Ковалевский, Е. Баранов. Путешественники: Дуглас Фрешфильд, Уокер, Грове, Кнубель, Адольф Мур.
« В ауле Урусбиево мы находились в обществе людей здоровых, бодрых, сильных ловких и статных; очень любящих свою землю.»
С.И. Танеев.
- Он был первым из известных нам интервьюеров
- 1827г он присягнул от имени балкарского народа на верность России генералу Эммануэлю
- Сыновья Мырзакула одними из первых начали в Балкарии культурно-просветительскую работу
- Знал пять языков: кабардинский, сванский, осетинский,русский и балкарский языки
- Исмаил получил образование в медресе
- Был старейшиной Урусбиевского аула
- С 40-х годов XIX века находился на военной службе,имел чин подпоручика
- В 1861г при его содействии в Баксанском ущелье была проложена колесная дорога
Исмаил Мырзакулович Урусбиев
- Исмаил придавал огромное значение ознакомлению других народов с духовной культурой балкарцев и карачаевцев
- Эти цели он преследовал,когда ,услышав о приезде на воды известных ученых и путешественников,встречался с ними,знакомил их с музыкой,песнями,легендами Балкарии и Карачая
- «Исмаил среди горцев пользовался всеобщим уважением и почетом, и теперь после его смерти, про него поются песни и сложились легенды, как о человеке,
горой стоявшим за интересы всего общества».
Е.Баранов
САФАР-АЛИ и НАУРУЗ УРУСБИЕВЫ
Сафар-Али Исмаилович Урусбиев(1858-?)
- С именем Сафар-Али связаны публикации карачаево-балкарского фольклора(карачаево-балкарская версия нартиады)
- Нартские сказания увидели свет в номере»Сборника материалов по описанию местностей и племен Кавказа» в 1881г.
- Старший сын Исмаила Урусбиева, окончил Владикавказское реальное училище; в1880г поступил в Разумовскую академию
- Составил грамматику на основе русской азбуки
- Был направлен после учебы лесничим в слободу Воздвиженская Грознеского округа, затем был переведен в Ярославскую губернию,где проработал 20 лет
- Дата смерти неизвестна.
- Фольклорист и этнограф. Один из первых исследователей карачаево-балкарского фольклора
- Учился во Владикавказском реальном училище
- После учебы стал активно собирать и готовить к публикации образцы карачаево-балкарского устного творчества
- Науруз вел большую работу по распространению просвещения среди горцев
- Участвовал в работе «общества по распространению образования и технических сведений среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа»
Науруз с сестрами
- Окончил Ставропольскую гимназию
- Служил в царской армии, вышел в отставку в чине подпоручика
- Открыл сыроваренный завод в Верхнем Баксане, продукция в 1898г была удостоена серебряной медали в городе Тифлисе
- Он был членом « Общества по распространению знаний среди горцев Нальчикского округа»
- Дата смерти неизвестна.
- Родился 15 февраля 1874г
- Окончил Владикавказское реальное училище,затем служил в русской армии, имел звание штабс-капитана
- В1908 г в Нальчике открыл первую типографию
- Издавалось малообъемная печатная продукция-открытки.брошюры,при типографии имелась мастерская и писчебумажный магазин
- В 1905 г Исмаил открыл музыкальный кружок в Нальчике
- В кружок входили 18 человек: среди них были балалаечники,гитаристы, мандолисты.
- Огромную роль в просветительском движении Балкарии сыграл род Урусбиевых
- Будущее народа они связывали с развитием культуры, образования и общественных институтов
- Урусбиевы принимали участие в строительстве учреждении культуры и просвещения
- Они познакомили читателей России с историей и культурой балкарского народа
- И если в истории балкарского народа существовали великие люди, то Урусбиевы- одни из них.
Анисимов С.К. Кавказский край Москва 1928г
Биттирова Т.Ш. Карачаево-балкарские деятели культуры Х I Х – ХХ в
Нальчик,1993
Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество горских татар.
( «Терские ведомости» №55 1891г.)
Беляев В.И. По поводу записей музыки кавказских горцев
С.И.Танеева. Москва,1947г.
Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе.
Нальчик,1987г.
Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и
Балкарии в XIX в. Нальчик,1968г.
Мусукаев А.И. Балкарский тукум. Нальчик, 1978г.
Мусукаев А.И. О Балкарии и балкарцах . Нальчик, 1982г.
Опрышко О.Л. По тропам истории. Нальчик, 1979г.
Симонов Е.Д. Слово об Эльбрусе. Москва,1983г.