СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль устного народного творчества в формировании этнокультурной компетенции современного школьника

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кратко рассказано о малых жанрах устного народного творчества и об их влиянии на формирование компетенций современного школьника

Просмотр содержимого документа
«Роль устного народного творчества в формировании этнокультурной компетенции современного школьника»

Роль устного народного творчества в формировании этнокультурной компетенции современного школьника Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска Лютикас Наталья Петровна

Роль устного народного творчества в формировании этнокультурной компетенции современного школьника

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского»

г. Смоленска

Лютикас Наталья Петровна

  Любое современное учебное или воспитательное занятие должно быть направлено не только на развитие предметных, но и на формирование ключевых компетенций: 1)ценностно-смысловых,  2)общекультурных,  3)учебно-познавательных,  4)информационных,  5)коммуникативных,  6)социально-трудовых,  7)компетенций личностного самосовершенствования.

Любое современное учебное или воспитательное занятие должно быть направлено не только на развитие предметных, но и на формирование ключевых компетенций:

1)ценностно-смысловых, 2)общекультурных, 3)учебно-познавательных, 4)информационных, 5)коммуникативных, 6)социально-трудовых, 7)компетенций личностного самосовершенствования.

 В связи с этим очень велико значение устного народного творчества как средства развития ключевых компетенций обучающихся.  Народ всегда прославлял такие нравственные качества, как преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброту, вежливость, правдивость, дружелюбие. Именно устное народное творчество содержит в себе своеобразную программу нравственного воспитания.

В связи с этим очень велико значение устного народного творчества как средства развития ключевых компетенций обучающихся. Народ всегда прославлял такие нравственные качества, как преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброту, вежливость, правдивость, дружелюбие. Именно устное народное творчество содержит в себе своеобразную программу нравственного воспитания.

  Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят пословицы и поговорки, загадки, пестушки (потешки), небылицы, считалки, скороговорки и частушки.  В пословицах и поговорках обобщен житейско - бытовой опыт народа, формируется его нравственный кодекс, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы.

Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят пословицы и поговорки, загадки, пестушки (потешки), небылицы, считалки, скороговорки и частушки.

В пословицах и поговорках обобщен житейско - бытовой опыт народа, формируется его нравственный кодекс, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы.

 Пословицы и поговорки открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.  Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Пословицы и поговорки открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

 Загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса.

Загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса.

 Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

 Небылицы (перевертыши) очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию. В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что

Небылицы (перевертыши) очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию. В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное.

 Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку .

Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку .

 Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами, обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми песнями и импровизациями. К песенному жанру присоединяются и причитания.

Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами, обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми песнями и импровизациями. К песенному жанру присоединяются и причитания.

 В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Красота и добро в песне выступают в единстве. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Красота и добро в песне выступают в единстве. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти.

 Частушка (припевка, пригудка, коротушка) – самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Назначение частушек не в описании каких-либо событий или фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Частушка воспитывает желание и умение выразить чувства, переживания, симпатии, также воспитывает чувство юмора.

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) – самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Назначение частушек не в описании каких-либо событий или фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Частушка воспитывает желание и умение выразить чувства, переживания, симпатии, также воспитывает чувство юмора.

Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину.

Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину.

 Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа обязательно входит в курс образования и воспитания каждого ребенка. Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, назидательность.

Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа обязательно входит в курс образования и воспитания каждого ребенка. Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, назидательность.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.

Устное народное творчество мы изучаем не только на уроках, но и широко используем во внеурочной деятельности.

Устное народное творчество мы изучаем не только на уроках, но и широко используем во внеурочной деятельности.

Компетенции, приобретенные учащимися при изучении фольклора, используются ими в проектной деятельности. Ребята очень любят работать над проектами данной направленности. Примеры таких проектов вы можете найти на учительском сайте «Мультиурок. Страница Лютикас Натальи Петровны».

Компетенции, приобретенные учащимися при изучении фольклора, используются ими в проектной деятельности. Ребята очень любят работать над проектами данной направленности.

Примеры таких проектов вы можете найти на учительском сайте «Мультиурок. Страница Лютикас Натальи Петровны».

Формирование лексической компетентности также возможно на богатом фольклорном материале. Интерес к слову и русскому языку в целом можно вызвать и в процессе работы над такими проектами, как:

Формирование лексической компетентности также возможно на богатом фольклорном материале. Интерес к слову и русскому языку в целом можно вызвать и в процессе работы над такими проектами, как:

Учащиеся с большим интересом участвуют во всевозможных конкурсах.

Учащиеся с большим интересом участвуют во всевозможных конкурсах.

Так в конкурсе «Что за прелесть эти сказки» ребята 5-6 классов показали свои творческие способности (сами сочиняли сказки, инсценировали, использовали в кукольных спектаклях игрушки, изображающие персонажей, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях).

Так в конкурсе «Что за прелесть эти сказки» ребята 5-6 классов показали свои творческие способности (сами сочиняли сказки, инсценировали, использовали в кукольных спектаклях игрушки, изображающие персонажей, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях).

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения у детей познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, развития речевых навыков.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения у детей познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, развития речевых навыков.

 Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. Этнокультурная компетенция детей является залогом их нормального духовного роста и развития в культурной среде, в формировании у них национального самосознания, патриотизма.  

Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. Этнокультурная компетенция детей является залогом их нормального духовного роста и развития в культурной среде, в формировании у них национального самосознания, патриотизма.

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источники Исследовательская работа « Формирование этнокультурной компетенции учащихся через устное народное творчество «  https :// kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-formirovaniie-etnokul-turnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo Значение народного фольклора в формировании поликультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста. https:// infourok.ru/znachenie-narodnogo-folklora-v-formirovanii-polikulturnih-kompetenciy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1679377.html Роль сказки в формировании лексической компетенции учащихся средней школы https:// uchitelya.com/pedagogika/10293-rol-skazki-v-formirovanii-leksicheskoy-kompetencii.html Формирование социокультурной компетенции школьников через использование фольклора   https :// almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13547 Иллюстрации взяты из интернетисточников

Источники

  • Исследовательская работа « Формирование этнокультурной компетенции учащихся через устное народное творчество

« https :// kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-formirovaniie-etnokul-turnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo

  • Значение народного фольклора в формировании поликультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста. https:// infourok.ru/znachenie-narodnogo-folklora-v-formirovanii-polikulturnih-kompetenciy-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1679377.html
  • Роль сказки в формировании лексической компетенции учащихся средней школы https:// uchitelya.com/pedagogika/10293-rol-skazki-v-formirovanii-leksicheskoy-kompetencii.html
  • Формирование социокультурной компетенции школьников через использование фольклора   https :// almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13547
  • Иллюстрации взяты из интернетисточников


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!