СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся в обучении немецкому языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В области преподавания иностранных языков проблема формирования социокультурной компетенции нашла отражение в федеральных государственных стандартах среднего основного и полного образования по иностранному языку, где социокультурная компетенция является одной из основных целей обучения иностранным языкам как часть коммуникативной компетенции наряду с речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной

Просмотр содержимого документа
«Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся в обучении немецкому языку»

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Все мы живем в огромном современном поликультурном пространстве. Диалог цивилизации, культур, традиций стал особенно актуальным в связи с процессами глобализации во всех областях человеческой жизни и деятельности. Но установить понимание удается далеко не всегда, даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолён, и собеседники свободно разговаривают на одном языке. Одна из основных причин, прежде всего, это – отсутствие социокультурной компетенции. Её наличие исключительно важно, а сама проблема её формирования активно разрабатывается в современной методике. По моему мнению, одним из способов формирования и развития социокультурной компетенции в учебный процесс является интеграция внеурочной деятельности. Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.

Н.Г. Муравьева предлагает следующее определение социокультурной компетенции: «это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [6, с. 28].

В области преподавания иностранных языков проблема формирования социокультурной компетенции нашла отражение в федеральных государственных стандартах среднего основного и полного образования по иностранному языку, где социокультурная компетенция является одной из основных целей обучения иностранным языкам как часть коммуникативной компетенции наряду с речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной [3].

Готовность жить и общаться в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет ему в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес.

Главной задачей в организации, как учебного процесса, так и внеурочной деятельности, на наш взгляд, является выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведческого материала, без чего невозможен социокультурный подход в обучении немецкому языку. Для этого в своей работе постоянно применяю методические материалы немецких издательств «Hueber», «Langenscheidt», «Klett», материалы Goethe-Institut, журналов «Juma», «Deutschland», «Der Weg», «Vitamin De», «Deutsch Kreativ». Всё это помогает в работе по использованию социокультурного компонента в преподавании немецкого языка и наполнению новым социокультурным содержанием УМК «Deutsch» И.Л. Бим.

Включение детей во внеурочную деятельность с помощью ролевых игр, даёт возможность познакомиться с менталитетом немцев и развивает положительную мотивацию изучения немецкого языка. Именно во время этих игр учащиеся учатся культуре общения: как сделать покупки, как приветствовать, как поздравить друзей, родных, знакомых, как обратиться с вопросом для получения информации.

Реализация социокультурного подхода осуществляется при проведении традиционных немецких праздников: День урожая (Erntedankfest), День святого Николая (Nikolaustag), Рождество (Weihnachten), День святого Валентина (Verliebstag), Пасха (Ostern) - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику.

Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни. На внеурочных занятиях с учащимися мы смотрим фильмы о городах Германии и Австрии (Берлин, Гёттинген, Мюнхен, Бонн, Кёльн, Гамбург, Гейдельберг, Любек, Веймар, Вена, Зальцбург), о немецких праздниках (Рождество, Пасха, Троица, Карнавал).

Но самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является, прежде всего, пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. В этом плане огромную роль играют международные молодежные и школьные обмены. Информационные визиты учителей, партнерство между школами, создание общих проектов, мероприятий в период обучения в средней школе учит ребят языкам, общению с иностранцами, дает бесценный опыт, который окажет влияние на будущее в жизни учеников школы. Молодежные обмены предоставляют возможность увидеть мир, узнать и научиться уважать традиции других стран, выучить иностранный язык, познакомиться с множеством людей из различных точек нашей планеты и получить колоссальный опыт!

МБОУ «СОШ №26» г. Абакана вот уже 4 год успешно проводит школьный обмен с гимназией г. Эберсберга (ФРГ). Абаканские школьники в летние каникулы в 2012 г. побывали в г. Мюнхен и в течение 10 дней проживали в немецких семьях, а немецкие партнеры по обмену приезжали в июле 2013 г. в Абакан с ответным визитом и проживали в русских семьях. Встреча партнеров является для обеих сторон большим событием и помогает нам решать важные задачи в преподавании немецкого языка в нашей школе и преподавании русского языка в немецкой гимназии. Школьный обмен вызывает большой интерес, как у учащихся, так и их родителей, значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка, практически формирует и углубляет коммуникативные навыки и умения учащихся благодаря “погружению” в языковую, образовательную, культурную и социальную среду во время пребывания в Германии. Наши ребята в течение недели посещали занятия в гимназии г. Эберсберг, культурные достопримечательности других немецких городов (Дрезен, Лейпциг, Мюнхен, Берлин), что значительно расширило культурный кругозор учащихся и углубило их знания немецкого языка. Общение с партнерами и их родителями также позволяет сравнивать образ жизни, поведение и манеру общения в другой стране и способствуют воспитанию толерантности и уважению к другому стилю жизни. Учащиеся также ведут свою переписку по Интернету с новыми друзьями и общаются по Skype на немецком языке. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас и обогащают знания необходимыми речевыми образцами для элементарного общения друг с другом.

