Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
«Роль внеурочного занятия «Разговор о важном» в деятельности современного педагога в работе с детьми ОВЗ»
Подготовила: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,
учитель высшей категории.
2023 г.
С сентября 2022 года во всех школах нашей страны по понедельникам первым уроком стали проводить занятия внеурочной деятельности «Разговор о важном». Как показала практика, такого рода занятия очень интересны не только детям, но и для педагогов. Дети с удовольствием посещают уроки, где смотрят видеоролики, презентации, участвуют в обсуждениях, они свободны и раскованы, ведь им не ставят оценок. Что касается педагога, то для нас есть готовый методический материал по урокам- поурочный план, видеоматериалы, презентации, интерактивные упражнения, методические рекомендации. Весь материал можно корректировать под свой лад.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память. Она соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, традиции прошлых поколений и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612г.
2. Преемственность поколений. Каждое следующее поколение учится у предыдущего. Семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, в теме: «Мы разные, мы вместе» мы с ребятами обсуждали проблему о том, что каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм - самое главное качество гражданина, строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговор о важном».
4. Доброта, добрые дела — это способность быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности. Благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания. Сюда можно отнести темы про «Волонтеры России» или «Про счастье».
5. Семья и семейные ценности. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др. Основная ценность этого урока- доброта и забота. Задача педагога, донести до детей нотку милосердия по отношению к близким, желание быть рядом и отвечать им заботой.
6. Культура России. Российская культура богата и разнообразна, она представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.). Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности: «День музыки», «Великие люди России: К.С. Станиславский, С. В. Михалков», «День театра» и другие.
7. Наука на службе Родины. Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека. В России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнали в процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К.Э.Циолковского», «День космонавтики: мы—первые», «Россия- мировой лидер атомной отрасли».
В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченными возможностями – это та категория, которая нуждается в особой заботе, внимании и поддержке. В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие “ ограничение возможности «здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Внеурочные занятия из цикла "Разговоры о важном" должны планироваться с учетом требований 1-го и 2-го варианта АООП УО (ИН) и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями ФГОС УО (ИН) к:
- планируемым результатам (личностные и предметные);
- содержательной части (доступность тематики, вариативность в соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом каждого ученика ("День матери", "День отца"), уместность использования некоторых материалов, например, таких как платформа "Россия - страна возможностей", направленность на решение коррекционных задач - активизация познавательного интереса, фиксация внимания, усвоение новых знаний, закрепление в личном практическом опыте.
Использовать предметно-практическую и живую наглядность дополнительно к видеороликам; учитывать возможности в осмыслении новой информации обучающимися, добавить в содержание конкретизирующие вопросы, заменить эвристическую беседу на общую, активно используя личный опыт детей; включить игровые приемы обучения с элементами беседы, наглядные и словесные подсказки, интерактивные задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возможностью участия каждого ученика); к организации занятий (повторение пройденного материала на последующих уроках; использование физминуток, релаксирующих упражнений, включение мероприятий, игровых моментов, поощряющих и стимулирующих активность каждого ученика, создание положительной эмоциональной атмосферы).
Таким образом, разработанные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при следующих условиях:
1) с возможностью сохранения структуры занятия;
2) со значительной корректировкой их содержательной части.
Главные требования к внеурочному занятию с детьми ОВЗ:
-воздействие на все органы чувств;
-разнообразные виды деятельности;
-обращение к опыту ребенка;
-комфортные условия на уроке;
-ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
-содружество с учителем;
-задания малыми дозами;
-игра;
-чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
За основу я беру занятия, которые разрабатываю и адаптирую в зависимости от возможностей детей, это разработки с сайта «Разговоры о важном». Использую в речи доступные формулировки - сокращаю или упрощаю использование терминологии, подбираю стихотворные тексты, пословицы и поговорки. На всех занятиях стараюсь подходить индивидуально каждому ученику (при опросе, обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности); максимально использую наглядность, а также меняю виды деятельности (беседа-игра.)
Подводя итог, хочу сказать, что роль «Разговора о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя очень велика. Занятия расширяют кругозор учащихся, помогают понять, что любовь к Родине начинается с самого малого – любви к семье, к людям, к природе, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.
Список литературы
Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37.
Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате [Текст] / Н. И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 5. - С. 27-37.
Комплект методических материалов для педагогов «Разговор о важном» (https://razgovor.edsoo.ru/)
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (https://ikp-rao.ru/razgovory-o-glavnom/)
Недосейкина, Л. А. Как воспитать гражданина и патриота / Л. А. Недосейкина, Т. В. Попова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2020. – № 11. – С. 68-69.