РОЛЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Система образования характеризуется острой потребностью в подготовке инициативных специалистов с развитым творческим мышлением, что влечёт за собой растущую неудовлетворенность системой обучения, не уделяющей достаточного внимания самостоятельной активности студентов в процессе развития профессиональных качеств и способностей.
Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования.
Внеаудиторные мероприятия важны тем, что предоставляют студентам широкие возможности для реализации своих способностей и интересов. Испытав успех самореализации на групповом и общем в техникуме мероприятии, будущие специалисты приходят к осмыслению своих творческих возможностей, организаторских способностей, видят возможность их применения в профессиональной практической работе.
Одним из средств, позволяющих решить совокупность задач, поставленных обществом и временем перед образованием, является внеаудиторная деятельность студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования. При соответствующей организации профессионально ориентированная внеаудиторная деятельность студентов может обеспечить глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков и способов деятельности, способствовать развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, способствовать формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.
Основные направления внеаудиторной работы со студентами:
-создание особой социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
-укрепление системы студенческого самоуправления, содействие работе общественных организаций, объединений, клубов и студенческих коллективов;
-информационное обеспечение студентов;
-организация гражданско-патриотического воспитания студентов;
-организация культурно-массовых, спортивных, научных мероприятий;
-пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни;
-организация обеспечения вторичной занятости студентов;
-анализ проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;
К внеаудиторной деятельности относят любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения вне учебного процесса, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний и формированию профессионально значимых качеств.
Система внеаудиторной работы рассматривается как совокупность воспитательных воздействий, обеспечивающих целеустремленность, последовательность, систематичность, сообщения педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью студентов.
Как и любой другой вид деятельности, внеаудиторная деятельность наделена определенными функциями. К основным функциям внеаудиторной деятельности студентов относятся:
- информативно-образовательная функция, которая способствует процессу усвоения, расширения и углубления знаний, умений и навыков студентов, их интеллекта;
- аксиологическая функция как процесс формирования у студентов личностно значимых целей, социально-ценностных качеств, ценностных ориентаций, способов поведения;
- мобилизационно-регулятивная функция как процесс мобилизации и дальнейшего развития эмоциональных и волевых качеств личности;
- функция коррекции, поскольку внеаудиторная деятельность дает возможность корректировать влияние внешнего окружения согласно своим ценностным нормам, выработанным и принятым всеми членами определенного студенческого объединения;
- функция, способствующая реализации коммуникативного потенциала и дальнейшему развитию коммуникативных способностей студентов;
- развлекательная функция как способ освобождения от напряженной познавательной деятельности во время теоретического обучения;
- компенсаторная функция, которая помогает студентам поверить в себя, удовлетворить потребность в достижении успеха в сфере своей профессиональной деятельности.
Внеаудиторная работа должна способствовать расширению творчества и самореализации студентов.
Под организационно-педагогическими формами внеаудиторной деятельности понимаются виды, способы организации студентов и педагогов для совместной деятельности во внеаудиторное время, а также конкретные воспитательные и познавательные акции, рассчитанные на студенческую аудиторию. Различные формы внеаудиторной деятельности увеличивают возможность успешного решения задачи по совершенствованию профессиональной подготовки будущих специалистов и достижению положительных результатов в формировании профессионально значимых черт и качеств личности.
К числу мероприятий, не предусмотренных учебным планом, относятся: тематические праздники, конкурсы, турниры и т.п.
Несмотря на то, что внеаудиторная работа формально не входит в учебный процесс, фактически она оказывается едва ли не самым эффективным средством развития гармоничной и грамотной личности студента, а также в его воспитании. В ходе внеаудиторных мероприятий студенты в непринужденной форме не только более глубоко изучают дисциплину, но учатся активному сотрудничеству друг с другом, усваивают навыки толерантного поведения и общения. Именно по этим причинам внеаудиторная работа всегда являлась одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива техникума. Ежегодно на заседаниях цикловых комиссий обсуждается и утверждается план мероприятий, в котором четко указаны содержание, сроки каждого мероприятий, ответственные за его проведение. Каждый год преподаватели стремятся внести в этот план новые формы и виды внеаудиторной работы со студентами.
Поиск новых, нетрадиционных форм обучения в преподавании способствует преданию учебно-воспитательному процессу больше гибкости, оперативности. Опыт работы преподавателей нашего техникума показывает, что раскрытие творческих способностей обучающихся осуществляется на всех видах учебной и внеаудиторной деятельности, способствует более качественному решению задач формирования компетенции будущих специалистов, а также в воспитании граждан своей Республики. Формы внеаудиторных мероприятий многообразны и сочетают в себе учебный и развлекательный компоненты.
Рамки учебного процесса (на изучение дисциплины отводится мало академических часов) не позволяют вместить весь объем материала необходимого для качественной подготовки специалистов, поэтому необходимо проведение внеаудиторной работы в данном направлении.
Внеаудиторная работа носит для студентов добровольный характер и призвана удовлетворять их познавательные и творческие запросы.
Наиболее распространенными и удачными формами организации данного процесса являются: олимпиады по дисциплине, конкурсы творческих работ, интеллектуальные игры, круглые столы, дебаты, различные тренинги и т.д. Эти мероприятия организуются для повышения познавательной активности студентов по учебным дисциплинам и развитию их творческих способностей. К ним идёт заблаговременная подготовка: составляется план проведения конкурсов, выставок, проводится серия подготовительных мероприятий, разрабатываются условия конкурсов, студентам даются задания, открыто проводится выявление лучших студентов. В конкурсах принимают участие студенты всех курсов, специальностей, а также преподаватели всех дисциплин.