Благодаря школьному обмену развивается открытость по отношению к многообразию культур и толерантность. Диалог культур – это способ осознания своей культуры, которая лишь при наличии другой культуры обретает индивидуальность и самобытность. Поэтому очень важным является развитие у учащихся межкультурной компетенции.

Еще одной формой организации внеурочной деятельности является театральная студия «Bienchen», главной задачей которой является расширить творческий потенциал ребёнка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства. Создание театральной студии на базе школы и эффективная её работа крайне необходимы в условиях современного воспитания, так как это путь ребёнка в общечеловеческую культуру, это моделирование жизненного опыта людей. Тем более творческая работа, перевоплощение в необычные образы совершенно необходимы в работе и с трудными детьми, и с одарёнными.

В том, что включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс – потребность современного образования, мы убедились на собственном опыте. Более трёх лет назад на базе «СОШ №26» г. Абакана при активной поддержке администрации школы была создана театральная студия «Пчелки». А начиналось все очень скромно: на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности учителей немецкого языка Толкачевой Натальи Николаевны и Доможаковой Валентины Викторовны присутствовали элементы театрализации, из которых и «выросла» студия. В студии за три года состоялось четыре замечательнейших премьеры, которые получили огромный отклик как у учащихся, так и у родителей. Многие учителя активно помогают руководителю и ребятам, поддерживают необычные идеи, рождающиеся в студии. Необходимо сказать, что путь, который для себя выбрали ребята и их руководитель Доможакова В.В. достаточно сложный: сценарии для постановок пишут участники студии самостоятельно. Никогда не используются уже готовые сценарии. Такой подход учит ребят нестандартно, а порой совершенно неожиданно решать творческие задачи. Премьера спектакля на немецком языке «Tröpfchen» в мае 2014 года потрясла зрителей, а участникам дала возможность серьёзной плодотворной работы (в течение всего учебного года), возможность красивых перевоплощений, возможность показать весь свой творческий потенциал каждого ребенка.

Немецкая театральная студия включает в себя три коллектива учащихся:

- Детский немецкий театр «Kleine Bienchen» (учащиеся 1-5классов);

- “ Студия DEUTSCHmitSPAß” (6-10кл.).

Создание немецкой театральной студии явилось результатом внедрения и использования в повседневной работе методики проектов на уроках немецкого языка. Внеурочные занятия дают детальное представление об особенностях языка, жизни, быте, традициях, истории, музыке, живописи, праздниках, обрядах, словом о том, что включает в себя понятие культура. Учащиеся по-настоящему погружаются в культуру страны изучаемого языка. В театре происходит обучение в действии, в деятельности, креативное обучение, которое доставляет детям удовольствие, развивает, поддерживает мотивацию к изучению немецкого языка. Работа над инсценировками активизирует, закрепляет и обогащает словарный запас, содействует эстетическому воспитанию, развивает художественный вкус и музыкальность. Совместный выбор репертуара, отработка текстов и песен, сольное и хоровое пение укрепляют межличностные отношения, сплачивают коллектив, позволяют выявить одаренных детей, а самым слабым учащимся – самовыразиться.



Театральная студия участвует в различного рода международных проектах. В 2013 году театральный коллектив «Kleine Bienchen» стал дипломантом IV Всероссийского фестиваля школьных кукольных театров на немецком языке. В этом году маленькие актеры приняли участие в театральном фестивале, проводимого рамках мероприятий Дней языков «В фокусе – Австрия», организованного кафедрой романно-германской филологии Института филологии и межкультурной коммуникации и были награждены почетными грамотами за оригинальность сценария. Стоить отметить, что ценным является не только результат (спектакль, песня, рисунок, декорация и т. д.), но и сам процесс работы, предполагающий занятость во внеурочное время, создавая тем самым условия для творчества, поиска, взаимодействия учащихся и родителей. Деятельность, в которую вовлечены учащиеся, обращена к когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сфере их личности, предоставляя каждому ученику возможность для самовыражения.



Также в целях повышения мотивации к изучению немецкого языка в апреле 2014 г. успешно был начат проект «Klassenbriefpartnerschaft» (Абакан-Эберсберг-Минусинск). При активном сотрудничестве учителей немецкого языка - членов МОО «Союз учителей немецкого языка Республики Хакасия и юга Красноярского края» и учителей гимназии г. Эберсберга, учащиеся получили уникальную возможность найти друзей по переписке, общаться и в дальнейшем совершенствовать свои знания немецкого языка.



Таким образом, внеурочная работа по немецкому языку играет существенную роль в развитии личности учащихся. У ребят наблюдается повышение мотивации к изучению предмета, интерес к стране изучаемого языка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!